Методика изучения слухоречевой памяти.

Методика изучения объёма и точности кратковременной зрительной памяти.

Цель: изучения объёма и точности зрительной кратковременной памяти с помощью методики «Память на числа».

Инструкция испытуемому: «Вам будет предъявлена таблица с числами. Ваша задача заключается в том, чтобы за 20 сек запомнить как можно больше чисел. Через 20 сек. таблицу уберут, и вы должны будете записать те числа, которые вы запомнили».

Оценка кратковременной зрительной памяти производится по количеству правильно воспроизведенных чисел. Норма взрослого человека – 7 и больше. Норма подростка – 5 и больше.

Цель: изучение особенностей уровня развития слухоречевой памяти с помощью методики «Запомни слова».

Инструкция испытуемому: «Запомни на слух и воспроизведи потом письменно 4 набора слов по 10 в каждом. Время на запись каждого набора 45 сек».

1) Торт, время, ягода, лампочка, мысль, стол, земля, крыло, галстук, картошка;

2) Слон, роза, слух, чашка, луна, мел, воздух, обои, снег, футболка;

3) Слово, плащ, тормоз, дом, журнал, самолет, вишня, число, часы, мясо;

4) Чай, ночь, ветка, парта, космос, полка, малина, колесо, шапка, музыка.

Уровень развития слухоречевой памяти оценивается по общему количеству правильно воспроизведённых слов.

Шкала оценок: 1 балл – 16 слов, 2 балла – 17 – 19 слов, 3 балла – 22 – 24 слова, 5 баллов – 25 слов, 6 баллов - 26 – 28, 7 баллов – 29 – 30, 8 баллов – 31 – 32, 9 баллов – 33 – 34, 10 баллов – 35 слов и больше.

1 – 2 балла - низкий уровень;

3 – 4 балла - уровень ниже среднего;

5 – 6 баллов – средний уровень;

7 – 8 баллов – уровень выше среднего;

9 – 10 баллов – высокий уровень.

 

Тест «Прием информации» /для старшеклассников/

Экспериментатор зачитывает в быстром темпе слова, а испытуемые (один или вся группа) должны эти слова классифицировать и записать сокращенно в нужную колонку. Выделяют 5 колонок в таблице (записывается заранее): химические элементы, человеческие чувства, мебель, деревья, животный мир. Зачитываются 32 слова (повторять их нельзя): натрий, кошка, диван, верба, тревога, водород, хорек, кресло, восторг, черемуха, ель, серебро, сервант, рысь, любовь, гелий, медведь, лев, стол, тополь, усталость, дуб, каштан, аргон, воробей, железо, клен, медь, сазан, береза, соболь, радий.

 

 

Испытуемые считают количество слов, которые успели записать. Если количество записанных слов равно 32 – прием информации эффективен, если 31 – 29 – посредственный прием, если ниже 28 – прием информации затруднен, человек не успевает за средним темпом подачи информации.

 

Тест «Непроизвольная память»

Для исследования непроизвольной памяти можно использовать тест «Прием информации». Для этого после проведения этого теста отвлеките внимание обследуемых обсуждением какой-либо проблемы минут на 5-10, предварительно попросив закрыть тетради, где они выполняли тест «Прием информации». Затем неожиданно для испытуемых попросите вспомнить и записать в любом порядке те слова, которые они классифицировали. На воспоминание отводится 5-7 минут, затем подсчитывается количество вспомненных слов (П), проверяется их правильность, определяется число сфантазированных слов (М) и вычисляется показатель непроизвольной памяти:

НП = (П-М):32 х 100%.

Анализ результатов (показатели для старших классов):

НП = 70% - очень высокий уровень непроизвольной памяти,

НП = 51-69% - высокий, выше среднего уровень развития НП;

НП = 41-50% - хорошая, средняя норма НП;

НП = 31-40% - посредственная норма;

НП = 15-30% - низкий уровень НП, ниже среднего уровня;

НП = 10% и ниже – дефект памяти.

Обсудите вопросы: «От чего зависит эффективность непроизвольной памяти? Если надо было только прослушать слова, но не надо было их классифицировать, записывать, они запомнились бы лучше или хуже? Была ли у них цель запомнить эти слова? Почему же они все-таки запомнились?»

Сделать вывод: эффективность НП повышается, если человек интенсивно работает над информацией (осмысливает, анализирует, классифицирует, записывает и т.п.), хотя и специально ее не учит, но информация запоминается сама собой за счет активной деятельности человека.

 

 

Тест «Объем кратковременной памяти»

ВАРИАНТ А. ЦИФРОВОЙ МАТЕРИАЛ

Ход опыта. Студентам зачитывают ряды чисел с постоянно нарастающим количеством цифр. После команды «Записывайте» студенты должны записать запомнившиеся числа в том же порядке, как они были предъявлены.

Числа: 439, 3 953, 42 731, 619 473, 5 917 423, 98 192 647, 382 951 746. при проверке правильности запомнившихся цифр начисляют баллы: за каждую правильно воспроизведенную цифру на правильном месте присуждается по 1 баллу, за пропущенную или неверную цифру – 1 штрафной балл, за перестановку места правильно воспроизведенной цифры – штраф в 0,5 балла. Определяются баллы по каждому ряду. Находится максимально высокий показатель, проявленный студентом в любом из предъявленных рядов. Объем кратковременной памяти (ОКП) = мах (максимальному) баллу.

 

ВАРИАНТ Б. СЛОВЕСНЫЙ МАТЕРИАЛ

Ход опыта. Студентам зачитывают 10 слов. После команды «Записывайте» студенты должны записать запомнившиеся слова в том же порядке, как они были предъявлены.

Слова: утро, серебро, ребенок, река, север, вверх, капуста, стакан, школа, ботинок.

Оценка правильности воспроизведения в баллах проводится так же, как в варианте А.

Сделать выводы: объем кратковременной памяти 7+2, но эти показатели могут быть повышены, если «куски информации» более информационно насыщены за счет группировки, объединения цифр, слов в единый целостный «кусок-образ»; например, при запоминании словесного материала слова: река, серебро, ребенок, утро – могут быть объединены в единый образ и выступать как один целостный «кусок информации».

 

ТЕСТ «Продуктивность запоминания»

Цель: определить продуктивность запоминания у человека.

Сначала определим продуктивность запоминания в словах, не имеющих логической связи между собой.

Напишите под диктовку 20 предлагаемых слов и их порядковые номера.

1. Украинец 11. Масло

2. Экономика 12. Бумага

3. Каша 13. Пирожное

4. Татуировка 14. Логика

5. Нейтрон 15. Стандарт

6. Любовь 16. Глагол

7. Ножницы 17. Прорыв

8. Совесть 18. Дезертир

9. Глина 19. Свеча

10. Словарь 20. Вишня

Закройте текст, на листке напишите слова с их порядковыми номерами.

 

Продуктивность запоминания вы сможете вычислить по формуле:

Количество правильно воспроизведенных слов х 100%

Количество предлагаемых слов

 

Теперь определим продуктивность запоминания в логически построенном тексте.

В течение 60 сек. прочитайте текст. В нем выделены жирным шрифтом и пронумерованы 10 главных мыслей. Попытайтесь воспроизвести их, сохраняя указанную последовательность.

В 1912 году в атлантическом океане произошла катастрофа. Огромный пассажирский пароход «Титаник», шедший первым рейсом из Европы в Америку, столкнулсяв тумане с плавающей ледяной горой – айсбергом. 1) Получил пробоину и стал тонуть. 2) «Спустить шлюпки!» - скомандовал капитан. Но шлюпок оказалось недостаточно. 3) Их хватило только на половину пассажиров. «Женщины и дети – к сходням, мужчинам надеть спасательные пояса», - раздалась вторая команда. Мужчины молча отошли от борта. Пароход медленно погружался в темную холодную воду. 5) Вот началась посадка в последнюю шлюпку. 6) И вдруг к сходням крича бросилсякакой-то толстяк с перекошенным от страха лицом. 7) Расталкивая женщин и детей, он пытался вскочить в шлюпку. 8) Послышался щелчок – это капитан выстрелил из пистолета. 9) Трус упал на палубу мертвым. 10) Но никто не оглянулся в его сторону.

Формула:

Количество правильно воспроизведенных мыслей х 100%

Количество выделений в тексте

Сложив цифры, полученные по двум тестам, а затем разделив сумму на два, вы узнаете среднюю продуктивность запоминания,

90 – 100 – отличный результат;

70 – 90 – очень хороший результат;

50 – 70 – хороший;

30 – 60 – удовлетворительный;

10-30 – плохой;

0 – 10 – очень плохой.

 

Тест Липпмана «Логические закономерности»

Цель:изучение логического мышления.

Ход опыта.Учащимся предъявляются письменно ряды чисел. Им необходимо проанализировать каждый ряд и установить закономерность его построения. Студент должен определить два числа, которые бы продолжили ряд. Время решения заданий фиксируется.

Числовые ряды:

1. 2, 3, 4, 5, 6, 7 8, 9

2. 6, 9, 12, 15, 18, 21 24, 27

3. 1, 2, 4, 8, 16, 32

4. 4, 5, 8, 9, 12, 13

5. 19, 16, 14, 11, 9, 6

6. 29, 28, 26, 23, 19, 14

7. 16, 8,4, 2, 1, 0, 5

8. 1, 4, 9, 16, 25, 36

9. 21, 18, 16, 15, 12, 10

10. 3, 6. 8, 16, 18, 36

 

Проверить правильность ответов и уровень логического мышления по ключу:

Предъявленные ряды Правильные ответы

1, 2, 4, 8, 16, 32 64, 128

4, 5, 8, 9, 12, 13 16, 17

19, 16, 14, 11, 9, 6 4, 1

29, 28, 26, 23, 19, 14 8, 1

16, 8,4, 2, 1, 0, 5 0, 25; 0,125

1, 4, 9, 16, 25, 36 49, 64

21, 18, 16, 15, 12, 10 9, 6

3, 6. 8, 16, 18, 36 38, 76

 

Оценка результатов по таблице:

Время выполнения задания Количество ошибок Баллы Уровень развития логического мышления
2 мин. и менее Очень высокий уровень логического мышления
2 м. 10 с – 4 м 30 с Хороший уровень, выше чем у большинства людей
4 м 35 с – 9 м 50 с 3 + Хорошая норма большинства людей
4 м 35 с – 9 м 50 с Средняя норма
4 м 35 с – 9 м 50 с 2 -3 3 - Низкая норма
2 м 10 с – 15 м 4 - 5 Ниже среднего уровень развития логического мышления
10 мин. – 15 мин. 0 – 3 2 + Низкая скорость мышления, «тугодум»
Более 15 мин. более 5 Дефект логического мышления у человека, прошедшего обучение в объеме начальной школы, либо высокое переутомление

 

 

Тест «Логически-понятийное мышление. Образование сложных аналогий»

Ход опыта: В «Образце» расположены 6 пар слов, каждой из которых присущи определенные отношения, например, «Овца – стадо» - часть и целое, «Малина – ягода» - определение, «Море – океан» - различаются в количественном отношении и т. д. В части «Материал» расположены пары слов, принцип связи которых студенты должны сопоставить с одним из образцов, например, «Глава – роман» аналогично «Овца – стадо»(указать номер аналогичного образца: «Глава – роман» - 1)

Образец:

1. Овца – стадо.

2. Малина – ягода.

3. Море – океан.

4. Свет – темнота.

5. Отравление – смерть.

6. Враг – неприятель.

 

Материал:

1. Испуг – бегство. 2. Физика – наука. 3. Правильно – верно. 4. Грядка - огород. 5. Похвала – брань. 6. Пара – два. 7. Слово – фраза. 8. Бодрость – вялость. 9. Свобода – независимость. 10. Месть – поджог.   11. Десять – число. 12. Праздность – безделье. 13. Глава – роман. 14. Покой – движение. 15. Бережливость – скупость. 16. Прохлада – мороз. 17. Обман – недоверие. 18. Пение – искусство. 19. Капля – дождь 20. Радость – печаль  

 

Ключ и интерпретация результатов

  Предъявленные пары слов Пра- виль- ный ответ Предъявленные пары слов Пра- виль- ный ответ
Испуг – бегство Десять – число.
Физика – наука. Праздность – безделье.
Правильно – верно. Глава – роман.
Грядка - огород. Покой – движение.
Похвала – брань. Бережливость-скупость.
Пара – два. Прохлада – мороз.
Слово – фраза. Обман – недоверие.
Бодрость – вялость. Пение – искусство.
Свобода – независимость. Капля – дождь
Месть – поджог. Радость – печаль

Анализ результатов

Количество ошибок Баллы Уровень развития понятийного мышления
    Очень высокий уровень логического понятийного мышления, безошибочно «улавливается» понятий в своих и чужих рассуждениях.
  Хороший уровень; выше, чем у большинства людей, умеет логически четко выражать свои мысли в понятиях
3+ Хорошая норма большинства людей, иногда бывает неточность в использовании понятий.
3 – 4 Средняя норма, подчас допускаются ошибки в использовании понятий.
5 – 6 3- Низкая норма, часто «путано», неточно выражает свои мысли и неверно понимает чужие, сложные рассуждения.
7 и более Ниже среднего уровень понятийного мышления