Методы PR
Паблик рилейшнз — это управленческая коммуникативная деятельность (совокупность социальных практик), направленная на оптимизацию взаимодействий социального субъекта со значимыми сегментами социальной среды — с его общественностью.
Таблица 1. Определения PR
Понятийный аппарат теории связей с общественностью
Профессиограмма PR-специалиста
Функции PR
Методы PR
Понятийный аппарат теории связей с общественностью
-1-
Понятие «связи с общественностью» существует уже более 200 лет. Впервые термин public relations употребил президент США Джефферсон в своем обращении к Конгрессу. В значении «действие во благо общества» паблик рилейшнз активно использовалось в 1830-х гг. Современное понимание появилось в конце XIX в. Однако до настоящего времени понятие «связи с общественностью» не получило однозначной трактовки. Прежде всего дадим определение базовому термину и объясним наличие большого количества дефиниций – их в современной литературе насчитывается около 1000.
Определения паблик рилейшнз можно классифицировать следующим образом, выделяя четыре основные группы определений:
1. Определения, имеющие официальный статус (представлены в профессиональных хартиях, кодексах; определения, принятые различными профессиональными ассоциациями).
2. Канонические лексикографические определения (словари, энциклопедии и другая справочная литература, в основном иноязычная - 1 В толковых словарях русского языка определение паблик рилейшнз отсутствует):
3. Определения, имевшие в 1990-х гг. — период становления PR-деятельности в России и ее научного осмысления — высокий научный или профессиональный статус.
4. Другие определения, дающие различные трактовки PR.
Источник | Определение |
1. Определения, имеющие официальный статус | |
Мексиканская декларация паблик рилейшнз, 1978 г. | Практика паблик рилейшнз — это творческий и социально-научный подход к анализу тенденций, предсказанию их последствий, предоставлению консультаций руководителям организаций и выполнению запланированных программ действий, которые послужат как интересам организаций, так и общественным интересам |
Американское общество паблик рилейшнз, 1982 г. | Паблик рилейшнз оказывают помощь нашему сложному плюралистическому обществу в более эффективном выборе решений и осуществлении функций, внося вклад во взаимопонимание между различными группами и организациями. Они вносят гармонию в частную и общественную деятельность |
2. Канонические лексикографические определения | |
Dictionary of Sociology, 1944 | PR — это теории и методы, применяемые для урегулирования отношений субъекта со своей общественностью |
Webster's New World Dictionar for Young Adults, 1994 | Паблик рилейшнз — это отношения, поддерживаемые организацией с общественностью посредством паблисити, которые имеют своей целью воздействие на общественное мнение |
Словарь иностранных слов, 1995 | Паблик рилейшнз — общественные связи — организация общественного мнения в целях наиболее успешного функционирования предприятия (учреждения, фирмы) и повышения его репутации. Искусство взаимоотношений между государственными (управленческими) общественными структурами и гражданами в интересах всего общества |
3. Определения, имевшие высокий научный или профессиональный статус | |
Известный американский теоретик, один из отцов паблик рилейшнз Эдвард Бернейз | PR — это область действий, которая призвана заниматься взаимодействием между личностью, группой, идеей или другой единицей общественности, от которой она зависит |
Определение, данное в первой переводной книге PR-специалиста Сэма Блэка (Англия, 1990) | PR — это искусство и наука достижения гармонии посредством взаимопонимания, основанного на правде и полной информированности |
65 ведущих ученых в области PR под руководством Р. Харлоу, на основе анализа существовавших в 1975 г. 472 определений | Паблик рилейшнз — это особая функция управления, которая способствует установлению и поддержанию общения, взаимопонимания и сотрудничества между организацией и ее общественностью, способствует решению различных проблем и задач, помогает руководству организации быть информированным об общественном мнении и вовремя реагировать на него; определяет и делает упор на главной задаче руководства компании служить интересам общественности, помогает руководству быть готовым к любым переменам и использовать их по возможности наиболее эффективно, выполняя роль „системы раннего оповещения" об опасности, помогает справиться с нежелательными тенденциями; использует исследования и открытое, основанное на этических нормах общение в качестве основных средств деятельности |
Продолжение табл. 1 | |
4. Другие определения | |
Как функция менеджмента | |
С. Катлип | Паблик рилейшнз — это управленческая функция по установлению и поддержанию взаимовыгодных отношений между организацией и общественностью, от настроений и мнений которой зависит успех или неудача организации |
И. Алешина | Паблик рилейшнз — самостоятельная функция менеджмента по установлению и поддержанию коммуникаций между организацией и ее общественностью |
Как область, или сфера деятельности | |
Британский институт связей с общественностью — IPR | Деятельностью в области паблик рилейшнз являются планируемые и осуществляемые усилия, направленные на установление и поддержание доброжелательных отношений между организацией и ее общественностью |
Н. Григорьева | ПР — коммуникативная деятельность, направленная на формирование и поддержание гармоничных и доброжелательных отношений между учреждением и общественностью на основе целенаправленной, оперативной, правдивой и достаточной информации |
Как совокупный ряд косвенных, родственных или сопряженных понятий | |
Основоположник европейской школы паблик рилейшнз Люсьен Матра | Паблик рилейшнз являются, во-первых, манерой поведения, а во-вторых, способом информирования и коммуникации, направленным на установление и поддержание доверительных взаимоотношений, основанных на взаимном знании и взаимопонимании между группой, рассматриваемой в ее разных функциях и видах деятельности, и аудиториями, которые она затрагивает |
И. Артемникова | PR — это независимое общественное мнение, сложившееся в результате деятельности вашей фирмы, ее рекламы и благотворительных мероприятий |
Д. Арнольд | PR — это искусство применения системы обоснованных на особенностях человеческого восприятия средств убеждения, направленных на увеличение конкурентных преимуществ одной идеи в ущерб другой |
Несмотря на содержательное многообразие, все определения PR можно разделить на две основные группы:
Нормативные - описывают PR-практику и технологические приемы деятельности специалистов по связям с общественностью;
Аналитические - анализируют имеющиеся дефиниции и предлагают авторскую трактовку понимания термина.
Большое количество определений свидетельствует о многообразной и сложной сущности PR, желании выделить одну или несколько сторон этой деятельности.
Необходимо четко различать PR-деятельность и журналистскую и рекламную практики.
Журналистика — деятельность по сбору, обработке и передаче массовой аудитории значимой информации посредством специальных средств (газет, радио, ТВ, информационных агентств).
Реклама — деятельность по информационному продвижению на рынке товара или услуги с целью их продажи. Любая форма неличного представления идей, товаров или услуг, оплаченная точно установленным заказчиком.
Наука о связях с общественностью получила название «пиарология».
Пиарология является наукой о закономерностях, принципах и механизмах формирования и функционирования связей с общественностью как совокупности социальных коммуникативных практик.
Основные характеристики пиарологии:
1. это формирующаяся наука, находящаяся на стадии своего становления. По ряду измерений она еще не отделилась от практики и в некоторых своих предметных разделах находится в эмбриональном состоянии.
2. сущностная характеристика науки о связях с общественностью заключается в том, что это социальная наука, т. е. научная дисциплина, относящаяся к системе наук, изучающих общество.
3. пиарология является информационно-коммуникативной дисциплиной, принадлежащей к сообществу социальных наук. Основанием, на котором строятся все теоретические конструкции PR, является информация.
4. пиарология является наукой прикладной ориентации, она может рассматриваться как технологическая дисциплина.
Объектом пиарологии является совокупность социальных коммуникативных практик, а ее предметом — закономерности,принципы и механизмы формирования и функционирования связей с общественностью как социальных коммуникативных практик.
С объектом и предметом науки непосредственно связаны ее задачи, отражающие актуальное состояние и уровень ее развития.
Эти задачи можно разделить на:
- фундаментальные,
- прикладные,
- технологические.
Фундаментальные задачи:
— исследования в области истории и перспектив развития PR;
— уточнение содержания предмета пиарологии по мере усложнения практики PR;
— разработка методологических основ пиарологии, ее связей с другими науками, методологии PR-исследований;
— обобщение опыта европейских паблик рилейшнз;
— создание и легитимизация единого профессионального лексикона, глоссария;
— развитие отраслевых дисциплин пиарологии;
— разработка и обоснование теоретических основ PR-деятельности в различных сферах.
Прикладные задачи:
— обобщение регионального опыта;
— перевод и комментарий качественных европейских пособий;
— определение перспектив создания и внедрения новых PR-технологий;
— анализ и оценка социальных и социально-политических: последствий реализации PR-проектов, а также применения техили иных PR-технологий.
Технологические задачи:
— развитие отечественных научных школ;
— создание научной специальности.
Рассмотрим основные понятия паирологии:
Ø Информация
Ø Коммуникация
Сам термин информация существовал с древнейших времен. По документальным источникам он фиксируется с начала нашей эры. Латинское слово informatio употреблялось в двух значениях:
1. 'разъяснение, ознакомление'
2. 'придание формы, свойств'.
Второе значение слова информацияпостепенно отошло на второй план, так как смысл этого слова смещался от понятий «вдохновение», «оживление» к понятиям «сообщение», «сюжет». В современном русском языке информация (без специальных значений) трактуется как 'сообщение о чем-либо', а также 'сведения, являющиеся объектом хранения, переработки, передачи'.
История понятия коммуникациявосходит к латинскому слову communicatio 'быть в отношениях с кем-либо'.
Под коммуникацией понимается «эффективное синхронное и диахронное взаимодействие социальных субъектов, сущность которого составляет движение от одного субъекта (источника) к другому (получателю) информации, имеющей смысл для обоих субъектов (коммуникационной субстанции или сообщения в идеальной или идеально-материальной форме)».
Процесс передачи ориентированной на большие группы людей (массовидные субъекты) информации с помощью технических средств называется массовая коммуникация.
В основе PR лежит социальная коммуникация — обмен между социальными субъектами информацией, которая в том или ином виде используется обществом в различных целях. Социальная информация — информация, производящаяся в процессе человеческой деятельности, которая отражает факты с точки зрения их общественной значимости и служит для общения между людьми и достижения ими своих целей.
Процесс коммуникации имеет постоянные элементы:
1) отправитель (коммуникатор, передатчик сообщений);
2) канал, средство передачи информации;
3) собственно сообщение;
4) получатель, которому предназначена информация и который ее интерпретирует.
Массовая коммуникация (МК) — процесс производства и передачи информации большим, рассредоточенным массам людей с помощью специальных технических средств.
Массовая коммуникация характеризуется следующими особенностями:
1) массовость аудитории;
2) ее гетерогенность;
3) использование высокоскоростных и репродуктивных средств связи с информацией;
4) быстрое распространение сообщений;
5) относительно небольшая потребительская стоимость получаемой информации.
С содержательной точки зрения МК включает в себя журналистику, рекламу, PR, художественную литературу, кинематограф (рис. 2).
Рис.2. Составляющие МК
Журналистику, рекламу и PR объединяют следующие основные признаки:
— достоверность информации;
— социальная значимость;
— открытость, публичность;
— опосредованность;
— массовый реципиент.
Паблицитный капитал(publicity capital, капитал публичности) — особый вид капитала, которым обладает рыночный субъект, функционирующий в пространстве публичных коммуникаций. В упрощенной форме паблицитный капитал можно определить как имиджевый капитал, капитал известности. Паблицитный капитал, как и любой другой (например, финансовый, вещественный), неотделим от понятия собственности. Паблицитный капитал представляет собой социальное отношение, связанное с собственностью, а его сущность связана с самовозрастанием стоимости путем использования потребительской стоимости, заключенной в собственности. В качестве потребительной стоимости выступают такие нематериальные субстанции, как позитивное общественное мнение, бренд, имидж, репутация.
Паблисити — это распространение намеренно заранее спланированных и на высоком уровне выполненных сообщений через выбранные (неоплачиваемые) СМИ с целью возбуждения общественного интереса к организации или отдельной личности. Авторитетный британский словарь Webster дает такое определение: «Паблисити: 1) информация, которая привлекает внимание публики к объекту (индивиду, группе, институту, территории или предмету); 2) заинтересованное внимание публики (общественности) к тому или иному объекту; 3) деятельность или бизнес по завоеванию и удержанию публичного заинтересованного внимания к тому или иному объекту». Таким образом, паблисити можно определить как широкую позитивную известность субъекта PR. Подводя итог, можно сказать, что деятельность PR-специалиста направлена на формирование паблисити своего субъекта PR.
-2-
Методом исследования называется основной способ сбора, обработки и анализа данных. Метод выступает способом «проникновения» в предмет способом постижения и освоения предмета.
Учением о принципах и процедурах формирования и применения методов исследования, о системе принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности является методология.
Методология науки о связях с общественностью — это система знаний о структуре, логической организации, методах и средствах PR-деятельности в области теории и практики.
Наука о связях с общественностью — это комплексная, интегративная отрасль знания, возникшая на стыке целого ряда фундаментальных и прикладных дисциплин, опирающаяся на междисциплинарную методологию; комплексность пиарологии вытекает из комплексности деятельности в сфере PR. Поэтому в группу методов, входящих в арсенал связей с общественностью, включаются практически все методы, которые используются науками о человеке и обществе для сбора и обобщения информации.
Первичная информация, необходимая PR-специалистам, может быть получена напрямую у целевой общественности с помощью таких методов, как опрос, наблюдение, эксперимент.
Опрос — метод исследования, предусматривающий устное или письменное обращение к исследуемой совокупности людей с вопросами, содержание которых представляет проблему исследования на эмпирическом уровне, а также статистическую обработку полученных ответов.
Наблюдение — метод сбора первичных эмпирических данных, который заключается в непосредственном восприятии (визуальном, слуховом) и регистрации значимых процессов, явлений, событий, подвергающихся контролю и проверке. Близким методом является этнографический. Этнографические исследования, обычно широко используемые в социологии и антропологии, основаны на участии независимого наблюдателя — исследователя, который погружается в среду целевой аудитории. С течением времени наблюдаемые забывают о присутствии исследователя, позволяя ему использовать приемы «скрытой камеры» и фиксировать данные, не используя при этом традиционные анкеты или интервью.
Эксперимент — метод сбора и анализа эмпирических данных, с помощью которого путем планомерного управления условиями научно проверяются гипотезы о причинных связях явлений.
Для диагностики эмоциональных связей, взаимных симпатий и антипатий между членами группы используется метод социометрии. Создается социометрический критерий — вопрос, задаваемый всем членам изучаемой группы с целью выяснения взаимоотношений. В техническом отношении социометрия — это сочетание опросной методики и алгоритмов специальной математической обработки первичных измерений.
Особо следует выделить метод контент-анализа — формализованный анализ содержания текста. В каждом конкретном случае исследователь разрабатывает специальную методику, которая позволяет ему по содержанию ряда материалов судить о том, что стоит за этим содержанием. На основании информации о том, что есть в тексте, исследователь делает вывод, в какой мере это отражает (моделирует, модифицирует, трансформирует, искажает) реальность.
В качестве противовеса подобным первичным исследованиям можно назвать вторичные исследования. Сущность вторичных исследований — их называют еще кабинетными исследованиями (desk research) — это анализ всей доступной информации, которая содержится в печатных и электронных СМИ, а также в статистических базах данных, в том числе отраслевых и других всевозможных источниках. Самой большой в мире базой данных, которая содержит многочисленную информацию, необходимую для специалистов по PR, сейчас является Интернет.
Методы вторичных исследований:
- метод исследования кейсов (Case Study). Кейсы, включающие в себя формальное исследование наиболее успешных PR-практик, можно найти на сайтах PR-организаций, в книгах и каталогах,
- ситуационный анализ — это системная деятельность, которая связана с исследованием внутренней и внешней среды различных организаций и структур (коммерческих, некоммерческих, государственных и др.). Результаты ситуационного анализа находят отражение в прогнозировании деятельности организаций и ее стратегическом планировании, бизнес-планах, планах маркетинговых коммуникаций и мероприятий по связям с общественностью.
Таким образом, в PR востребован весь спектр методов эмпирического исследования: анализ документов, наблюдение, сплошные и выборочные опросы, экспертные опросы, метод фокус-групп, тестирование, эксперимент (табл. 3).