Тематический обзор

Обзор-презентация

В связи с тем, что очень большая часть населения из-за матери­альных трудностей не может приобретать три-четыре газеты, журна­ла, иметь радио, телевизор, как это было до перестройки, те издания, которые пользуются наибольшим спросом у населения, а также радио- и телепрограммы “берут на себя” задачу проинформировать людей о том, что пишут другие издания или что сообщают другие те­лерадиопрограммы. При этом обозреватели могут посвящать свою “презентацию” обзору новых изданий, только что появившихся на свет, или же рассказать о публикациях на страницах уже известных читателю газет и журналов. В первом случае в обозрении речь идет обычно о целом номере нового журнала, но иногда в нем могут рас­сматривать и несколько номеров издания. Цель при этом ставится одна — показать характер нового издания, его достоинства и недо­статки. Во втором случае автор обозрения старается познакомить ау­диторию с наиболее интересными, с его точки зрения, публикация­ми в разных изданиях. Чаще всего такие публикации отбираются обозревателем по одному ведущему признаку — степени сенсацион­ности. Чем сенсационнее публикация, тем больше у нее шансов быть включенной в обзор СМИ. Такие обзоры автор обычно начинает с главной сенсации. Это привлекает внимание аудитории к публика­ции. Затем излагаются другие новости.

Аналитическое начало такого вида обзора заключается в том, что автор пытается показать те глубинные причины, которые по­рождают “нестыкуемые”, на первый взгляд, сенсации, происходя­щие в разных сферах жизни общества. Именно этим обзор СМИ как аналитический жанр отличается от аннотации новостей, от их ин­формационной подборки.

 

Данный вид обзора посвящается освещению определенной темы. В настоящее время очень часто такими темами являются указы прези­дента РФ, законы, постановления, принятые Государственной Думой, правительством РФ, Советом федераций, новые назначения и отстав­ки в высших эшелонах власти, результаты очередных выборов, чрезвычайные происшествия, скандальные происшествия, преступле­ния и т. д. Все эти и другие подобные явления становятся централь­ным пунктом, вокруг которого и строится обзор прессы. Привлекая публикации из различных изданий, теле- и радиопередачи, автор стремится с их помощью представить аудитории полную картину события, познакомить ее с разными оценками, мнениями, пози­циями, занятыми СМИ по отношению к данному событию Такого рода обзор дает аудитории более-менее полное представление о причинах события, внутренних “пружинах” его, значении. Этот вид обзора содержит в себе черты аналитической публикации в более полной мере, нежели обзор-презентация.