Газета трудового коллектива.
Хотелось бы посоветовать при создании корпоративных коммуникаций не опираться только на западный опыт, на зарубежные PR-технологии. Не нужно забывать, что издание компании – не изобретение последних лет. У газет советского времени тоже есть чему поучиться: это в первую очередь принципы распространения, согласно которым в эти коммуникации должны быть вовлечены все сотрудники. Технология выпуска изданий, в том числе обладание собственной типографией, тоже является хорошим примером. В советское время власть очень хорошо понимала значение такого мощного инструмента, как печатное слово, в деле пропаганды своих идей.
О значимости этой информации для сотрудников свидетельствуют следующие анкетные данные. Согласно опросу, проведенному сотрудниками Ленинградского государственного университета в 1980 году, более половины рабочих (51%) получают информацию о жизни коллектива предприятия из многотиражной и стенной печати, 46% - из выступлений на собраниях руководителей и партработников, 37% - из «средств наглядной агитации».
Однако, отмечая определенный вклад газеты в распространение информации о предприятии, знакомство читателей с последними партийными постановлениями, уже советские исследователи сетовали на то, что большая часть газеты просто фиксирует проблемы, не подвергая их системному анализу и всестороннему обсуждению. Простым рабочим при обсуждении актуальных вопросов почти не дают возможности высказаться.
Что касается содержания, то сегодня газеты и журналы предприятий, сохранившие с советских времен свои названия - «Московский телефонист», «Метростроевец», газета кондитерской фабрики «Ударница», уходят от прежнего формата. По внешнему виду они зачастую становятся полноцветными, с большим количеством иллюстраций, но такие основные задачи, как сообщение об актуальных проблемах жизни компании, о решениях руководства остаются.
Редакция корпоративной газеты, как и прежде, редко озабочена проблемами самоокупаемости, но она должна заботиться о вкусах целевой аудитории – внутренней и/или внешней, иначе ее могут заменить или закрыть издание. Ведь в современных условиях при обилии различных профессиональных изданий, собственное издание фирмы должно быть конкурентоспособным и печатать эксклюзивную информацию как для внутрикорпоративных целей, так и для клиентов
Человеку, как правило, всегда интересно читать о своей работе, которой он отдает по 8 часов в сутки, а то и более. Вдобавок, на страницах корпоративной прессы сотрудник может высказать свои мысли в виде статьи, письма в редакцию, отклика на ту или иную публикацию. Во многих изданиях именно сотрудники являются авторами. Редакция только литературно корректирует их материалы.
Благодаря корпоративному изданию руководство компании может донести до работников смысл предпринимаемых им действий, чтобы, опередив конкурентов и разносчиков слухов, подтолкнуть коллег к такому пониманию этих действий, которое не отпугнет людей. При этом необходимо учитывать способ подачи материала: при слишком навязчивом стиле может возникнуть обратный эффект.
Корпоративное издание не столько отражает некоторые процессы, информирует о них, сколько является мощным инструментом создания корпоративной культуры – с помощью него можно добиться сплочения коллектива, быстрого донесения информации о важнейших решениях руководства компании до всех сотрудников и интерпретации этой информации в определенном ключе.
Автор: Ольга Дичева
Отсутствие разнообразия журналистских жанров делает периодическое издание неинтересным, нечитаемым и значит, бесполезным. Между тем, существуют десятки различных журналистских жанров. Приведем основные из них:
1. Информашка (новости одной строкой). Краткое сообщение о событии и информационном поводе. Возможно расширение за счет подробностей или цитаты из высказывания участника или главного лица. Не больше абзаца.
2. Заметка. То же самое. Чуть подробнее, несколько абзацев.
3. Репортаж. То же самое, но с описанием подробностей, интересных деталей, обстановки. Восстанавливается последовательность событий. Как будто журналист был очевидцем.
4. Репортаж с комментариями. То же самое, но с комментарием ВИПа или ЛОМа.
5. Репортаж глазами человека из толпы (людей из толпы). То же самое, но берутся мнения простых людей, участников или свидетелей события и их оценки.
6. Взгляд из-за кулис. То же событие, но через описание тайных пружин и интересов. Как и что делалось из того, что осталось за кадром. Чего не видела и не могла видеть и знать публика.
7. Аналитический материал. Событие. Причины события, последствия события. Аргументы на каждое утверждение.
8. Журналистское расследование. Факт, как он выглядит на поверхности. Противоречия и нестыковки принятой версии. Дополнительные усилия по поиску других данных. Новая версия, переворачивающая ту, что выглядела как очевидная. Кому выгодно, чтобы все видели все так, а не иначе?
9. Версии и гипотезы. Событие. Его причины и последствия в различных вариантах. Противоположные мнения.
10. Напоминание. Есть событие. Но есть предшествующие события. Событие выглядит иначе в свете этой истории. Возможно, это тенденция или новый поворот в деле...
11. Прогноз. Событие. Перечень влияющих на развитие других событий факторов. Версии и прогнозы. Оценка вероятности развития событий по определенному сценарию.
12. Субъективная оценка. Факт, событие, информационный повод. Непосредственная реакция журналиста. Эмоциональная и рациональная оценка.
13. Объективная оценка. То же самое. Но берутся цифры статистики, установленные данные, подкрепленные авторитетными ссылками.
14. Push balls (столкновение шаров). Событие. Берется несколько противоположных мнений и сопоставляется. Пусть читатель решает сам.
15. Серия комментариев. Событие. Подбор комментариев, необязательно противоположных, но разносторонних. Важна не разность оценок, а разность комментаторов, например, академик и доярка, космонавт и панк, чиновник и домохозяйка.
16. Расширенный комментарий (авторитетное мнение). Один, но расширенный комментарий ВИПа или ЛОМа, эксперта, компетентного в проблеме.
17. Интервью. Оно и есть. Острый заголовок и острые, неудобные, интересные вопросы. Человек должен раскрыться с разных и не известных ранее сторон или раскрыть ту проблему, которой посвящено интервью.
18. Интервью с комментариями. То же самое, но периодически в материал вплетаются слова журналиста, его оценки, замечания, например, о том, как интервьюируемый отреагировал на вопрос, что подумалось самому журналисту в этот момент и проч.
19. Актуальный материал. Тут главное не в том, чтобы дать информацию, а чтобы побудить человека что-то сделать или же подготовить человека к какой-либо ситуации. Насторожить, заставить прекратить что-то делать, просто привлечь внимание, озаботиться.
20. Конфликт. Описание конфликтной ситуации. Мнения противоположных сторон. Мнение пострадавших, мнение незаинтересованных, мнение компетентных.
21. Очерк. Описание-размышление о некоем герое или большой проблеме. Вроде бы большой человек или общая проблема. А как он в быту или как эта проблема отражается в повседневности? Конкретизация общего.
22. Story. Противоположность очерку. Там идет конкретизация чего-то большого, великого и общеизвестного, а тут наоборот, берется маленький человек или маленькая проблема, но постепенно оказывается, что его история типична или же общезначима и выводит на очень важные вещи, заставляет задуматься о большем.
23. Урок. Поучительная история. Рассказ и вывод. Так надо делать, а так нельзя.
24. Притча и аналогия. Событие или информационный повод. Ассоциация с известной или выдуманной историей. Выявление новых граней события или высказывания через аналогию.
25. Скандал. Серьезные люди в несерьезных обстоятельствах. Подробности. Прогнозы.
26. Официоз. Официальное сообщение о решении, законе, указе, постановлении. Возможно, публикация оных.
27. Официоз с краткой оценкой или комментарием. Закон и разъяснения эксперта (например, юриста, что он дает и что отнимает, как изменится жизнь).
28. Прямая линия, интерактив. Вопросы гостю от людей и его ответы.
29. Письма читателей. Они и есть.
30. Блиц-опрос. Опрос читателей или прохожих по актуальной теме. Можно с краткими или развернутыми комментариями.
31. Говорящие цифры. Цифры, графики, диаграммы, очень доступно разъясняющие положение вещей.
32. Открытая трибуна. Типа писем избирателей, но берется одно-два письма, проблемные и длинные. Жанр выступления с трибуны.
33. Путевые заметки. Одиссея журналиста по разным местам (рестораны, клубы, рынки, села, газеты края и проч.).
34. Фельетон. Высмеивание поступков или фраз (слово за словом) кого-нибудь известного.
35. «Издевательство». Юмор в проблемной ситуации. Посмотреть на то, что всеми воспринимается как проблема с юмористической стороны. Выглядит как издевательство, но именно так, видимо, и мыслят те, кто проблему устроил.
36. Фарс. Доведение до абсурда любых начинаний, благих дел, фраз, программ, тенденций.
37. Взгляд из будущего. Представим себе, что Нечто уже свершилось. Нравится вам такое будущее или нет? Рай или ад, утопия или апокалипсис.
38. Сравнение. Все познается в сравнении. Сходные города, регионы и страны, сходные ситуации и проблемы, различные цифры, различные решения и поступки. Можно сравнивать не только с местом, но и во времени. Сходные вещи в разное время. Либо ностальгия, либо хорошее настоящее на фоне ужасного прошлого.
39. Эксперимент. А вот говорят, что... А давайте попробуем на себе или на людях... Описание эксперимента и его результаты. Например, переодеться в нищего и посмотреть, сколько подадут за день, сколько раз прогонит милиция и проч.
40. Мистер Икс. Правда словами того, кто не хочет обнародовать личность.
41. Черный ящик. Аналогично. Найден чей-то ноутбук, в редакцию принесли пакет с документами...
42. Шок. Описание ощущений или чудовищной ситуации без всяких объяснений. Невозможность найти смысл в том или ином поступке, действии, событии.
43. Доска почета. Настоящее или карикатурное восхваление кого-то или чего-то. Перечисление достоинств и плюсов по возрастающей.
44. Утро стрелецкой казни. По возрастающей. Список мерзостей и минусов, настоящий или карикатурный.
45. Анекдоты. Старые переделанные анекдоты или новые на наши темы.
46. Народное творчество. Частушки, стихи и прочий «креатифф».
47. Полезняк. Хозяйке на заметку. Расписания, телефоны, календари, рецепты и т. д.
48. Кроссворды и сканворды. Там могут фигурировать нужные вам темы и люди.
49. Тесты. Они и есть.
50. Интересное и таинственное. Слово ученым. Генетика и черные дыры, искусственный интеллект и археологические находки.
51. Из жизни звезд. Их нравы.
52. Желтизна. Че в мире-то деется!.. «Мухи съели пограничника», «В Москве подрались два привидения», «Мумия изнасиловала археолога», «Найден Маугли, воспитанный дятлами», «Дельфин-инопланетянин похитил близнеца Гитлера» и проч.
53. Дайджест. Что пишет другая пресса, что показывает ТВ. Обзор, перепечатки, выдержки.
54. Итоги. На что следовало обратить внимание на прошлой неделе.
55. Анонсы. На что следует обратить внимание в будущем.
56. Рецензии. На фильмы, книги, статьи, акции, проекты и проч.
57. Поздравления. С круглыми датами, юбилеями, праздниками.
58. В этот день 100 лет назад. Необязательно 100 лет, год назад, 200 лет, 10 лет, 1000 лет...
59. Краеведение. Заметки о местах и людях края, история.
60. Сериал, сага. Сериалы с продолжениями бывают не только на ТВ, в газете так же можно писать такие истории.
61. Проповедь. Это может быть слово священника или просто авторитетного человека на какую-то нравственную тему.
62. Объявления. Пропала собака, сука.
63. Конкурсы. Пусть читатели что-то угадывают, присылают.
64. Судьбы. Как в «Караване историй».
При желании можно довести этот перечень до сотни.
Есть газета, в ней есть полосы, колонки, что-то кто-то пишет. Знаете ли вы, почему в газете делается что-то именно так, как делается, а не иначе? Есть следующие этапы создания газеты:
1. Определение целевой аудитории газеты (потому что от этого зависит название газеты, концепция, идеология и даже графическое оформление и способы распространения). Замечание: мы не можем ни физически, ни в информационном плане без ущерба для издания охватить две или три целевые группы. Нам нужно очень четко ориентироваться на одну из них. В медиа-среде как нигде силен закон позиционирования. Неправильное, смешанное, запутанное позиционирование приводит к тому, что издание не только не охватывает две целевые группы, но не нравится ни тем, ни другим.
2. Юридическая регистрация газеты и названия.
3. Разработка макета газеты:
· размер (количество полос — 4, 6, 8);
· формат (А2 или A3);
· шапка (название, выходные данные: еженедельная газета, № и прочее, анонсы);
· отдельно разрабатывается стандартный внешний вид первой полосы;
· размещение материалов (статьи, новостная колонка) и фотографий на остальных полосах;
· колонтитулы, номера страниц, заглавия рубрик, графическое сопровождение вроде того, нужна или не нужна линейка между материалами, как будет отделена визуально новостная колонка и прочее.
4. Разработка содержания газеты:
· определиться с рубриками. В зависимости от количества полос разрабатываются постоянные рубрики. Например, если мы делаем четырехполосную газету, то это может выглядеть так: первая полоса — главное событие недели; вторая полоса — острые проблемы (заголовок типа «Намедни»); третья полоса — тематический материал или интервью («Человек», «Проблема», «Острый вопрос»),и так далее; четвертая полоса — печатные дискуссии по актуальным вопросам («Полемика», «Спор»);
· придумать заголовки постоянных рубрик и утвердить их постоянное местоположение;
· определиться с источниками наполнения газеты (авторские материалы, перепечатки из газет и Интернета, какие конкретно издания мы упоминаем и используем. Здесь может быть обмен по принципу бартера — мы их перепечатываем (упоминаем), они нас рекламируют или ссылаются на нас).
5. Разработка «догмы» газеты:
· основные принципы работы и политика издания (темы, которые мы освещаем обязательно, темы, которые мы не замечаем, отношение к новостям — что является новостью, а что нет, стилистика материалов, идеология);
· максимальный и минимальный объем печатаемых материалов (например, новость не должна быть больше одного-двух абзацев, статья более 2000—3000 знаков, в зависимости от формата газеты, исключение для интервью или тематического материала, который может занимать объем полосы);
· правила оформления материала.
6. Набор сотрудников: нам нужна постоянная редакция на штатной основе, которая будет ежедневно выходить на работу и готовить газету. Сотрудники:
· главный редактор;
· выпускающий редактор;
· редактор полосы или ответственный за полосу (2-3 человека — если 4 полосы и т. д.);
· новостной редактор — 1 человек;
· авторы — корреспонденты постоянные — 2-3 человека, внештатные — неограниченно;
· ответственный за техническое обеспечение (компьютеры, принтеры) — 1 человек;
· верстальщик-дизайнер (человек, который должен уметь красиво и быстро верстать газеты, работать с фотографиями и пр.) — 1 человек;
· корректор — 1 человек;
· ответственный/ые за типографию и распространение — 1-2 человека.
7. Техническое обеспечение: поиск оптимальной типографии, система договоров, время печати и доставки пленок в типографию (или диска с газетой, в зависимости от того, с какого источника печатает типография).
8. Первые несколько номеров выпускаются в пилотном режиме, то есть в одном экземпляре. На них редакция учится работать в выбранном формате, осваивает и уясняет основные задачи, каждый номер должен разбираться редактором на редакционном собрании с указанием ошибок и успехов.
9. Только после этого газета может выпускаться в свет. Однако, следует ожидать, что первые месяцы, пока сотрудники сработаются и хорошо уяснят необходимые требования, пока обкатается формат газеты, возможны разные казусы. Кроме того, не стоит сразу ожидать большого успеха и искать высокий уровень. Как и всякий проект, новая газета должна набрать читателей и раскрутиться, а на это требуется не менее полугода постоянной работы.
Матвейчев Олег | Источник: Элитариум
Читайте далее http://www.hr-portal.ru/article/vsya-palitra-zhurnalistskih-zhanrov-v-pomoshch-sozdatelyam-korporativnyh-smi
http://www.hr-portal.ru/article/vsya-palitra-zhurnalistskih-zhanrov-v-pomoshch-sozdatelyam-korporativnyh-smi
Начало формы
Конец формы