Сюжетное развитие событий в кадре.

Использование фокусного расстояния для выделения объекта съемки.

При фотографировании главный объект съемки можно выделить не только размещением его в нужной части кадра, но и другими дополнительными способами. Один из таких способов выделения – это использование фокусного расстояния объективов. Каким образом это делается? Естественно, за счет использования перспективных искажений и увеличения-уменьшения изображения объективами.

Например, при съемке пейзажей можно небольшой по размерам объект на переднем плане значительно увеличить в размерах, тем самым усилить на нем зрительный акцент. Для этого используются объективы с большим углом захвата окружающего пространства (широкоугольные объективы).

 

 

С выделением памятника

 

Без выделения памятника

 

При съемке удаленных объектов их можно зрительно увеличивать за счет применения длиннофокусных объективов (телеобъективов). Так увеличится угловое значение объекта в поле кадра, и он вырастет в размерах - соответственно внимания к нему будет больше. Следует учитывать еще и месторасположение объекта в кадре, усиливать его выделение сразу двумя факторами: расположением и зрительным увеличением. Зачастую один фактор не дает достаточного эффекта, а вот два или даже три приносят более значимый результат.

 

 

Использование фокусного расстояния объектива для выделения объектов съемки относится к выбору ракурса, это один из случаев выбора ракурса.

 

Помимо простого выделения объектов, можно еще работать с пространством. Но для этого вы должны себе представлять, как работают перспективные искажения, и как угловые размеры объектов съемки будут соотноситься с линейными размерами на полученном изображении (пропорционально).

 

Пример применения данного эффекта очень простой – если вы будете снимать толпу сверху широкоугольным объективом, то получите отдельно стоящих людей.

 

 

Если то же самое вы будете снимать телеобъективом, то получите фотографию именно толпы людей, даже если они не будут стоять вплотную друг к другу. Естественно, это будет сниматься с разного расстояния.

 

А если при съемке толпы, вам нужно получить более реальную картинку, которую мы видим, то угол объектива должен быть порядка 50 градусов (согласно свойствам зрения). Отклонение в ту или другую сторону, буде создавать соответствующий эффект, который был описан выше.

С самого детства, не замечая того, мы программируемся на определенный тип восприятия изображения и событий, которые на нем происходят. Прежде всего, это связано с тем, как мы получаем и воспринимаем информацию. Мы читаем слева направо и сверху вниз. Причем наиболее быстро развитие событий происходит слева направо и гораздо медленнее сверху вниз.

Иными словами, если вы делаете кадр с движением или событийным развитием сюжета, то этот аспект фотографии необходимо учитывать. Иначе у вас могут получиться фотоказусы. Или совершенно не тот эффект, что вы хотели показать. Особенно забавно на такое смотреть в рекламной фотографии, когда висит один рекламный слоган, а изображение визуальным языком говорит прямо противоположное. И чему больше поверит доверчивый человек? Словам, которые можно как угодно говорить и врать, сколько хочешь, или изображению, которая является в сознании человека, своего рода документом. Фотография показывает то, что есть на самом деле.

Например, рекламный слоган гласит: Приходите к нам, мы отдадим вам последнюю рубашку…, а изображение говорит: Если вы придете к нам, то мы снимем с вас последнюю рубашку, как бы вы не сопротивлялись.

 

 

Так как показ рекламных фотографий этой компании – запрещен, приведу рисунок с небольшими объяснениями. Слева - здоровенный мужик с расцарапанным лицом, справа - обнаженный по пояс дохлый молодой человек. Так как здоровый мужик с подбитым глазом и исцарапан, значит, все-таки ему сопротивлялись отдавать последнюю рубашку. Человек справа сразу понял, что шансов сохранить свою рубашку у него нет, и он сам ее отдает. «Добровольно», так сказать.

Реклама русской одёжной компании…

Еще один пример. Рука, забирающая бутылку пива (воды, газировки, водки, сока и т.д.) из кадра…

С точки зрения рекламы, рука должна забирать бутылку, тем самым воздействуя на подсознание зрителя и готовя его к тому, что бутылку ему придется взять, даже если ему не будет хотеться пить.

Если рука и бутылка расположены наоборот, то вы сделаете так, что на уровне подсознания, у человека возникало желание бутылку оставить и вообще не брать ее. Это будет больше похоже на анитирекламу, даже если окажется технически качественно выполнено.

 

 

Пример неправильного исполнения кадра. Бутылка стоит, рука справа в финальной стадии ухода из кадра. Получается, что бутылка остается, а рука уходит.

 

 

Кадр можно отзеркалить и он станет правильным с точки восприятия, но вот надписи перестанут читаться. Вывод: кадр нужно было изначально снимать правильно: рука находится слева в начальной фазе и будет двигаться к стоящей бутылке.

Недавно, идя по городу, встретил еще одну забавную рекламу:

 

 

Зная про развитие событий в кадре, можно проанализировать изображение рекламы и получить:

Приходите к нам, мы вам выдадим кредит (уходим в правую часть – результат… и сверху вниз), доведем вас до безумия (глаза), выбьем зубы (отсутствие передних зубов). А дальше вами займутся наши профессионалы (боксерские перчатки говорят о профессиональном занятии определенным видом спорта, который всем понятен и известен, и именно таким образом будет проходить воздействие на клиента).

Хочу сделать небольшое отступление по поводу этой темы, чтобы вам было понятно, откуда растут ноги у высказываний некоторых преподавателей в области фотографии.

Некоторые люди считают, что если мы в кадре делаем направление развития событий справа налево, то получим движение или развитие событий именно справа налево, но с большим напряжением и как бы с преодолением внешней среды воздействия. В реальности мы получаем машину, которая уезжает задом из кадра, или балерину, сдуваемую ветром.

Это связано с тем, что у нас принято считать кинематограф хорошей базой для фотографии. На мой взгляд, все перевернуто с ног на голову. Кинематограф должен вырастать из фотографии, а не наоборот. Вот и получается, что люди, снимающие кино, не умеют банально построить кадр и рассказывают про правила создания движущегося изображения, применяя их к неподвижному, то есть - в фотографии.

На самом деле, когда человек смотрит видеоряд с развитием событий справа налево, то у него происходит внутренняя борьба с тем, что он запрограммирован на развитие событий слева направо. Возникает ощущение тяжести, внутреннего сопротивления. И видеоряд будет восприниматься как будто наш объект движется, преодолевая преграды, наперекор судьбе и т.д.

Даже зрители на спектакле, развитие событий справа налево будут воспринимать тяжелее, и им будет казаться, что на эту сцену ушло гораздо больше времени, чем на точно такую же, но с развитием событий слева направо.

Расположение объектов в кадре будет нам говорить только о том, в какой фазе движения они у нас находятся. С левой стороны кадра – начало движения, справа – конец движения или финальная фаза развития событий в нашем кадре.

Соответственно, даже когда вы снимаете репортажные кадры, вы должны учитывать этот аспект. Например, если вы снимаете автогонки и у вас есть возможность до начала соревнований занять позицию для съемки, а не встать где придется, то вы должны расположиться с такой стороны дороги, чтобы направление движения объектов в кадре было именно таким, каким нужно. Естественно, бывают ситуации, когда кадр можно сделать только с одной стороны дороги, и тут уже не приходится выбирать. Но если есть возможность выбора, вы должны ею воспользоваться!

Следует избегать центрального расположения объектов, если мы хотим сделать не неподвижный, статичный кадр, а кадр, в котором будет ощущаться движение, происходить развитие событий.

Поскольку все это из области психологии восприятия и работы подсознания, то вы должны прекрасно понимать, что фотографии, которые вы делаете, будут воздействовать на смотрящих и даже оказывать воздействие на их будущую жизнь. Посему к вопросу фотосъемки нужно относиться со всем тщанием и осторожностью.