Исповеди, преследующие эти и подобные им цели, условно мож­но назвать социально-педагогическими.

Однако данными целями реальная палитра их отнюдь не ис­черпывается. Можно даже сказать, что вовсе не их преследует ос­новная масса исповедей, публикуемых в сегодняшней прессе. По­давляющее число выступлений исповедального плана имеют рекламно-коммерческую направленность.

При этом основное содержание их можно было бы определить словами «сделать саморекламу».

Многие хорошо помнят песни Галича, в которых он высмеи­вал публичные разбирательства в парткомах и месткомах сугубо личных дел советских граждан (разводы, супружеские измены, се­мейные ссоры и пр.) в недавние приснопамятные времена. К со­жалению, поэт не дожил до времени «всеобщего торжества де­мократии» и у него нет возможности лицезреть, до каких размеров выросла страсть бывших «мужчин» и «женщин», а ныне — «гос­под» и «дам» вполне добровольно предаваться нравственному экс­гибиционизму и потому заставляющих вспомнить клич героев рас­сказа Ф. Достоевского «Бобок» — «Заголимся!». Сколько их, ныне «заголяющихся» перед публикой без тени малейшего смущения, — не сосчитать! Что же заставляет людей выставлять напоказ интим­ные стороны своей жизни?

Есть мнение, что причина этого — особенности русской души, которой свойственно жить с оглядкой — поплакаться кому-то в жилетку и услышать, что скажет та же «Марья Ивановна», сосе­ди, знакомые? Возможно. Но чаще она заключается вовсе не в этом и даже не в желании покаяться. Наверное, не раз приходи­лось вам видеть в подземных переходах, в метро, на вокзалах «па­рад» несчастных инвалидов, демонстрирующих прохожим то си­нюшные опухоли на теле, то гниющие язвы, то ампутированные конечности или прочие уродства подаяния ради. Нечто подобное происходит нередко и на страницах прессы. Но здесь демонстри­руются отнюдь не физические изъяны и не подаяния ради.

Набор «уродств», которыми пытаются задеть публику «за живое», «сделать рекламу» в прессе «исповедующиеся», а вместе с ними и лукавые журналисты, очень большой. От самых, что ни на есть обыденных до пугающих, по выражению поэта, «холодом бездны». Бахвальство, бесстыдство, эпатаж, мания величия, эк­стравагантные выходки, аморальные суждения, смакование извращений, сцен насилия, убийств и т.д. — все можно встре­тить в исповедях и на телеэкране, и в радиоэфире, и на страницах печати.

 

Из публикации «Живу очень хорошо и ничего не планирую» (АиФ. №51.1995)
Пожалуй, самый безобидный вариант афиширования различных мо­ментов личной жизни, личностных пристрастий, например, представ­лен в исповеди Аллы Пугачевой. Она, в частности, сообщает аудитории, что хочет служить своим искусством простым людям и сама живет просто. Это, очевидно, должны подкрепить и следующие ее сообщения и суждения:
1. 0 характере общения с налоговой полицией. Конфликта с налоговой по­лицией, я считаю, не было. Не Починок нас вызывал, а мы предложили встретиться с По­чинком. Мы принципиально приехали туда на шикарных машинах. Не должны же мы, такие «бедненькие, несчаст­ненькие», пешком идти от мет­ро. Вот это было бы, действи­тельно, смешно. 2. 0 своих отношениях с другими эстрадными знамени­тостями. До меня дошли слухи, буд­то бы я отказалась участвовать в одном концерте с Распути­ной... Не царское это дело за­ниматься такими вещами. 3. 0 своей дочери. Хотите, я вам скажу, в ка­кую певицу я верю? Я верю в свою дочь (правда, она не ве­рит в себя). Не потому, что я ее мать. Я вижу, что она правильно начинает. Не знаю, будет ли она петь или еще чем-то заниматься, но у нее я вижу задатки глубокой, интересной исполнительницы. Я ее срав­нивала с другими и очень чет­ко вижу, кто может двигаться дальше, а кто нет. 4. 0 «бытовых» пристрас­тиях. Мы должны ездить шикар­но, шикарно одеваться, гор­диться своими гонорарами, так как это ненадолго. Звездный час очень короткий, и мне бы хотелось, чтобы в нашей стра­не актриса могла сказать: «Да, я дорого стою, да, я получила огромный гонорар». 5. 0 характере отдыха. В Москве мне негде погу­лять. Все знают, когда есть деньга, я гуляю в другом горо­де, в Цюрихе. Мне там, как и Ленину, очень нравится. Там такое биополе, такой воздух. Но в Москве я отдыхать не могу.
Утверждать, что подобного рода откровения воспринимаются всей аудиторией газеты в качестве свидетельств каких-то нравственных поро­ков, было бы наивно. Та часть ее, которая входит в бомонд, которая хорошо обеспечена, конечно же, не увидит ничего особенного в том, что кто-то имеет шикарные машины, ногой открывает дверь в кабинет налогового министра, ездит кутить в Цюрих (потому что в Москве «раз­гуляться» негде) или имеет возможность похвалить таланты своего от­прыска в самом многотиражном издании страны. Другая же часть ауди­тории — те же учителя, падающие в голодные обмороки от недоедания, шахтеры, пытающиеся с помощью забастовок получить свою «пайку», нищие пенсионеры увидят в подобных откровениях некое глумление «жирующей знати» над бедствующим народом и очередной повод ощу­тить свое ничтожество, ненужность, несмотря на то что реально они совершали и совершают нужное для страны дело и в большинстве своем не менее талантливо, чем какая-то «звезда» — свое. Но есть пороки, которые бьют «наповал» практически всю аудиторию. Образец их представлен в рассказе некоего майора милиции М.
Из публикации «Как я возглавил шайку бандитов» (Жизнь и кошелек. № 6. 1997)
...Сегодня в группировке я не просто свой человек, но и невидимый ее руководитель. Без меня не решается ни один важный вопрос. Приходится трудиться день и ночь: изучать оперативную информацию; при малейшем «наезде» на группировку милиции или прокуратуры уводить опера­тивников на ложный след; ис­пользуя служебные возможно­сти, уничтожать конкурентов; доставать оружие; прикрывать торговцев наркотиками из банды; консультировать орга­низацию заказных убийств. Иногда приходилось участвовать в криминальных разбор­ках, разрабатывать и осуществ­лять операции по насильствен­ному привлечению денежных средств в кассу группировки, их легализации через коммерческие структуры... Мое личное состояние со­ставляет более четырех мил­лионов долларов США. Нема­лые средства вложены в дело. ...Теперь у меня приличная тачка, загородный дом, офор­мленный на тещу... имеется недвижимость за границей... Через неделю я ухожу на пен­сию и уезжаю на постоянное место жительства «за бугор».
Такого рода исповеди, конечно же, намного «круче» самораздева­ний тех же эстрадных кумиров. Порой по живописанию душегубств, кровавых преступлений они могут переплюнуть иной американский триллер. Мало кто останется равнодушным, читая нечто подобное. Возможно, поэтому такого рода исповедей становится на страницах печати все больше.

 

Может и должен ли журналист предопределять, какая именно исповедь появится на страницах издания? Вопрос этот, в извест­ной мере, излишен. Поскольку такое предопределение всегда было, есть и будет, хотя журналист может делать вид, что «все в руках автора исповеди». Уже выбор героя, которому газета или журнал

предоставит свои страницы, предложенная тема выступления ска­жутся на его характере.

Важно и то, каким образом готовится исповедь — то ли журна­лист просто записывает все, что говорит герой, то ли берет у него интервью. Во втором случае участие журналиста может повлиять на содержание выступления в наибольшей мере. И тогда он вольно или невольно берет на себя определенную ответственность за то, что сообщит герой. Поэтому журналисту очень важно не потерять чувство меры в «ориентации» самоанализа «исповедующегося». К сожалению, об этом часто забывают. А иногда «организатор» просто провоцирует своего героя на такие высказывания, которые тот, при здравом рассуждении, возможно, и не вынес бы на суд широкой публики. Так произошло с корреспондентом, готовив­шим исповедь-интервью (опять же!) Аллы Пугачевой.

 

Из публикации «Хочу пожить просто женщиной» (Московская правда. № 1. 1996)
«Вы просто удивительная красавица!» Это особый вопрос по по­воду моей красоты. Мне при­шлось очень много работать над этим, потому что родилась я не особой красавицей. Но нужно отдать должное музы­ке и песням, которые сделали меня. Сцена как волшебница, я на сцене раскрывалась, ста­новилась красивой, это вели­кая вещь для меня.
Автор интервью-исповеди словно не понимает, что высказанное не в личной беседе (что, возможно, могло быть вполне уместным), а на страницах газеты его замечание выглядит элементарной лестью, а ответ на него собеседницы — мелким самолюбованием, отнюдь не украшаю­щим известную певицу, талант которой заключается вовсе не в ее вне­шности. Кроме того, иной читатель, оценивая эти слова, скажет: «На­верное, Пугачева неважно выглядит, коль журналист ее так нахвалива­ет». Так что, эффект данного выступления мог оказаться отнюдь не тем, на который была рассчитана исповедь. Разумеется, никто не заставляет журналиста выражать свое мне­ние по поводу того, о чем рассказывает герой исповеди. Как, впро­чем, никто и не запрещает это делать. Некоторые корреспонденты заявляют о своем отношении к тому, о чем повествует «исповедую­щийся», вполне четко и однозначно. Так, например, поступила На­талья Бояркина, записавшая откровения звезды американской эст­рады Лайзы Миннелли «Я живу только ради любви» (АиФ. № 51. 1997). Рассказ певицы о том, зачем и сколько раз она выходила замуж, как была алкоголичкой и наркоманкой и т.п., журналистка резюмирует следующими словами: «О своих пороках Лайза рассказывает людям не стесняясь. У нее нет по этому поводу стыда и раскаяния. Что было, то и было... Уж если звезды всегда на виду и как бы под лупой, зачем казаться лучше, чем ты есть?» (выделено мною. — А. Т.). Как видим, корреспондентка вполне солидарна с тем, что стыд и раскаяние в своих пороках — вещи не обязательные для человека, по крайней мере для эстрадной звезды. Позиция выражена предельно ясно. Но таким образом журналисты, «организующие» исповедь, поступают относительно редко.

 

Довольно часто журналисты дают исповедующимся полную свободу в изложении различных пикантных подробностей личной жизни, мрачных ситуаций и т.д., а сами применяют, так сказать, «фигуру умолчания» по отношению к тому, о чем идет речь в исповеди. Это позволяет, с одной стороны, дистанцироваться от содержания выступлений, а с другой — используя в качестве на­живки нечто «жареное», подцепить на крючок определенное чис­ло невзыскательных читателей.

Иногда журналисты объясняют свое молчание тем, что прес­са, мол, должна давать факты, обнажать язвы общества, а не ком­ментировать их. Пусть читатели сами делают вывод. Но какой вы­вод может сделать человек, способный его сделать, столкнувшись с «фигурой авторского умолчания» по отношению, скажем, к мер­зостям, содержащимся в иной исповеди? Очевидно, он будет зву­чать так: «Молчание есть знак согласия». В результате наиболее серьезные читатели уходят. Хотя аудитория газеты или журнала, разумеется, может не уменьшаться и даже расти. Но за счет деградированной публики. Что, впрочем, может быть абсолютно без­различно для изданий, ориентированных прежде всего на ком­мерческий успех.

Чем исповедь как жанр отличается от других жанров журнали­стики? В «неразвитом», «свернутом» виде элементы самоанализа (главного признака исповеди) можно обнаружить в самых разных публикациях — заметках, корреспонденциях, рецензиях, статьях и т.п., где присутствует личное «я» журналиста. Однако для пуб­ликаций этих жанров самоанализ не является целью. Он содер­жится в текстах постольку, поскольку помогает прояснить какую-то мысль, внести экспрессивное, образное начало в публикацию, показать напряженность ситуации, в которой оказался автор бу­дущего выступления. Когда же самоанализ перерастает из подсоб­ного фактора в одну из главных целей публикации, то тогда и возникает своеобразный и вполне самостоятельный жанр — испо­ведь.

в начало

 

РЕКОМЕНДАЦИЯ (СОВЕТ)

 

Публикация текстов, содержащих рекомендации (советы) по поводу того, как надо решать те или иные задачи, является отве­том на соответствующие информационные ожидания аудитории. Что представляет собой рекомендация, все хорошо знают. Если рассуждать о типе информации, являющейся содержанием реко­мендаций, советов, то это будет предписательная (программная) информация. В главе 2 говорилось о типе публикации, обозначен­ной понятием «мини-совет», которую мы отнесли к информаци­онным жанрам. Но совет, рекомендация, может быть и аналити­ческим жанром.

Такое качество этот тип публикации обретает в результате «раз­вертывания» как самих предписаний (увеличения их объема), со­держащихся в публикации, так и их обоснования, аргументации, установления причинно-следственных связей, оценочных и про­гностических суждений.

 

Из публикации «Где встретить свою судьбу?» (АиФ. № 11.1998)
Нынешняя молодежь бо­лее свободна в плане прояв­ления своих чувств. Это так, если говорить о простых зна­комствах, любовных интриж­ках. Когда же речь заходит о браке... Здесь поколение XX века проигрывает своим пред­шественникам, для которых существовали и «ярмарки» невест, и балы. — Сегодня же есть диско­теки, — скажите вы и попаде­те впросак. Потому что диско­теки в отличие от бала мероп­риятие скорее спортивное, для серьезного знакомства мало приспособленное: шумно, тем­но, многие под градусом. Кро­ме того, на дискотеки ходит поколение тинейджеров. А о замужестве и женитьбе люди начинают задумываться годам эдак к 25. Пять причин одиночества. Почему холостые парни и не­замужние девушки никак не могут повстречать друг друга? Потому, что первые либо ув­лечены своей работой и на личную жизнь у них не хвата­ет времени, либо, наоборот, совершенно не заботятся о ма­териальных благах (и кто за такого выйдет замуж?). Пре­красная же половина челове­чества, доведя свое высшее образование до диплома, а то и до кандидатской корочки, уже не желает вверять судьбу в руки человека бездуховно­го. Она ищет себе как мини­мум ровню. Мужчина пере­стал нуждаться в женщине в качестве помощницы. Его нос­ки постирают, посуду помоют машины, а обед из полуфаб­риката приготовит микровол­новая печь, ну а сексуальные потребности... сегодня при по­мощи денег решаются даже они. Женщины тоже стали хо­рошо зарабатывать. Отпала необходимость создавать се­мью как объединение капита­лов. 16 мест для знакомства. Нет ничего проще и выгоднее знакомства на работе или в институте. Во-первых, ты все подробно знаешь о своем из­браннике или избраннице. Во-вторых, вы постоянно видите друг друга и не надо постоян­но искать поводов для встреч. Примерно каждая пара моло­доженов — сослуживцы, а 4 из 10 — вместе учились. Не со­ставляют исключения и звез­ды. Например, известная акт­риса театра и кино Алла Будницкая познакомилась со своим мужем, режиссером Александром Орловым, во ВГИКе. — Как-то на занятиях по творческому движению мы де­лали кульбит навстречу друг другу и столкнулись. У меня закружилась голова. И Саша был вынужден проводить меня домой. Потом нас посла­ли вместе на целину. И там у нас завязался роман, который длится уже 38 лет. Двое из десяти опрошен­ных нами пар познакомились через друзей. Режиссеру Ни­ките Михалкову представили его будущую жену Татьяну после показа моделей в Доме кино (Татьяна была манекен­щицей). — На первое свидание меня собирали тоже друзья, — рассказывает она. — Сделали самую модную по тем време­нам прическу — «бабетку» и самый модный макияж — ли­ловая помада и такие же ли­ловые ногти. Никита, когда меня увидел, взял за шкирку, отвел в туалет и смыл всю кос­метику. Я сидела в ресторане мокрая и бледная, боясь, что скажу что-нибудь, а ему опять не понравится. Только тремя из сотни пар влюбленных движет любовь с первого взгляда. Леонид Ярмольник встретил свою буду­щую жену в Театре на Таган­ке. — Она стояла в очереди за билетами, а мы с Леонидом Филатовым разговаривали в холле. Она вытащила сигаре­ту, но ей нечем было прикурить, и я через щель перего­родки передал зажигалку. Она прикурила и улыбнулась. Я ответил тем же и предложил подойти к служебному входу... Вот и все. Вскоре мы пожени­лись. Впрочем, «случайную встречу» тоже можно сплани­ровать. Как это сделать? Прежде всего, задайте себе два вопроса: кто мне нужен и где такого (такую) найти? Если вы мечтаете прово­дить тихие семейные вечера, беседуя об искусстве и лите­ратуре, спутника надо искать на художественной выставке, в консерватории. Творческую интеллигенцию можно встре­тить и на всевозможных от­крытиях: клубов, баров, фес­тивалей. Любите лошадей, от­правляйтесь на ипподром. Книги — в библиотеку. Мно­гие женщины предпочитают «технарей-бизнесменов», ра­ботающих и зарабатывающих мужчин, у которых нет време­ни праздно шататься по горо­ду, есть машина и, соответ­ственно, знакомство «на ули­це» с ними маловероятно. Зато оно может произойти, напри­мер, на технической выставке. Богатых женихов и невест можно встретить и в дорогом магазине, автосалоне, в спортивных комплексах. Что вам мешает узнать по­больше о своих соседях? Моя подруга познакомилась со сво­им будущим мужем, когда у нее в ванной сорвало кран. Сосед помог перекрыть ей воду. Хозяйка угостила муж­чину чаем. А через месяц они подали заявление в загс. Шесть полезных советов. Самый большой для чело­века барьер — сам процесс зна­комства, говорят психологи. Особенно комплексуют муж­чины. Если бы девушки узна­ли, скольких кавалеров они лишились только потому, что те не решились к ним подой­ти, — умерли бы от обиды. Улыбка подбодрит незна­комого или малознакомого вам человека. Поэтому не будьте букой и не отводите взгляд, если кто-то обратил на вас внимание. В век равноправия между полами женщина тоже может сделать первый шаг. Умейте не только говорить, но и слушать. Не критикуйте, но примечайте, стоит ли про­должать отношения с челове­ком. Мужчины не любят слиш­ком умных женщин, а женщи­ны — слабых мужчин. Помни­те об этом. Не будьте недотрогой, но не кажитесь легкодоступной (сексуально озабоченным). От букетика цветов в лю­тый мороз растает сердце лю­бой женщины. Мужчины любят играть в победителя. Подчеркивайте, что он заслужил получить выглаженную рубашку, пирог, поцелуй... Поверьте, пройдет совсем немного времени, и он в лепешку разобьется, чтобы назвать вас своей женой.
Рассматривая эту публикацию, мы заметим следующее. Уже первые два абзаца данного материала заключают в себе сравнительный анализ — автор соотносит возможности осуществления знакомства с целью выбо­ра будущего супруга или супруги предшествующими поколениями рос­сиян и нынешним молодым поколением и делает соответствующий вы­вод из этого сравнения. Далее журналист осуществляет причинно-след­ственный анализ, в ходе которого устанавливает причины одиночества многих молодых людей. Таких причин он насчитывает пять. Затем следует доказательное рассуждения, в ходе которого доказывается мысль о том, что самое лучшее место для серьезных знакомств — это работа. В качестве аргумента в пользу своей мысли автор приводит пример удачного зна­комства и последующей женитьбы артистов Аллы Будницкой и Алек­сандра Орлова. Далее журналист выдвигает другие утверждения и также доказывает их с помощью ярких и вполне определенных примеров из жизни, т.е. каждая из рекомендаций автором обосновывается, подтвер­ждается. В завершение в тексте приводится еще и список из шести полез­ных (в пределах обсуждаемой темы) советов.

 

Наличие в тексте доказательного рассуждения и сравнительно­го, а также причинно-следственного анализа делает публикацию аналитической. А наличие советов читателю — позволяет отнести ее к рекомендациям. В результате возникает такой тип журналист­ского материала, который можно назвать аналитической рекомен­дацией (или просто — рекомендацией).

в начало