ЗМІСТОВИЙ МОДУЛЬ І. Екологічне проектування

МОДУЛЬ 3.

 

Тема 5 Типы экологических экспертиз.

Cодержание материалов ОВОС зависит от стадии решения вопроса о способе и характере реализации деятельности. Для каждой стадии рекомендуется различный по полноте и глубине состав материалов ОВОС, которые подлежат эколого-экспертной оценке и анализу.

Стадии должны включать:

1. Разработку схемы развития, размещения предприятия, объектов отрасли на перспективу.

2. Внесение соответственным министерством предложений по созданию (расширению, реконструкции) конкретного предприятия или объекта.

3. Подготовку материалов предварительного выбора земельного участка.

4. Разработку ТЭО, ТЭР проектов или рабочих проектов строительства или реконструкции существующего предприятия (объекта).

1. При составлении схем развития и размещения отраслей районной планировки прмышленных зон, генеральных планов строительства промузлов, населенных пунктов, планов упорядочения существующей застройки промзон населенных мест, производится предварительная оценка окружающей среды.

Эколого-экспертная оценка схемы здесь должна содержать анализ состояния ОПС территрии, на которой намечается осуществлять хозяйственную деятельность, в частности характеристику природных ресурсов:

- земельных – соотношение площадей с/х и общих, динамику смены площади с/х земель как наиболее ценных, загрязнение почво-гркнтов, наличие нарушенных земель, рекультивируемых территорий.

- водных – запасы, баланс, наличие дефицита, уровень загрязнение, источники и защита от загрязнения поверхностных и подземных вод.

- атмосферы – источники загрязнения, агрегатное состояние загрязнителей, фоновое загрязнение населенных мест.

- лесных и других растительных ресурсов – площади, смены соотношений, характеристика (бонитет, группы лесов), наличие охраняемых и занесенных в Красную книгу объектов.

- животное население - общая фаунистическая ценность территории, наличие ареалов ценных видов, охотничьих угодий, их расстояние до проектируемых объектов.

Кроме этого пректанты должны провести, а эксперты оценить возможные виды воздействия строительства и эксплуатации других объектов данной отрастли в условиях нормального и аварийного состояния, включая выбросы в атмосферу, влияние промышленных, хозбытовых и поверхностных сточных вод, всех видов отходов на почво=грунты и грунтовые воды, в целом хозяйственной деятельности на состояние ООТ, растительный и животный мир, потребности отрасли в воде.

Необходимо указать изменения, которые могут возникнуть в прогнозируемом состоянии региона в целом по компонентам (% занятости земель от общей площади, что планируется под весь народнохозяйственный комплекс).

2. В составе материалов предложений министерств по созданию на территории государства народнохозяйственных объектов, или по расширению действующих (реконструкции) даются ориентировочные оценки воздействия на ОПС.

В них должны быть приведены: сведения по конкретным площадям отвода, характеристика отторгаемых угодий, показатели водоснабжения (хозбытового и технического), показатели водопотребления и водоотведения, ТТК водооборотных систем и ожидаемая экономия, состав и количество отходов, возможность утилизации, выбросы в атмосферу, параметры СНЗ, обобщенные эколого-экономические оценки, позитивные социальные смены.

3. В составе материалов выбора земельного участка для размещения новых, расширения действующих объектов, других видов деятельности должны быть в обязательном порядке представлены показатели оценки воздействия, отражающие:

- количественные и качественные характеристики территорий (дифференциация по качеству – пахотные земли, луга и пастбища, леса, типы почв, мощность чернозема, содержание гумуса, бонитет игруппы лесных насаждений, оценки угодий).

- общую оценку состояния среды в радиусе 1000 м от расположения объекта, характеристику загрязнения поверхностных вод, подземных источников, атмосферы, почвы, наличие нарушенных и обработанных земель, свалок, полигонов захоронения отходов, ООТ.

- сведения обо всех прогнозируемых видах выбросов по средам с указанием состава, токсичности, объемов, неутилизируемых отходах и их возможной утизизации, захоронению.

- характеристику возможной компенсации ущерба, наносимого при строительстве и эксплуатации объекта (землевание, посадка, защитных насаждений, создание газонов, зон отдыха, расчистка дна водоемов, облесение)

- общие оценки ожидаемого уровня загрязнения и воздействия

- оценки социально-экономических последствий содания объектов с учетом интересов местного населения.

Составной частью ТЭР, обоснований проетов и рабочих проектов должна быть комплексная оценка воздействия (КОВОС)

 

Термины и определения:

Водоотведение - совокупность санитарных мероприятий и технический устройств, обеспечивающих удаление сточных вод за пределы населенного места или промышленного предприятия: осуществляется с помощью ливневой, промышленной и бытовой, внутренней и наружной канализации.

Бонитеты – экономически значимая, сравнительно натуральная характеристика (богатство почвы, выход древесины с 1 га, легкость добычи минерального сырья и т.п) хозяйсвенно ценной группы объектов или угодий.

Бонитет леса –показатель хозяйственной производительности леса. Зависит от природных условий и воздействия на лес. Характеризуется размером прироста древесины в сравнимом возрасте (высотой насаждения). Выделяют пять классов бонитета : от I(наиболее производительного) до V.

Земли нарушенные– земли, утратившие свою хозяйственную ценность или являющиеся источником отрицательного воздействия на окружающую среду в связи с нарушением почвенного и растительного покрова, гидрологического режима и образованием техногенного рельефа в результате производственной деятельности.

Облесение - создание лесного покрова с помощью посева семян лесных пород, посадки их саженцев или содействия естественному возобновлению леса.

 

Тема 6. Методика и методология ЭЭ. Системный подход.

 

Природно-ресурсный потенциал (ПРП) – доступная при данных социально-экологических условиях и технологическом уровне совокупность природных ресурсов, система природных ресурсов, условий, явлений и процессов, которая является территориальной и ресурсной базой жизнедеятельности общества, а сдругой стороны – противостоит ему как объект антропогенного воздействия.

Потенциал, в прикладной экологии, рассматривается как характеристика возможности (потенциального) выполнения ландшафтом социально-экономических функций, его способность удовлетворять потребности. В случае равенства воздействия и ПРП экологическое равновесие не смещается в сторону «прогрессивного» опустынивания.

Например:

Водный потенциал – способность ландшафта трасформировать получаемую из атмосферы влагу таким образом, чтобы она не только использовалась растительностью, но и образовывала замкнутый круговорот воды, который может применяться для выполнения определенных задач. Так, река как ресурс системы водного снабжения оценивается водностью, как ресурс системы транспортных производств - судоходностью. Как ресурс гидроэнергетического цикла производства – скоростью течения.

Уровень экологической нагрузки (ά) принимается равным относительно расхода загрязненных стоков (q) и минимального среднемесячного расхода воды в реке с 95%-ной обеспеченностью (Q), выраженному в процентах:

ά =q/Qх 100

Степень загрязненности водных объектов (СЗВО) определяется как среднее по трем лимитирующим показателям вредности (ЛПВ) – рыбохозяйственному, токсикологическому, санитарно-токсикологическому.

Парный коэффициент корреляции (r) между ά и СЗВО обычно составляет 0,90-0,97. Затем производится ранжирование по пяти группам .экологической нагрузки:

- допустимый уровень меньше 0,1

-повышенный уровень 0,1-0,5

-высокий уровень 0,5-1,0

-очень высокий уровень 1.0-10,0

очень опасный уровень свыше 10,0.

 

Природно-экологический потенциал (ПЭП) представляет собой территорию (ландшафт) как ресурсопроизводящую систему, располагающую как невозобновимыми ресурсами (территория), так и возобновимыми (водные, лесные, фаунистические).

Изучение ПЭП начинается с определения предельных нагрузок, допустимых уровней воздействия и возможных конфликтных ситуаций между окружающей средой и внутренней средой человека. Природно-экологический потенциал территоприи – это ее способность поддерживать равновесие между средой и внутреннй средой человека. ПЭП является «гарантом» качества народонаселения, определяемого как комплекс медико-генетических и социально-психологических характеристик жизни людей (физтческое здоровье, уровень развития интеллктуальных способностей, психофизиологический комфорт, механизмы воспроизводства интеллектуального потенциала общества и т.д.)

Главным показателем, характеризующим экологическое благополучие, является, в конечном счете, состояние здоровья населения.

Экологизированное понятие здоровья подразумевает отсутствие заболеваний, связанных с нерациональным использованием природных ресурсов и деградацией ОПС.

Достижение устойчивого и стабильного развития, здоровья и благополучия населения и рациональное природопользование взаимосвязаны.

Систеный анализ факторов, вызывающих конфликтные ситуации между окружающей средой человека, позволяет выделить геоэкологические факторы.

Прямые – сейсмические, оползневые, ресурсы подземных вод (запасы, загрязнение), поверхностные – подземные воды (уровни, напоры, химический состав, фильтрация). Косвенные – характеристики условий залегания геологических тел, физико-механические свойства субстрата, тепло- и влагообеспеченность.

 

Термины и определения:

Устойчивость экологическая – способность экосистемы сохранять свою структуру и функциональные особенности при воздействии внешних и внутренних факторов.

Системный анализ – анализ и сравнение разнородных дискретных множеств на основании функциональных связей.

Оползень – смещение вниз по склону массы рыхлой горной породы под влиянием силы тяжести, особенно при насыщении рыхлого материала водой. Одна из форм стихийного бедствия.

Комфортность среды – субъективное чувство и объективное состояние полного здоровья при данных условиях окружающей человека среды, включая ее природные и социально-экономические показатели.

 

Тема 7 Эколого-социально-экономическая оценка проектов.

 

Стандартные методы регулирования отношений в области охраны ОПС основаны на сочетании административно-командного подхода и рыночных механизмов и включают:

- жесткие стандарты качества среды на основе критериев Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ).

- стимулирование новейших технологий очистки и защиты сред (субсидии, компенсации расходов на ОВОС).

- налоги, штрафы.

Использование жестких природоохранных нормативов в сочетании с рыночным подходом позволяет:

- расчитать величину налога.

- стимулирует компании к снижению издержек в области охраны окружающей среды.

- снижает издержки правительства на административно-технологические подходы.

- делает цели природоохраны понятным для населения.

- уменьшает дефицит государственного бюджета.

Торговля выбросами. Если предприятие сокращает выброс ниже предельно допустимого, то на снижение выдается сертификат, который может продаваться (предприятие, превышающее допустимый уровень сокращает выброс за счет покупки кредитов на выброс с более 100%-ной компенсацией), помещаться, в виде кредитов за выбросы, в «банк выбросов», одалживаться и передаваться действующим, новым и расширяющимся предприятиям в рамках данного района (соблюдается принцип «пузыря» – «бабал-принцип»).

Истощение озонового слоя. Продажа квот на импорт и производство фреонов (в 1990 году это пополнило казну США на 400 млн. долл.)

Кислотные дожди . Экологи рекомендуют начать торговлю излишками «сокращения кислотных дождей».

«Тепличный эффект». Рекомендуется увеличить финансирование исследований причин и последствий глобального потепления климата. Считается остро необходимым определение наиболее оптимальных экономически и политически приемлемых стратегий, напрвленных на предотвращение или адаптацию к прогнозируемым эффектам.

Энергетика и качество среды. Дальнейшее увеличение налогов на автомобили с высоким расходом топлива. Открытие рынков электроэнергии в регионах.

Водоснабжение. При сохранении нынешних внешних тенденций водопользования дефицит водного баланса развитых стран стал повсеместным. Реальная стоимость воды игнорируется, учитывается только ее экологическая ценность. Рекомендуется развить рынок продажи водных ресурсов, узаконить добровольные продажи воды.

Упраление государственными землями должно обеспечить те выгоды, которые нельзя извлечь из частного землевладения. (Гослесфонд стимулирует продажу древесины по ценам ниже себестоимости, финансирование лесоохраны из бюджетных средств противоречит интересам населения в области экономических ценностей).

Токсические вещества. Предлагается использовать прямые и косвенные налоги.

Управление опасными отходами. Прямой налог на накопленные и опасные отходы возвращается владельцу, как только он передает их предприятиям по реализации и удалению.

Активизация оценок воздействия при проведении работ, связанных с включением ненарушенных природных угодий.

В настоящее время в развитых странах используется более 150 различных экономических рычагов, в том числе порядка 80 - штрафы различного рода, 40 – субсидии и 30 меры иного рода.

В настоящее время во многих странах накоплен значительный опыт использования различных экономических методов управления качеством окружающей среды:

Главные из них можно объединить в следующие группы:

- субсидии (прямые и косвенные) на государственные экономические проеты, на компенсацию части риска с предприятиями по пилотным экопроектам, на экоцели населению, дотации на экологически совершенную продукцию, компенсация ускоренной амортизации экологических технологий.

- инструменты системы кредитования (льготные или дискриминирующие) по направлениям деятельности по кредитным ставкам, по объемам кредитования, по срокам кредитования.

- экологические платежи: на выброс (сброс) ввредных веществ в атмосферу, водные источники, почву, складирование (захоронение) вредных веществ в природных ландшафтах, на физические виды загрязнения среды (шум, электромагнитное загязнение и т.п.)., биологичекие виды загрязнения.

- ценовые инструменты: экоценовое программирование, экоценовое регулирование, экоценовое стимулирование.

- выплаты за сохранение (достижение0 определенных экологических результатов: реципиентам ха снижение качества среды, реципиентам за сохранение состояния среды (например болот, лесов).

- рыночные сертификаты: экологические квоты, разрешение на изготовление (продажу) определенных объемов продукции (услуг)

- не денежное содействие продвижению на рынок: экологическим торговым операциям, расширению экологоориентированных сектровэкономики.

- экологическое страхование: видов деятельности, предпринимательского риска, эколого-экономических последствий.

 

Термины и определения:

Экстерналии – внешние эффекты (последствия) производства или потребления , которые положительно или отрицательно воздействуют на другую сторону. Классифицируют: временная, межрегиональная, локальная.

Лицензия на загрязнение – оплачиваемое разрешение на выброс определенного количества вредных веществ жидких игазообразных отходов определенного состава.

Устойчивое развитие – удовлетворяет потребности современного поколения, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности.

Сознание экологическое – глубокое понимание неразрывной связи человека сприродой вплоть до признания приоритета сохранения природой среды перед решеним задач социального порядка.

Озоновый экран – слой атмосферы в пределах стратосферы, лежащий на высотах 7-8 км на полосах и до 50 км на экваторе, отличающийся повышенной концентрацией молекул озона (трехатомная молекула кислорода, обладающая большой реактивностью и токсичностью) поглощающих ультрафиолетовое излучение для организмов.