Лекция 2. организация процесса паблик рилейшнз
Профессиограмма – это документ, содержащий основные профессиональные требования, на которые должно быть ориентировано развитие профессиональных качеств человека в ходе овладения им профессией или замещения должности.
Профессиограмма PR-специалиста
В профессиограмме отражаются профессиональные требования, сформулированные на основе анализа профессиональной деятельности наиболее успешно работающих специалистов.
В мировой практике известны различные варианты составления профессиограммы PR-специалиста. Так, С. Катлип предложил следующий перечень:
— специальная образовательная подготовка в целях приобретения знаний и умений;
— оказание уникальных в своем роде услуг, признанных и востребованных обществом;
— опора на служение обществу и ответственность перед ним;
— независимость и личная ответственность членов корпорации;
— самоуправляющиеся объединения коллег, созданные ради соблюдения моральных кодексов и стандартов осуществления ремесленной деятельности.
Хельсинская хартия предъявляет следующие требования к уровню профессионализма PR-специалиста: «Профессия „паблик рилейшнз" может быть охарактеризована как свод знаний, академических программ, исследований, этических правил и контроль за их исполнением. Эти характеристики дополняют друг друга и формируют основу качества как профессиональную концепцию. Все профессионалы в области связей с общественностью... должны признать стандарты качества, установленные обществом, клиентами и профессионалами. Соответственно все отдельные практики и консультанты должны стремиться получить сертификат качества и применять общие принципы для непрерывного совершенствования стандартов...»
По мнению Ф. Буари, профессионал PR должен владеть рядом важных практических навыков: PR-специалист — это «интерпретатор, переводчик, королевский шут, посредник, советник. ..» Еще более образно по этому поводу выразился французский специалист Жак Сегела: «Тот, кто занимается коммуникацией, должен быть по очереди инженером и архитектором, поэтом и бухгалтером».
Однако профессиональное соответствие — это значительно большее, чем сумма знаний, навыков и умений. Это также и определенные стороны личности, и общая культура, и система жизненных ценностей.
Американское общество по связям с общественностью определило «личные качества, необходимые для успешной карьеры PR-специалиста»: навыки литературной работы; аналитические способности; экспертное планирование; умение грамотно решать проблемы.
Успешность в индивидуальной карьере становится синонимом успешности в профессии. Данный тезис применим и к профессиональной мотивации PR-специалистов. Специфика карьеры нацеливает индивида на личный успех.
С успешностью можно отождествить следующие группы профессиональных качеств.
1. Профессиональные знания: общие профессиональные знания; знания, умения и навыки безопасного выполнения операций (работ, функций), входящих в должностные обязанности; знания и умения, позволяющие выявлять (диагностировать), предупреждать и ликвидировать опасные (экстремальные) ситуации.
2. Деловые качества: дисциплинированность, ответственность; честность; добросовестность; компетентность; инициативность; целеустремленность, настойчивость; самостоятельность, решительность.
3. Индивидуально-психологические и личностные качества: мотивационная направленность; уровень интеллектуального развития и др.
Среди персональных качеств эффективного специалиста по PR К. Блэк указывает такие:
· общительность, чувство юмора,
· спокойствие под давлением (стрессогенная устойчивость),
· творческие способности,
· организованность,
· желание учиться, любопытство,
· теплота/доступность в общении,
· уверенность в себе,
· сосредоточенность,
· практичность, энергия, настойчивость, твердость, честность.
Профессиональные и деловые навыки эффективного PR-специалиста, как указывает К. Блэк, — это знание основ PR, навыки планирования и оценки, навыки письма, презентационные навыки, навыки общения со СМИ, навыки общения с клиентами, навыки обращения с персональным компьютером и электронными средствами коммуникации, управление проблемами и кризисами, управление репутацией, управление бюджетом, проектами, маркетинговые навыки.
Можно выделить три основные группы знаний и навыков PR-специалиста:
— предметные знания и умения — то, в чем PR-специалист может назвать себя экспертом: передовые технологии в области коммуникации, формирования и укрепления корпоративной культуры, финансового планирования, управления маркетингом, обучения и развития персонала;
— собственно знания и умения в области паблик рилейшнз —знания и умения, касающиеся процесса PR-деятельности, например навыки диагностики ситуации, анализа данных, выработки рекомендаций и внедрения их;
— навыки взаимодействия с людьми — умение слушать и слышать, владение техникой постановки вопросов, предоставления обратной связи.
Профессиограмма содержит информацию, позволяющую определить требуемый уровень профессиональной пригодности PR-специалиста. Целостный же образ идеального представителя профессии создает совпадение требований, содержащихся не только в профессиограмме, но и в таких документах, как квалификационная характеристика и должностная инструкция.