Компоновка кадра.

Погодные условия.

Время съемки.

Время съемки - это очень важный параметр при пейзажной фотосъемке, в том числе и ночной. А казалось бы, ночь и ночь, какая разница? Дело в том, что если вы будете снимать глубокой ночью, то небо у вас будет проваливаться в черное и выглядеть пустым и неинтересным, хотя глазами вы будете видеть его с небольшим свечением и цветом. Это также связано с особенностями зрения. Диапазон восприятия у нас намного выше, чем у фоточувствительных элементов, будь то пленка или матрица фотоаппарата. Получается, что светочувствительный элемент может запечатлеть только достаточно узкий диапазон яркости света. И поэтому получается, что изображение на фотографии более контрастное, чем в реальности.

В итоге, для съемки ночной фотографии нужно, чтобы небо еще имело достаточное свечение, но чтобы уже включилось уличное освещение и свет в окнах домов. Это длится, как правило, не более получаса, иногда всего минут десять.

 

 

Помимо времени, очень большое значение имеют погодные условия. На пустую гладкую поверхность не так интересно смотреть - лучше, когда на ней что-то есть.

 

 

Пример: пустой стол или стол с тарелкой супа (или шашлыков, кому что больше нравится). Вот и нужно подгадать наличие скучкованных, хорошо прорисованных облаков в небе.

При большой выдержке и достаточно сильном ветре облака будут смазываться по направлению движения и на фотографии у нас появится еще и эффект быстрого движения.

Но не все так плохо, когда в небе у нас молоко.. то есть чистое и белесое небо из-за плотного слоя облаков. Если эти облака достаточно низко идут над городом, то свет от города уходит вверх, затем отражается от облаков и идет вниз, при этом облака окрашиваются в красный цвет. Что создает необычный цвет неба для зрителя. Если на фоне уже темного неба идут низкие облака – тоже получится достаточно интересно… красноватые облака, на фоне черного неба.

Почему нужны именно низкоидущие облака? Связано с распространением света, его интенсивность падает пропорционально квадрату расстояния. После отражения части света от облака, свет также теряет свою интенсивность направляясь к земле.

 

 

Компоновка кадра ничем не отличается от построения кадра при обычной пейзажной фотографии, те же самые законы и правила. Для получения хорошего и интересного ночного кадра недостаточно просто навести фотоаппарат на нужное место и нажать на кнопку. Как минимум нужно скомпоновать кадр, выбрать интересный ракурс…

 

 

…и убрать из него лишние элементы, включить необходимые, добиться целостности кадра, добиться взаимодействия элементов кадра между собой, чтобы они были логичными или ассоциативными, работали друг с другом. Другими словами, вам нужно создать композицию.

В общем-то, вкратце я описал основные принципы ночной пейзажной съемки, существует еще масса частных особенностей съемки ночью, но эти частности и направления в фотографии лучше разбирать отдельно, так как там свой подход к съемке и свои нюансы.

Ночная съемка фаерщиков (факиров).

Ночная съемка фаерщиков - людей, которые занимаются огнем. То есть крутят разные вещи, которые горят, и выдыхают огонь, как драконы. Эта разновидность ночной фотосъемки имеет свои особенности.

 

 

 

Прежде всего, нужно понимать, что изображение на светочувствительном материале получается за счет попадания на него света во время выдержки (экспонирования). То есть свет, падая на светочувствительный элемент, как бы им запоминается. Чем больше попадает света, тем ярче на фото становится это место. Если свет проходит повторно по одному и тому же участку светочувствительного элемента, то яркость на фотографии будет увеличена в 2 раза. К примеру, если вы рассчитали диафрагму для получения яркого рисунка без пересвета, то при прохождении по этому месту света во второй раз, вы однозначно получите пересвет.

Когда фаерщики крутят горящие предметы, в кадре отображается след от движущегося огня. Экспозиция огня у нас получается в первую очередь за счет диафрагмы. Но также зависит и от скорости движения огня: чем быстрее передвигается горящий предмет в кадре, тем меньше накапливается света на светочувствительном элементе. Выдержка влияет только на продолжительность линии движения - если движение идет по кругу, то слишком большая выдержка будет давать наложение одного круга на другой, что приведет к пересвету.

 

 

 

 

Также выдержкой можно регулировать фигуру, которая рисуется огнем в случае некруговых движений, например, восьмерки, цветочка, сердечка и т.д. Как правило, сложные фигуры требуют большего времени экспозиции, иногда до нескольких секунд.

 

 

 

 

 

Выдержка при обычной съемке колеблется от 0,1 до 2-3 секунды, но традиционно составляет 0,3-0,5 секунды.

Диафрагма сильно зависит от многих факторов. Основные - это начало горения или финальная его стадия, свойства горючей жидкости (простой керосин или авиационный, парафины и т.п.), скорость движения горящих предметов, их размер.

Например, пои (шарики размером с теннисные) в начале горения дают диафрагму порядка 10-11, а в конце горения - 5,6. Веера (половина велосипедного колеса с горящими спицами на конце) в начале горения дают порядка 16, в конце 8-5,6. Мегабол (большой шар) порядка 22 в начале горения. Пиропои (пои с прикрепленными пиротехническими фонтанами) - диафрагма порядка 5,6 на протяжении всего горения. Снейки (размер галстука на шее, горят по всей длине) порядка 22 в начале горения и до 6,3 в конце. Стафы (длинная палка с горящими концами) порядка 16 в начале горения и до 6,3 в конце.

Значение диафрагмы указано для обычного керосина и ISO 400.

Снейки в начале горения:

 

 

 

Те же снейки в конце горения:

 

 

Особенность съемки фаерщиков заключается в том, что, несмотря на такую длительную выдержку - 0,5 сек, для съемки не требуется штатив! Происходит запечатление движения огня в кадре, и даже сильное дрожание рук приведет лишь к тому, что огненная линия будет слегка волнистая.

 

 

Хотя работа стабилизатора изображения и твердые руки не помешают. Кроме того, как и при ночной пейзажной съемке, лучше всего снимать, когда небо еще имеет свечение и на фото оно проявляется, создавая дополнительный интересный рисунок.

 

 

 

 

При съемке можно воспользоваться зумом во время экспозиции, можно даже поводить фотоаппаратом из стороны в сторону, добиваясь интересного визуального эффекта. Зачастую такая фотография перестает быть просто фиксированием момента. В ней иногда появляются непонятные образы… Получаются снимки не для одномоментного просмотра (яркая интересная картинка), а для длительного изучения, которое позволит рассмотреть и увидеть суть происходящего или найти некий тайный смысл.

 

 

 

 

 

 

 

Использование при такой съемке фотовспышек, как встроенных, так и внешних, обычно очень сильно портит картинку. Фаерщики в кадре подсвечиваются пролетающим рядом с лицом предметом (пои, веера, стафы, снейки…) Иногда движущийся огонь проходит по лицу фаерщика, и на снимке лицо пропадает. Соответственно, нужно делать достаточно большое количество дублей и ловить нужный момент.

Есть еще другая разновидность работы с огнем – огненное дыхание. Когда фаерщик изо рта распыляет горючую смесь и воспламеняет ее небольшим источником огня, как правило, палочкой с горящим огнем.

Здесь уже немного другая техника съемки. Так как воспламеняется большая площадь огня и создается большое свечение. А внутри огня происходят огненные завихрения и огненная струю достаточно быстро движется. Тут, как правило, используют диафрагму порядка 5,6, а выдержку порядка 250-500. В результате огонь замораживается и на нем просматривается текстура. Что выглядит достаточно интересным.

Тут также значение диафрагмы и выдержки указано для обычного керосина и ISO 400.

 

 

 

 

 

Как правило, лицо фаерщика хорошо подсвечивается, создавая световой акцент на нем.

 

 

 

Снимать лучше всего в RAW формат, чтобы можно было при обработке вытянуть лицо фаерщика из тени, смягчить пересветы.

 

 

 

 

 

Ну, и все зависит от вашей фантазии, умения поймать момент и скомпоновать кадр.