Муравей и голубка
Самые красивые
Умная галка
Логика
Галка и голуби
Плохой сторож
Методика изучения особенностей регуляции познавательных процессов (устойчивости внимания, понимания, запоминания и воспроизведения).
Цель: изучение особенностей регуляции познавательных процессов учащегося, устойчивости внимания при прослушивании текстов, особенностей понимания, запоминания и трудностей письменного и устного изложения.
Инструкция испытуемому: «Внимательно прочитай рассказ и напиши изложение».
Исследователю можно читать рассказ вслух, а затем испытуемый воспроизводит его устно. Пересказ можно постепенно перевести в обсуждение в виде вопросно-ответной формы, что позволит судить о понимании переносного смысла и подтекста рассказов учащимся.
О недостатках мыслительных процессов может свидетельствовать, например, правильное, почти дословное изложение деталей начала рассказа при непонимании переносного смысла и подтекста.
Рассказы для подростков
У одной хозяйки мыши поели в погребе сало. Тогда она заперла в погребе кошку. А кошка поела в погребе и сало, и мясо, и молоко.
Галка услыхала о том, что голубей хорошо кормят, выбелилась в белый цвет и влетела в голубятню. Голуби её приняли как свою, накормили, но галка не удержалась и закаркала по-галочьи. Тогда голуби её прогнали. Она вернулась было к галкам, но те её тоже не приняли.
Студент приехал на каникулы домой. Он нашел отца в кухне, где старик собирался приготовить себе яичницу из 3 яиц. Отец спросил сына: «Расскажи, чему ты обучался в городе». Сын ответил, что он изучал логику. Отец не знал, что такое «логика», и попросил объяснить ему, в чем заключается эта наука.
Сын ответил: «Я тебе сейчас объясню, что это такое, и логически докажу, что у тебя в миске не 3, а 5 яиц. Слушай только меня внимательно. Вот у тебя в миске 3 яйца. Ты же знаешь: число 3 содержит в себе число 2. А 2 яйца да 3 яйца составляют вместе 5 яиц».
«Ну, сынок, - ответил отец, - вижу, что тебя обучили делу. Я сейчас себе сделаю яичницу из 3 яиц, а ты готовь себе яичницу их остальных 2 яиц, которые ты отыскал в моей миске по своей логике».
Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, но воды в кувшине было только на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камушки и столько набросала, что вода стала выше и можно было пить.
Летела сова. Навстречу ей летели другие птицы. Сова спросила:
- Не видели ли вы моих птенцов?
- А какие они?
- Самые красивые!
Муравей захотел напиться и спустился вниз к ручью. Волна захлестнула его и он начал тонуть. Пролетавшая мимо голубка заметила это и бросила ему в ручей ветку. Муравей взобрался на эту ветку и спасся.
На следующий день муравей увидел, что охотник хочет поймать голубку в сеть. Он подполз к нему и укусил его за ногу. Охотник вскрикнул от боли, выронил, сеть. Голубка вспорхнула и улетела.