Точки зрительного внимания.
Описание пространства.
В фотографии существует такое понятие, как план описания снимаемого пространства. Особенно оно актуально для пейзажной фотографии, когда нужно описывать снимаемое пространство, чтобы понимать, как его использовать в том или ином случае. Хотя и в других жанрах фотографии используется это понятие – везде, где существует описание построения объема кадра.
Планом называют объект или группу объектов, которые отделены расстоянием от других объектов в кадре. Текстура не может служить отдельным планом если она проходит через большое пространство. Иногда объекты могу начинаться в одном плане, а заканчиваться в другом.
Например, тропинка, начинающаяся на переднем плане и уходящая на задний план.
Несмотря на то, что изображение находится на плоскости, мы все равно можем создать на нем объем, введя в кадр несколько планов.
Так изображение с одним планом будет выглядеть плоским, но как только мы вводим еще один, к примеру, передний, у нас появляется объем.
Но, тем не менее, нельзя кадр перегружать планами, так как их большое количество делает кадр тяжелым. Я видел кадры с 8-ю планами. Они был слишком сложными для восприятия.
К примеру, кадр с двумя планами будет создавать объем, но при этом выглядеть достаточно простым. А кадр, имеющий 4 плана, смотрится уже гораздо серьезнее с точки зрения восприятия зрителем.
Помимо всего прочего на фото нужно разделять планы пространством, чтобы не получалось слипание планов. Иногда так происходит: если планы одинаковые по цвету и яркости, они сливаются в кадре. В результате получается, что пропадает объем. Он вроде пытается появиться, но пропадает из-за склеившихся планов.
Также необходимо избегать помещения одного плана на границу другого. Появляется тот же эффект слипания. На этом эффекте строятся фотоказусы, например, жених (невеста) на ладошке и т.д.
Если при съемке получаются кадры, которые интересно рассматривать, то как правило на них находятся точки зрительного внимания, то есть точки, к которым притягивается внимание зрителя. Что называется, глаз цепляется. Если глазу удалось зацепиться за что-то на картинке, то зритель уже сможет порассматривать изображение. Без этого изображение будет восприниматься серым и однообразным и наблюдатель, скорее всего, бегло взглянув, пройдет дальше.
Для примера, если сфотографировать манную кашу, то изображение ни у кого не вызовет никакого интереса. Но как только мы туда бросим кусачек масла, то изображение станет намного привлекательнее.
Эти точки внимания могут быть образованы просто за счет внесения в кадр какого-то контрастного объекта, который бы выделялся на общем фоне. Если, к примеру, весь кадр серый, то достаточно ввести в него черный силуэт, как сразу к нему будет приковано внимание, а затем уже зритель начнет разглядывать все остальное, анализировать кадр, пытаться понять взаимосвязь контрастного объекта и всего остального на изображении. Помимо черного элемента, это может быть также и цветной, контрастный элемент. Очень часто используют красный цвет, так как он уже по умолчанию приковывает к себе дополнительное внимание.
Но точкой зрительного внимания может стать, также и световой акцент - когда определенная область специально подсвечивается, чтобы сделать ее отправной точкой на изображении. Помимо подсветки, то есть выделения объекта за счет яркости, можно применять более сложное световое решение, которое не так бросается в глаза, но привлекает внимание не меньше, уже чисто на уровне подсознания зрителя. Это использование другой световой схемы освещения определенной области или места на фотографии. При этом по яркости все будет одинаковым, но зрителю будет казаться, что что-то тут не так, как должно быть, и он начнет более пристально разглядывать и заострять свое внимание на этом элементе и изображении в целом.
Помимо одной точки зрительного внимания, в кадр может быть включено несколько таких точек. И если вы создадите из них определенную структуру, то дополнительно привлечете внимание зрителя к изображению, заставляя его анализировать картинку, сопоставлять точки, искать логическую взаимосвязь между ними. Естественно, эту логическую взаимосвязь вы должны создать до снятия кадра, иначе ваше изображение будет разваливаться из-за отсутствия взаимосвязи между точками.
Само собой, вы должны учитывать правило третей при построении кадра, правило взаимосвязи точек и построения фигур из них. То есть все то, что воздействует и работает с подсознанием зрителя. И также вы должны создавать кадр с нужным для вас восприятием у зрителя вашего изображения.