В чем заключается активность процессов памяти?

Он — весь внимание»,— говорят о напряженно что-либо слушающем, чи­таю­щем или рассматривающем человеке. В чем же проявляется внимание? При­ве­ди­те примеры.

Внимание как психический процесс, выражающийся в направленности сознания на определенные объекты, при одновременном отвлечении от других объектов. Внимание проявляется в интеллектуальной, сенсорной и двигательной активности. Сенсорная активность проявляется в том, что анализаторы направлены на получение максимума информации об объекте. Как правило обратив внимание на прохожего мы направляем зрительный анализатор на него, можем прислушаться к его разговору, возможно даже попытаться почувствовать аромат духов. Интеллектуальная активность проявляется в том, что человек находящийся в психическом состоянии внимания неизбежно производит мыслительные операции (анализирует воспринимаемые свойства объекта, классифицирует информацию и т.д.). Внимательно слушая урок, ученик способен интегрировать получаемые знания на уроке биологии с полученными знаниями на химии. Двигательная активность проявляется в различных движениях. Так внимательно слушая урок, ученик следит глазами за учителем, возможно даже письменно помечая информацию.

 

 

6. Ответы на вопросы по теме «Память»

 

Активность субъекта в мнемической деятельности понимается как степень осуществления индивидом сенсорно-перцептивного и семантического анализа. Этот фактор является определяющим на всех уровнях организации памяти — от психологического до психофизиологического и молекулярного. Были получены данные о том, что влияние степени проанализированности материала на результативность памяти первично осуществляется на уровне фиксации информации в кратковременной памяти. Показано, что чем сложнее анализ сигналов, тем более выражены и длительны оставляемые ими следы кратковременной памяти и тем прочнее и длительнее они сохраняются в долговременной памяти. Существует два основных условия выраженности и длительности следов кратковременной памяти: степень включения активирующих систем мозга и степень сложности и разветвленности существующих в долговременной памяти когнитивных систем, осуществляющих анализ. Анализирующая система коры является одним из важных механизмов запуска активационных систем мозга. За счет этого механизма осуществляется саморегуляция уровней ее активности. При возрастании требований среды к анализирующей системе идет подключение активирующих систем коры и подкорки, повышается уровень корковой активации и как следствие этого формируются более выраженные и длительные следы памяти. Вместе с тем выраженность и длительность следов памяти при прочих равных условиях тем сильнее, чем в более сложной и разветвленной системе идет обработка текущей информации.