Теперь вы знаете, что даже при съемке пейзажей нельзя мешкать.

Пейзажная фотография.

Пожалуй, это самый доступный вид фотографии, в котором не надо искать модель для съемки и не надо просить у нее разрешения на возможность публикации. Достаточно просто выйти из дома, а можно и даже не выходя из дома, просто посмотрев в окно, приступить к съемкам. Но на самом деле – это кажущаяся простота. Вы можете сделать на улице тысячи кадров, но ни один из них не будет смотреться. А один кадр из окна, сделанный в нужное время и момент, будет стоить гораздо большего количества кадров.

Прежде всего, вы должны помнить, что для пейзажного фотографа основное - это состояние природы в данный момент и освещение! Иногда для того, чтобы получить один кадр приходится просто сидеть и ждать когда уйдут облака из этого места, минут 15. Бывают случаи, когда вы находитесь в классном месте, но из-за погоды нет вида. Тогда ждешь и неделю, и месяц. Если такой возможности ожидания нет, то приходится довольствоваться простыми репортажными снимками этого места. Чтобы посмотреть на них и сказать, я там был, и там было так красиво… прямо как на снимке у того товарища, который попал в нужное место в нужное время и поймал удачное состояние природы.

Помимо удачи, вы должны знать, какое освещение данного места присутствует в определенное время и время года, чтобы попасть на нужную точку съемки в правильное время, а не на час позже, когда все изменилось и уже не смотрится. При пейзажной съемке, даже 10 секунд могут решить многое, чуть ли не все! Как правило на закате цвета меняются очень быстро и если вы не успеете – значит опоздаете и получится что зря пришли снимать этот закат. Мне для более быстрой установку штатива, пришлось сменить штатив. Так как старый с цанговыми зажимами не позволял быстро поставить штатив в короткое время. На защелках позволяет делать все более оперативно.

Место съемки, освещение, необычное состояние природы - все это делает вид интересным.

Но одного интересного вида недостаточно нужно еще суметь передать всю красоту на фотографии, для этого вы должны уметь компоновать кадр, строить в нем композицию.

Используя простые правила компоновки кадра, вы сможете сделать снимки намного привлекательнее, сможете заставить зрителя их разглядывать и изучать. Сможете очаровать его и погрузить в свой сказочный мир. Только помните, что сказочный мир, должен быть не только в вашем воображении, но и на фотографии, чтобы зритель смог его увидеть.

 

Для того чтобы у вас на пейзаже появился объем, вы должны использовать как минимум 2 плана.

 

 

При большем количестве планов фотография становится более сложной для восприятия. 2 плана – простая фотография, 4 – сложная.

 

 

8 и более планов - слишком перегруженная. Используя несколько планов, нужно заботиться о том, чтобы они не слипались.

При съемке пейзажей нужно учитывать, что пейзаж без живых элементов, вроде человека, собаки, кошки или птички, будет выглядеть мертвым и холодным. Если же вы введете в пейзаж оживлялку, ваш кадр оживет.

 

 

Для примера последний снимок сделан без оживлялки, чтобы вы смогли почувствовать, насколько кадры отличаются по впечатлению, которое оставляют.

Также вы не должны забывать про развитие событий в кадре. Вы должны себе четко представлять, что вы снимаете и какое впечатление на зрителя будет производить то или иное расположение объектов в кадре. Например, солнце в левой стороне кадра будет означать восход, в правой части– закат. По центру – вы попали… оно никогда не сядет. ;-)

 

Еще вы должны работать с сознанием зрителя, располагая в кадре элементы, которые на уровне подсознания будут притягивать внимание к кадру. Например, размещая в кадре S-кривые или строя из точек зрительного внимания геометрические фигуры, которые будут на уровне подсознания притягивать к себе внимание и заставлять зрителя находить в их размещении закономерность. Но фигуры не должны быть с вогнутыми гранями, только выпуклые.

 

 

 

И самое простое правило, которое чаще всего применяется при пейзажной фотографии – это правило третей. Вы самостоятельно должны определить наиболее важную и главную часть в вашей фотографии, которая буде занимать большую часть в кадре. Тут, что называется, руководствоваться принципом царя в голове. Если у вас есть царь в голове, то вы сможете выделить в кадре главное, и разместить его в большей части кадра.

 

 

Пустое пространство в кадре – неинформативно, оно негативно будет сказываться на восприятии фотографии. Поэтому если у вас пустое небо, то вы должны свести его не к 1/3, а вообще к минимуму, не убирая его полностью из кадра, а оставляя небольшую полоску, которая обозначит небо. То же самое и с землей, если попадете в подобную ситуацию.

 

Правило равнозначности: когда у вас равнозначны верх и низ, левая часть и правая, то стоит размещать горизонт по центру, чтобы равнозначные части кадра гармонично взаимодействовали друг с другом. Это уже ближе к центральной компоновке кадра, которой по началу стоит избегать. Лишь освоив нецентральное расположение объектов, стоит переходить на более сложное – центральную компоновку кадра.

 

 

Пейзаж с резаными предметами будет ухудшать восприятие снимка на подсознательном уровне. Также как и обрезание воображаемого продолжения объектов. То есть тех объектов, которые есть у нас в кадре, но продолжение которых мы не видим.

 

 

Создание направления для взгляда. Вы можете использовать боковые элементы в кадре, чтобы создать направление взгляда в кадре. Причем эти элементы могут быть даже не в фокусе или резаными.

 

 

 

Чем больше вы сможете привлечь внимания к кадру, тем больше заинтригуете зрителя. Даже если он этого не будет осознавать. Но нельзя валить все в одну кучу, и вы должны понимать, что есть такие ситуации, когда одни правила исключают применение других и в каждом конкретном случае вы должны самостоятельно решать, какими правилами построения кадра вам нужно пользоваться.

А вот техническая сторона съемки пейзажей намного проще компоновки, так как у вас в этом отношении нет ложных представлений и навыков, с которыми вам нужно бороться при съемке.

 

Так как пейзажный вид мы воспринимаем на самом большом нашем угле зрения – порядка 180 градусов, то для съемки пейзажей предпочтительно использование широкоугольных объективов. Хотя бывают случаи, когда применяются и телеобъективы.

Вы должны использовать фокусное расстояние объективов для выделения объектов съемки.

 

 

 

При съемке пейзажей вы должны очень тщательно следить за горизонтом: если при съемке пейзажа вам не удалось точно выставить горизонт, то это нужно будет сделать уже после съемки в графическом редакторе. Бывают ситуации, когда невидно горизонта, в таком случае можно о горизонте судить по вертикальным линиям в кадре. Если в кадре у вас большие перспективные искажения, и плоскость съемки не параллельна плоскости светочувствительного элемента, то вертикальные линии в центре кадра будут – вертикальными. А также линии справа и слева, находящиеся на одном расстояния от края кадра будут наклонены на один и тот же угол. Чем ближе к центру кадра, тем меньше будет угол отклонения от вертикали.

 

 

Как правило, пейзажи – неподвижные объекты, соответственно их можно снимать со штатива, используя при этом минимальное значение ISO (для лучшего качества снимка и минимального значения уровня шумов). Для получения резкого пространства используется закрытая диафрагма фотоаппарата (большое цифровое значение). Низкое значение ISO и большое цифровое значение диафрагмы даже при ярком свете дают достаточно большую выдержку. Поэтому штатив пейзажнику необходим для получения четких кадров.

 

 

Если в дневное время при достаточно ярком свете снимаются пейзажи с движущимися объектами, то получаемая выдержка не всегда достаточна для нужного уровня смаза движущегося объекта. Поэтому применяют комплекты серых фильтров и даже дополнительно накручивают поляризационный фильтр. Например, при съемке водопада, прибоя или воды в реке, когда нужно получить из воды волосы, молоко, туман…

 

Помимо этого, сталкиваясь с большим перепадом яркостей (большой динамический диапазон света), мы получаем либо пересветы на светлых участках, либо провалы в черное на темных местах. Чтобы обойти это физическое ограничение, применяют технологию съемки, называемую HDR, затем полученное изображение при помощи специального ПО преобразуется в приемлемый или очень необычный вид.

 

 

 

Из фильтров для пейзажного фотографа на первом месте стоит поляризационный. Он позволяет усилить цветовую насыщенность в кадре. Увеличить или уменьшить отражения в неметаллических объектах. Затем идет серый фильтр для создания более длительных выдержек при съемке. И, конечно, инфракрасный, позволяющий снимать довольно интересные и необычные кадры в инфракрасном спектре.

 

 

 

Также достаточно часто используют градиентные фильтры, которые затемняют светлую часть кадра, выравнивая яркостной диапазон.

 

 

 

Дальнейший набор фильтров уже исходит из личных предпочтений в съемке.

Надеюсь, дочитав до конца, вы получили базовые знания для пейзажной фотосъемки, которыми сможете воспользоваться.

 

Стоит понимать, что описана лишь малая часть того, что используется при съемке пейзажной фотографии, но, тем не менее, используя описанные правила, вы сможете добиться большего и пойти дальше, применяя и другие правила построения кадра.