Жанровые виды заметки

Изложенный здесь совет включает в себя три основных пункта: 1) как выбрать обувь, 2) как двигаться по обледенелой дороге, 3) как падать. Все вместе они и составляют краткую программу предотвращения травм при движении по улице в гололед.

О том, что данный текст содержит нормативную информацию, «сигнализируют» содержащиеся в публикации так называемые модальные понятия: «могут», «разрешалось», «запрет», «не превышающей», «должны», «запрещен» и т.д. (выделены курсивом. – А.Т.). Без таких понятий не может быть сформулирована ни одна норма.

Заключенная во втором тексте оценка также касается журналистов, но представителей другого коллектива, выступавшего оппонентом РТР и ОРТ в ходе тех же выборов. Сравнивая эти два оценочных сообщения, читатель может взглянуть на отношения журналистов на телевидении с двух точек зрения, что позволит ему сделать еще одну, свою собственную оценку деятельности тележурналистов сразу трех каналов.

Что является основным условием реализации этого сообщения? Очевидно, успешный ход строительства. Если же оно будет по каким-то причинам остановлено, то и сообщение о вступлении в строй культурного центра в указанный срок окажется ложным.

В отличие от прогноза и гипотеза и версия могут быть нацелены (и в большинстве случаев нацеливаются) не на сообщение о каком-то явлении, а на его объяснение, хотя и предположительное.

Третья заметка содержит вероятностную информацию (предположение), которую можно назвать версией. Основанием для такого определения типа информации является то, что, кроме представленного в данном тексте «АиФ» предположения, существуют и другие мнения о причинах авиакатастрофы, как уже известные читателям газеты из ранее опубликованных материалов, так и еще неизвестные им, но, судя по намеку еженедельника, имеющиеся у следователей.

Первый текст содержит два разных по «знаку» предположения о будущих ценах на алюминий. Эти предположения вполне можно назвать прогнозами, поскольку в них сообщается о том, чего еще нет и чего, возможно, не будет. То есть в заметке речь идет о предполагаемых в будущем событиях, которые, однако, не обязательно произойдут, поскольку зависят от множества факторов, учесть которые в данный момент в полной мере просто невозможно.

Вторая заметка включает в себя предположение, относящееся к прошлому периоду в политической жизни России, в частности к деятельности Б. Ельцина. Это предположение – гипотетическое утверждение о том, как якобы предполагалось повысить избирательный рейтинг Ельцина. О том, насколько это утверждение обоснованно, судить трудно. Тем не менее ничто не мешает газете выдвигать подобного рода предположения. В том случае, если когда-то появятся факты, подтверждающие гипотезу, она сама превратится в факт.

Превентивная информация. Под ней понимают сообщения о событиях, которые «запланированы» и с большой степенью вероятности должны произойти в ближайшем будущем. Превентивную информацию можно считать разновидностью вероятностной. Однако она обладает и своими особыми чертами, позволяющими относить ее к самостоятельному типу информации.

Из публикации «Будет новый Центр»
(Вечерняя Москва. 9 января. 1999)

Строительство творческого Центра имени Всеволода Мейерхольда завершится уже в этом году. Центр Мейерхольда будет включать в себя театр с уникальной мобильной сценой, выставочный зал, два репетиционных помещения, видеобиблиотеку, трехзвездочный гостиный комплекс, современный паркинг, магазины, рестораны. По своей многофункциональности Центр станет уникальным для Москвы, а его архитектура прекрасно впишется в исторический облик города.

Иногда у ряда событий будущего, о которых сообщают СМИ, существуют исключительно «сильные» предпосылки реализации. Такие предпосылки представляют собой существование факторов, надежность проявления которых уже неоднократно подтверждалась в человеческой практике (например, если строится тот же дом и есть все необходимые условия для этого, то он, как правило, бывает построен к определенному сроку). Порой на основании существования подобных предпосылок превентивную информацию о них относят к разряду фактологической. На самом деле, разумеется, такого рода информация является вероятностной, превентивной, предположительной и по-настоящему к фактам причислена быть не может.

Превентивное сообщение нельзя считать излагающим факты, поскольку факт – это всегда то, что уже существует, но отнюдь не то, что будет существовать, даже если степень возможности этого будущего существования очень высокая. Некоторые издания учитывают этот нюанс, разделяющий сообщение об уже свершившемся событии от сообщения о событии, которое должно совершиться. Так, например, в газете «Московская перспектива» (см.: №4. 1999) сообщения о свершившихся событиях публикуются под рубрикой «Факт», а сообщения о событиях, которые должны произойти, – под рубрикой «Должно стать фактом!». Однако в процессе обыденной творческой деятельности, для удобства пользования информацией (но не более того), журналисты могут относить ее к разряду фактологической. Но все это, естественно, не отменяет различия, существующего между превентивной информацией и информацией о фактах. В целом превентивные сообщения по степени своей «надежности» значительно превосходят иные предположительные (вероятностные) суждения.

Иногда превентивное сообщение называют предположением. Это неверно. Хотя предположения относительно будущих явлений в известной мере и можно назвать превентивной информацией. Однако понятия «предположение» (вероятностная информация) и «превентивная информация» не тождественны. Предположения не совпадают в полной мере с превентивной информацией постольку, поскольку, как уже было сказано, они могут относиться как к будущему тех или иных явлений, так и к прошлому, к истории предмета отображения. Превентивная же информация относится только к будущему состоянию каких-то явлений. А кроме того, превентивное сообщение, как уже было установлено, всегда обладает большей степенью обоснованности и большей вероятностью оправдания, чем предположение.

Оценочная информация. Как известно, оценка представляет собой отношение субъекта оценки (журналиста или любого другого человека) к оцениваемому предмету. Это отношение возникает в результате сравнения предмета оценки с определенными критериями, в качестве которых могут выступать потребности, интересы, идеалы, нормы, образцы, стандарты и пр. Оценочными часто являются сообщения о всевозможных явлениях информационного плана (книгах, фильмах, пьесах и пр.). Но оценка, разумеется, может выноситься по отношению к любому предмету выступления.

Из публикации в «Вечерней Москве». 6 января. 2000:

«На дне

Оказалось так называемое телесообщество. По итогам информационной войны, развернутой на последних выборах. В коридорах «Останкино» бывшие коллеги отворачиваются и не подают руки. На многих повисло клеймо нечистоплотности, подозрение в беспорядочных политических связях. Под угрозой судьба розыгрыша призов «ТЭФИ», за которые телевизионщики так отчаянно сражались все последние годы».

Как видим, основная цель этого выступления – оценка ситуации, сложившейся в коллективе тележурналистов «Останкино» после выборов, проведенных в Государственную Думу. Суть этой оценки ясна. И знание ее, очевидно, окажется важным как для журналистского сообщества России, так и для других граждан.

 

Из публикации в «Вечерней Москве». 6 января. 2000:

«Уважать себя заставил

Телеканал НТВ, точнее его служба новостей. Своей позицией во время прошедших выборов.

«Мы средства информации, а не средства пропаганды», – радуются теперь идеологи НТВ. Грустят только Лужков с Примаковым».

Нормативная информация. Нормы представляют собой требования, адресованные обществом социальным группам, отдельным личностям. Общественные нормы многообразны. Они могут быть отнесены к тем или иным типам, в зависимости от оснований классификации. Они, например, могут быть политическими, экономическими, моральными, техническими, медицинскими и т.д. Значимость норм для человека заключается не просто в том, что они ограничивают, «дозируют» его деятельность, выполняя регулирующую функцию, но и в том, что, выполняя нормативные требования, он вправе ожидать того же и от других людей. Только в таком случае возможна упорядоченная жизнь в обществе, только так могут быть устранены случайные, непреднамеренные «столкновения» гражданина в процессе удовлетворения своих потребностей с государством или другими гражданами.

Из этого следует, что потребителя информации СМИ будут интересовать сведения следующего плана:

· о соблюдении норм, выполняемых данным читателем, другими людьми;

· о том, как оценивается обществом соблюдение (нарушение) норм;

· о возникновении новых норм в общественной жизни.

Из публикации «Лошадей на МКАД не пустят»
(АиФ. №45. 1999)

Отныне на всем протяжении МКАД автомобилисты могут гонять со скоростью 100 км/ч. Напомним, что до недавних пор на большом участке кольца разрешалось двигаться со скоростью, не превышающей 60 км. Понятно, что водители частенько игнорировали запрет. Теперь МКАД присвоен новый статус – «Магистральная улица общегородского значения первого класса». Ездить по ней разрешено только транспортным средствам, которые по своим техническим характеристикам могут развивать скорость не менее 40 км/час. Это автомобили, автобусы и мотоциклы. Грузовики должны занимать не более двух правых рядов (всего их пять), а тракторам и тем более гужевым повозкам въезд на автостраду запрещен. Вдоль дороги сделают заездные «карманы», куда должны вставать сломавшиеся по пути машины.

Нормативные требования, составляющие суть данной заметки, как видно, являются техническими по своему характеру. Их еще можно назвать правилами дорожного движения, действующими на одной из автомагистралей и требующими от водителей неукоснительного исполнения.

Программная информация. Программа есть представление об определенной совокупности последовательных действий, в ходе которых применяются конкретные средства с целью достижения желаемого результата. В заметке программная информация обычно предстает в виде какого-то короткого совета, рекомендации.

Из публикации «Как не покалечиться об лед»
(Комсомольская правда. 11 декабря. 1999)

Когда объявляют, что «на улицах скользко», смените изящные сапожки на каблуке на ботинки с «тракторной» подошвой. Более чем в трети зимних случаев вывихов и переломов виновата неприспособленная к нашим условиям, нашим дорогам модельная обувь.

По скользкой дороге лучше двигаться медленно, короткими шажками, как бы «ощупывая» поверхность. Проще идти по краю дорожки. Как правило, там менее скользко, чем на отшлифованной тысячами ног середине. Не держите руки в карманах, попытайтесь поддержать ими равновесие.

Будьте готовы к тому, что можете упасть. Если руки свободные, то падать лучше, прижав их к груди, если заняты вещами, то - вытянув вперед. Если чувствуете, что валитесь на бок, то постарайтесь быстро согнуть ноги и прижать руки к телу. «Полет шмеля» не будет таким красивым, выглядеть вы будете как мешок картошки, зато обойдетесь без переломов и сотрясения мозга.

Иногда программную информацию отождествляют с нормативной, поскольку программа показывает, как надо что-то делать, чтобы достичь цели, но и норма тоже дает образец. Однако норма, во-первых, является требованием, которое всегда надо выполнять в определенной ситуации, она носит императивный (повелительный) характер. Во-вторых, невыполнение ее, как уже говорилось в предыдущем разделе, может повлечь за собой определенные санкции. Программа же показывает один из вариантов действия, ведущего к успеху, и обладает лишь рекомендательным характером.

В том случае, когда одну и ту же программу, как наиболее эффективную, предлагается выполнять при определенных условиях всегда, она становится стандартной программой. Если же выполнение стандартной программы становится требованием и сопровождается определенными санкциями, она превращается в норму.

Та или иная конкретная заметка может быть рассмотрена как результат взаимодействия различных жанрообразующих факторов. Иначе говоря, она может отображать самые разные аспекты реальности (разные предметы), быть результатом реализации вполне определенных целей ее автора, иметь свой тип информационного содержания, что очень часто связано с типом издания, в котором она опубликована . Поэтому то, что в общем плане называется заметкой, при более близком, конкретном рассмотрении может быть отнесено к вполне самостоятельному виду публикации (разумеется, в пределах общих характеристик заметки). Иначе говоря, существуют разные виды заметок, которые могут быть названы ее жанровыми видами. Рассмотрим некоторые из них, наиболее часто появляющиеся на страницах современной периодической печати, но, разумеется, отнюдь не исчерпывающие собой перечень возможных типов (жанровых видов) заметки.

Событийная заметка. Заметки данного типа составляют, так сказать, основной поток информационных публикаций в периодической печати. Основным содержанием таких заметок является фактологическое описание. Выделение их в самостоятельный жанровый вид возможно на основе своеобразия предмета отображения. В качестве такового в событийной заметке обычно выступают разнообразные события, а также положение дел в той или иной сфере деятельности.

Из публикации «Угоняют все подряд»
(Петровка, 38. №20. 1998)

В течение одного дня сотрудники муниципальной милиции Северного административного округа задержали две угнанные машины. Сначала сотрудники милиции остановили автомобиль «Запорожец». Причина была банальная. С первого взгляда было ясно – за рулем сидит несовершеннолетний. Разумеется, документов на машину у него не оказалось. А вскоре выяснилось, что машину молодой человек угнал, пользуясь тем, что на ней отсутствовала сигнализация. Так что похищают у нас не только иномарки. «Запорожец» был торжественно вручен законной владелице, а несовершеннолетний угонщик передан в ОВД «Дмитровский».

А через несколько часов сотрудники муниципальной милиции остановили автомобиль «Опель-Фронтера». При проверке оказалось, что машина числится в угоне. Ее тридцатилетний водитель доставлен в ОВД «Войковский».

Информационное содержание данной заметки – сообщение о двух, так сказать, «точечных» событиях одного ряда: угонах автомобилей и поимке угонщиков. Эти сообщения носят чисто фактологический характер.

Существует и другой вид содержания событийной заметки.

 

Из публикации «Без комментариев»
(Десять дней. №5. 2000)

Четверть всех московских школ требует комплексного капитального ремонта. Согласно данным московского комитета образования, на 1999 год из 1466 функционирующих сегодня в столице школ 610 требуют капитального ремонта, а 46 подлежат сносу.

Между тем программа финансирования капитального ремонта школ в прошлом году была выполнена только на 34% (вместо 150,5 млрд. рублей было выдано лишь 510,5 млн. рублей). Существует программа «О состоянии и развитии материально-технической базы московских школ», которая рассчитана до 2005 года. Для реализации этой программы потребуется 16,5 млрд. рублей. В 2000 году на реконструкцию и ремонт школ Москвы выделено лишь 500 млн. рублей.

Событийные заметки данного типа (похожие на приведенную выше) обычно представляют собой так называемую итоговую, комплексную информацию, состоящую из количественных и качественных обобщений, из таких сведений, которые могут быть охарактеризованы то ли как «факт», то ли как «оценка», то ли как «норма», то ли как «предписание» и пр. Иначе говоря, это информация, характеризующая предмет – состояние дел в какой-то отрасли производства, каком-то учреждении, какой-то сфере деятельности и т.п. в самых разных аспектах. Причем она (информация) может давать представление как о чем-то уже свершившемся, так и о совершающихся событиях, действиях, процессах, возникающих ситуациях, феноменах.

Анонс. Данный информационный жанр образуют заметки, представляющие собой превентивные сообщения о будущих всевозможных культурных мероприятиях, выставках, концертах и пр. Название «анонс» переводится с английского «announce» как «сообщение», «возвещение», «объявление». Без такого рода оперативных сообщений представить себе прессу трудно, поскольку именно они привлекают широкую публику на всевозможные мероприятия, прежде всего совершающиеся в культурной жизни общества (но, разумеется, и не только в этой сфере).

Из публикации «Майские дни недвижимости»
(Московская правда. 18 мая. 2000)

С 26 по 29 мая московский Манеж вновь будет предоставлен в распоряжение участников и гостей Международной специализированной выставки «Инвестиции, строительство, недвижимость». Она состоится в столице уже в четвертый раз. В соответствии с распоряжением мэра организация мероприятий возложена на Комплекс перспективного развития города, департамент внешних связей Правительства Москвы и другие привлеченные структуры. 248 фирм уже подтвердили свое участие. Среди них – представители стран ближнего зарубежья, Италии, Испании, Австрии, Великобритании, Германии и ряда других. Общая площадь выставки – 1952 квадратных метра, 120 – займет стенд Правительства Москвы. Общий план экспозиции разработан Москомархитектурой при участии главного архитектора Москвы. Персональные стенды Моспромстроя, Главмосстроя, Моспромстрой – материалов, Москапстроя, Мосинжстроя представят новые технологии, материалы и способы проведения работ, здания и сооружения, уже возведенные московскими строителями.

В рамках выставки 26–28 мая состоятся конференции и семинары, где будут обсуждены вопросы по основным направлениям тематики выставки и ее разделов: инвестиционная деятельность, ипотечное кредитование, операции с недвижимостью и другие. 27 мая представители Правительства Москвы примут почетных гостей выставки – послов зарубежных стран. А 29 мая в Манеже – День открытых дверей для жителей и гостей столицы.

Лариса Сергеева

При всей близости к объявлению анонс является самостоятельным видом публикаций. Различие (хотя и незначительное) между анонсом и объявлением (как они существуют в современной российской прессе) заключается прежде всего в том, что объявления выполняют функцию извещения не только о том, что и где нечто произойдет, но и о том, что уже происходит или происходило (например: «Пункт приема вторсырья №28 закончил свою работу 5 апреля. Данное помещение сдано в аренду. За справками обращайтесь в администрацию района»). Кроме того, объявления преследуют чисто утилитарные цели, отнюдь не претендуют на какое бы то ни было изложение деталей, предыстории «мероприятия», его причины, условия проведения.

Анонс близок и к рекламному тексту. Однако в отличие от него анонс не ставит своей целью привлечь к «мероприятию» как можно больше публики, расписывая его достоинства. Основная цель анонса дать краткую, но объективную информацию о времени и главных сторонах запланированного события, о наиболее важных его предпосылках и этапах.

Аннотация. Название данного жанра «аннотация» переводится с английского «annotate» как «примечать». Этот вид заметки относится к разряду информационных текстов, предметом отображения в котором выступает определенное, уже состоявшееся информационное явление (прежде всего – это книги, статьи). Цель публикации данного типа заключается не столько в том, чтобы известить аудиторию о появлении, существовании какого-либо нового издания, сколько в том, чтобы описать кратко его качества. В аннотации сообщается об основных, «узловых» моментах возникшего феномена (его названии, авторе или авторах, издателе или постановщике, теме, содержании, времени появления, цели создания). Аннотация является одним из основных жанров специализированных периодических изданий («Книжный мир» и т.п.), но достаточно часто публикации этого жанра появляются и в периодических изданиях иного плана.

Из публикации «О Пушкине с той стороны»
(Мир за неделю. №12. 1999)

Вышла в свет книга «Пушкин в эмиграции. 1937 год», – сообщает газета «Книжное обозрение». Издание подготовлено известным литературоведом Вадимом Перельмутером. В книге собраны рассеянные по эмигрантской периодике публикации, приуроченные к 100-летию со дня гибели A.C. Пушкина. Среди авторов – С. Булгаков, В. Ходасевич, Д. Мережковский, Г. Адамович, А. Ремизов, П. Милюков, Б. Зайцев, В. Иванов и другие выдающиеся деятели русской культуры.

Иногда аннотацию называют мини-рецензией. С этим согласиться нельзя, поскольку у любой рецензии, в том числе и у мини-рецензии, иная цель, нежели у анонса.

Мини-рецензия. Она представляет собой оценочную заметку, предметом которой выступает какое-то информационное явление (книга, кинофильм, пьеса и т.д.). Цель публикации данного типа заключается в том, чтобы сообщить читателю о впечатлении, полученном ее автором в ходе знакомства с отображаемым предметом. При этом такое впечатление, являющееся своего рода оценкой достоинств произведения, в мини-рецензии не обосновывается какими-то доказательствами, а представляет собой простое изложение эмоций автора.

Из публикации «Легионер»
(Новая газета. 16–23 сентября. 1999)

«Легионер». Режиссер – Питер Макдональд. В ролях – Жан Клод Ван-Дам, Стивен Беркофф

Полный отчаяния фильм о боксере из Марселя, пытающемся скрыться от гангстеров в Северной Америке. Двадцатые годы, бескрайние песчаные просторы и старая как мир тема «порока и предательства». Ален (Ван-Дам) один против равнодушия окружающих и жестокости преследующих. Свежо...

Терпение зрительское воистину велико, но справиться со щемящей сердце жалостью к очередной попытке реанимировать безнадежного, как спящая красавица, «универсального солдата-боксера-шпиона-гимнаста» реально только в более щадящих климатических условиях. В противном случае наша жалостливая ментальность приведет прямиком к инфаркту в зрительном зале.

За отсутствие коронного шпагата на двух стульях сразу – большое человеческое спасибо, но ей-ей, надо и честь знать.

Каждый киноман любит плохое кино, только не до такой степени.

Катя Шапошникова

Оценка фильма в данной заметке складывается из двух основных отрицательных оценок: во-первых, избранная режиссером тема порока и предательства «стара как мир», т.е. не оригинальна; и во-вторых, фильм представляет собой попытку «реанимировать безнадежного, как спящая красавица, солдата... и т.д.». Итоговая оценка фильму выносится в последней строчке заметки, в словах: «плохое кино».

Конечно же, любитель кино примет такого рода заметку (и выраженные в ней оценки фильма) к сведению. Но это не значит, что он будет считать ее достаточным основанием для того, чтобы не смотреть фильм, поскольку видит, что в ней выражены лишь эмоции какого-то одного человека, увидевшего фильм. Серьезная же аргументация в пользу позиции автора в публикации не изложена. Да это и не является задачей информационного материала – ее решают публикации аналитических жанров, в том числе – «аналитические», т.е. «развернутые», доказательные рецензии.

Блиц-портрет. Этот жанр может быть выделен из информационных публикаций других типов в качестве самостоятельного на основе своеобразия предмета отображения. Публикации такого типа содержат краткие сведения о человеке с целью дать аудитории первичное представление о его личности. Название «блиц-портрет», в известной мере, настраивает на знакомство с особым предметом отображения, каковым является человек. Наличие подобного названия заметки важно как для самого журналиста, так и для аудитории. Журналисту знание того, что ему необходимо подготовить информационный материал в жанре «блиц-портрет», помогает уяснить, что именно он должен написать. Аудитории же обозначение публикации именем «блиц-портрет» подсказывает то, о чем, собственно говоря, идет речь в расположенной под этой рубрикой публикации.

Из публикации «Пресс прессы»
(Московский комсомолец. 1998. 4 июня)

Взять, к примеру, Павла Бородина, управляющего делами президента. Фигура известная, не так ли? Фигура могущественная: под его присмотром 4000 госдач и еще куча всякой недвижимости, огромный автопарк, авиакомпания «Россия»... В общем, все, что обеспечивает удобства армии из 12 тыс. чиновников Кремля, Думы, правительства и так далее. «Редкой души человек, прекрасный работник, умница», – скажут те, для кого работает Бородин. «Они жируют, а нам зарплату не платят», – прокомментирует кремлевские будни раздраженный глас народа».