Введение
Роль и место менеджмента в деятельности организаций в условиях рыночной экономики с учетом их отраслевой специфики.
Содержание и краткое описание основных тем учебного курса, в том числе лекционного материала и семинарских занятий, которые предстоит освоить студентам. Требования по выполнению домашних заданий по содержанию, срокам подготовки и оценке результатов.
Перечень необходимых учебно-методических материалов для освоения учебного курса.
Раздел 1. Основополагающие принципы менеджмента и этапы его развития
Тема 1.1. Понятие организации и основные функции менеджмента
Определение организации и основные понятия, характеризующие результаты ее деятельности – эффективность, производительность и качество. Понятие организации как открытой системы, обладающей энтропией – жизненным циклом, синергетизмом – способностью создавать дополнительные ценности, взаимозависимостью подсистем, их гибкостью и аддитивностью к условиям внешней среды, а также обратной связью – информацией о полученных результатах.
Определение менеджмента и его основные функции – планирование деятельности, организация деятельности, управление персоналом и мотивация персонала, проблемы лидерства, контроль деятельности, управление качеством.
(табл. 1.1 и 1.2; рис. 1.1).
Тема 1.2. Этапы развития менеджмента
Основные этапы развития менеджмента, начиная с конца 19-го века по настоящее время, в том числе содержание направлений научных исследований, основоположники этих этапов, результаты их деятельности, перспективы дальнейшего развития менеджмента.
Основные научные школы управления:
· классическая (традиционная) школа;
· административная школа;
· гуманистическая школа;
· школа поведенческих наук;
· наука управления на основе теории систем;
· наука управления на основе ситуационного подхода;
· управление тотальным качеством;
· обучающая организация как саморазвивающийся субъект в системе «общество – бизнес – организация».
(рис. 1.2÷1.5).
Тема 1.3. Иерархическая модель организационной структуры менеджмента
Система управления организациями, включающая в себя структуру управления со стороны собственников организации и структуру управления со стороны наемных менеджеров. Основные компоненты этих структур, их иерархия, основные функции, ответственность и взаимодействие в процессе разработки стратегических целей, реализации тактических задач в выполнении оперативных действий, осуществляемых организацией в процессе своей деятельности.
(рис. 1.6).