Исповедь
Такие публикации чаще всего рождаются из читательской почты. Характеризуются откровенностью, обнажением внутренних переживаний.
Рекомендация
Почти то же самое, что и совет, но кроме ответов на вопросы “что?” и “как?”, здесь даются ответы на вопросы “почему?” и “почему так, а не иначе?”
* * *
Художественно-публицистические жанры
Очерк
Симбиоз репортажа и анализа с применением художественных приемов письма. Условия - документальность, фактичность, объективность. (Портретный очерк. Проблемный очерк. Путевой очерк).
(от 350 до 600)
Фельетон
Сатирическое описание ситуации, проблемы, факта с активным использованием иносказания, гиперболы. Не путать с западным пониманием жанра “фельетон”, означающем не что иное, как аналитическая статья.
Памфлет
“Брат” фельетона, отличающийся от него большей эмоциональностью, насыщенностью речи художественными выразительными средствами (гротеск, гиперболу, иронию, сарказм). В переводе с греческого («pamm fhlego») слово «памфлет» означает «все воспламеняю» или «все испепеляю».
Пародия
Подражание, гиперболизирующее недостатки и имеющее целью либо насмешить читателя, либо плюс к этому раскритиковать объект пародии.
Сатирический комментарий
Сопровождение события и явления (чаще - слов высокопоставленных чиновников) комментарием, построенным на выявлении и высмеивании ляпсусов, нелогичности, непоследовательности или же откровенной глупости.
!Житейская история
Художественное изображение конкретной ситуации, детально описывающее внутренний мир героев и, мотивы их поступков, часто вычленяющее плохие и хорошие персонажи.
Легенда
Вымышленная история, в которой фантазия автора зачастую основывается на реальных или условно реальных фактах.
Эпитафия
Рассказ о жизненном пути покойного, но, в отличие от некролога, насыщенный эмоциями, это своего рода “пресс-реквием”. Но в отличие от некролога, в котором превалирует информационное начало, т.е. сообщение читателю вполне конкретных данных из биографии усопшего, сведений о причине его смерти, месте и времени похорон, эпитафия выступает как напоминание о достоинствах умершего человека, представленных в их социальном аспекте. В эпитафии акцент делается не на факте чьей-то смерти, а на добродетелях человека, указывающих на его значимость, неповторимость.
Шутка
Вымысел, служащий развлечению читателей. “Добрый обман”, часто используемый журналистами, например, 1 апреля.
!Игра
Один из методов привлечения внимания читателей к изданию, своего рода пресс-шоу, где обязательно один или несколько победителей.
________________________________________
P.S.: Все мы - классики
Увы, господа будущие газетчики, уметь написать очерк, конечно, нужно. Я вообще ратую за “многостаночность” журналиста, но с одной “коронкой” в арсенале. Так пусть этой коронкой на первых порах будет все, что угодно, только не “очеркизм”.
Давайте будем прагматиками - в современных газетах стабильного места для вашей “беллетристики” просто не найдется. Вам нужно кушать, то есть писать и публиковать много, постоянно, конвейером. А очерк подразумевает наличие пролога, завязки, кульминации, развязки, эпилога и… жизненного опыта. Ведь это публицистика чистой воды. Единицы забивают себе стабильную нишу в редакциях газет именно как очеркисты…
И еще… Бойтесь агитпропа, не опускайтесь до нравоучений и дидактических пассажей. Наша задача - оперативно информировать, компетентно анализировать и иногда комментировать. Чем больше при этом задействовано внешних источников (СМИ, персоналий, разных институтов и организаций), тем ваше произведение интереснее и “достовернее”. Именно “произведение” - ибо таковым и должно видеться вам любое ваше изделие.