Современное состояние транспортных компаний.

Определение.

Транспортная логистика представляет собой методологию оптимизации и организации рациональных грузо- и пассажиропотоков, которая позволяет повысить качество транспортных услуг и снизить непроизводительные издержки и затраты, связанные с транспортировкой.

Стоимость транспортных расходов в процессе производства и реализации продукции доходит до одной трети цены конечного продукта, в то время как в странах с развитой рыночной системой перевозок - обычно 10-12%. Как свидетельствует зарубежный опыт, качественного скачка в транспортной сфере можно достичь за счет использования новых технологий обеспечения процесса перевозок, в частности за счет освоения логистического мышления и принципов логистики.

Изучение транспортной логистики возможно в трех ракурсах:

1) предприятие для перевозки своих грузов пользуется услугами наемного транспорта;

2) предприятие имеет свой подвижной состав;

3) предприятие предоставляет коммерческие услуги по перевозке грузов и пассажиров.

В первом случае вся транспортная логистика сводится к задаче выбора перевозчика, которая может быть решена аналогично задаче выбора поставщика.

Во втором случае, возможно, встанет вопрос о снижении себестоимости перевозок, о выборе оптимального типа и грузоподъемности транспортного средства, а также о разработке рациональных схем и маршрутов транспортировки. Необходимость решения каждой из задач (или всей совокупности) может зависеть от количества подвижного состава и еще ряда факторов, действующих на предприятии. Однако, острее всего проблема эффективной эксплуатации транспорта встает перед третьей группой предприятий, к которым могут быть отнесены:

- перевозчик;

- экспедитор;

- транспортно-экспедиционное предприятие.

Как отмечалось выше, стоимость транспортных расходов в нашей стране непомерно высока. Не вызывает сомнения тот факт, что существуют резервы экономии затрат на транспортировку. Для того чтобы найти и вскрыть эти резервы, целесообразно изучить современное состояние транспортных компаний и определить их потенциал.

 

 

В настоящее время на российском рынке доля отечественных перевозчиков в общем объеме перевозок находится, по данным АСМАП, на уровне 30—35%, что не соответствует их реальному потенциалу. Многие транспортные компании исполняют роль субподрядчиков ведущих иностранных фирм, а другие переживают кризис.

Причинами кризисного состояния многих российских транспортных предприятий стали неблагоприятные внешние условия: нарушение традиционных хозяйственных связей, резкие труднопрогнозируемые изменения экономической политики правительства, инфляция, разбалансированность рынка.

Среди политических факторов, способных спровоцировать кризисное состояние предприятий, можно выделить само отношение государства к предпринимательской деятельности, т.е. проводимые им меры ограничительного или запретительного характера, политическую нестабильность в стране, тенденцию к национализации собственности и т.д.

Социокультурные факторы, включающие установки личности, жизненные ценности и традиции, также влияют на организацию. Социалистическая административно-плановая экономика выработала определенный менталитет, ориентированный на то, чтобы:

- исполнять планы и сметы, но не учиться управлять финансами;

- при любом подходящем случае просить у государства, считая это естественным правом;

- тратить заработанное и полученное на то, что раньше было дефицитом или сдерживалось, поскольку многолетний вынужденный аскетизм, невысокий уровень культуры породили у руководителей тягу к расточительству, проявившуюся, как только представились подходящие условия.

Не менее важным фактором является недостаточное финансирование государством развития пауки и техники, что ведет к технологическому застою на предприятиях. Неудовлетворительная патентная защита не стимулирует предпринимателей приобретать новейшие технологии.

Однако, несмотря на то, что внешние условия одинаковы для всех отечественных предприятий, многие из них, как показывает опыт последних лет, способны развиваться в условиях рынка, особенно в свете повышения спроса на перевозки. Следовательно, причины трудностей российских предприятий транспортной отрасли кроются в них самих?

Как показали исследования, проведенные в ВШЭ России, именно внутренние факторы усугубили действие внешних факторов, в частности уровень технологий и управление предприятием. Эти факторы определяют чрезвычайно высокий уровень затрат на производство и низкий уровень качества выпускаемой продукции и предоставляемых услуг.

До сих пор известно крайне мало успешных примеров применения передовых управленческих технологий в российских компаниях, большая часть которых строит свою работу на принципах управления 30-х гг. либо вовсе обходится без систематического управления, основывая свою деятельность на власти сильных личностей.

Как следствие — «болезни» многих российских транспортных компаний:

- недостатки планирования и организации деятельности, неэффективное использование ресурсов, дублирование одних функций и отсутствие других необходимых функций;

- отсутствие четких целей в компаниях, а также механизмов донесения целей до структурных подразделений и сотрудников, что приводит к ряду нежелательных последствий, таких как потеря инициативы у менеджеров и персонала, порождение разрушительной внутренней конкуренции между структурными подразделениями компании;

- гипертрофированная роль человеческого фактора. Сюда можно отнести низкий уровень дисциплины и мотивации сотрудников, безуспешные попытки (или отсутствие таковых) применения социальных технологий в компании. Так, например, тимбилдинговая сессия может легко перерасти в обычную попойку.

Существуют и специфические транспортные проблемы компаний. Например, сегодня становится очевидным, что усиленно поощрявшаяся в предыдущие годы концентрация автомобильного парка, создание крупных автотранспортных предприятий и комбинатов не всегда являлись оправданными. Зачастую такой подход лишь способствовал укреплению транспортного монополизма в ущерб качеству транспортного обслуживания.

Существующая структура грузового автомобильного парка Российской Федерации также не отвечает требованиям рыночной экономики. В парке преобладают автомобили средней грузоподъемности (5-6 т), тогда как рыночные условия диктуют необходимость насыщения парка, с одной стороны, малотоннажными автомобилями - до 2 т (для городских и пригородных перевозок), с другой - автомобилями и автопоездами большой грузоподъемности (для междугородных и международных перевозок, а также для перевозки массовых грузов, в основном строительных и сельскохозяйственных).

Таким образом, чтобы обеспечить выживание транспортных предприятий в современных условиях и эффективно реорганизовать их управление, есть лишь один путь — обратиться к мировому опыту и тем формам и методам управления, которые стали мировыми стандартами. К таким методам, несомненно, относится логистический подход к управлению материальными, информационными и финансовыми потоками компании.