Определение загадок. Их происхождение

ЗАГАДКИ

 

Загадка получила определение со времен Аристотеля, который называл ее хорошо составленной метафорой. В. И. Даль писал, что загадка — это «иносказанье или намеки, окольная речь, обиняк, краткое иносказательное описание предмета, пред­лагаемое для разгадки»[14]. Наиболее точное определение загадки принадлежит В. П. Аникину: «Загадка — это поэтическое за­мысловатое описание какого-либо предмета или явления, сделанное с целью испытать сообразительность человека, равно как с целью привить ему поэтический взгляд на действительность».[15]

Загадка состоит из двух частей: загадки (вопроса) и отгадки (ответа), которые между собой связаны. В загадке тем или иным способом «зашифрована» отгадка. Это может быть метафора или другое иносказание — не случайно народ сложил загадку о за­гадке: Без лица в личине[16].

Истоки загадок восходят к тайной речи первобытного обще­ства — загадки распространены у всех народов, задержавшихся в своем историческом развитии. Враждебную силу следовало перехитрить, чтобы обеспечить благополучие себе и своему роду. В обрядах инициации посвящаемый испытывался с помощью загадок — без знания тайной речи юноша не мог стать мужчи­ной. Загадки встречаются в мифологии древних народов (на­пример, в древнегреческих мифах). Русские загадки по проис­хождению также связаны с условной речью — зашифрованным языком охотников, с обрядами и магическими действиями, на­правленными на обеспечение урожая и успеха в скотоводстве и земледелии.

Как уже указывалось исследователями, знаменитый русский путеше­ственник XVIII в. С. П. Крашенинников отметил остатки древней тай­ной речи у русских охотников на соболя. Артель избирала «передовщика», он назначал себе помощников и наказывал им, между прочим, «что­бы по обычаю предков своих ворона, змею и кошку прямыми именами не называли, а называли б верховым, худою и запеченною». Дальше Кра­шенинников писал: «Промышленные сказывают, что в прежние годы го­раздо больше вещей странными именами называли, например: церковь — востроверхою, бабу — шелухою или белоголовкою, девку — простыгою, коня — долгохвостым, корову — рыкушею, овцу — тонконогою, свинью — низкоглядою, петуха — голоногим и прочее...» Крашенинни­ков отмечал, что все эти слова, кроме замены ворона, змеи и кошки, оставили, то есть не стали употреблять[17].

У русских отзвуки загадок древнего периода сохранились в былинах, сказках, песнях (например, многие подблюдные пес­ни имеют форму загадок: не описывают судьбу человека, а под­меняют ее описанием предмета или действия).

С течением времени древняя функция загадок постепенно угасла, но осталась их поэтическая форма. Она оказалась про­дуктивной. К загадке начали относиться как к способу испыта­ния сообразительности, стали создавать новые загадки о пред­метах и явлениях. Сложился фольклорный жанр, который не имел никаких иных целей, кроме художественных и развлека­тельных.

Д. Н. Садовников в предисловии к своему собранию загадок указал на основное различие пословиц и загадок. «В первых, — писал он, — отразились взгляды народа на природу и окружаю­щую обстановку, в последних — вся житейская мудрость и нрав­ственная личность простолюдина. В загадке, более древней по форме и происхождению, открылся полный простор для твор­ческой фантазии народа; в пословице — для его здравого смыс­ла и критики»[18].

Загадки содействовали активизации познания окружающего мира, формировали навыки логического мышления, развивали наблюдательность. Они были средством развлечения и незамет­но воспитывали. На протяжении всей истории загадок сохраня­лась их обучающая функция.