Как связаны между собой развитие внимания и формирование таких моральных ка­честв личности, как чуткость, отзывчивость?

Почему световые рекламы устроены так, что свет в них то загорается, то гаснет? На­зовите группы факторов, способствующих привлечению внимания.

Для организации рекламы характерны этапы:

a. Привлечение внимания

b. Возбуждение интереса

c. Убеждение

d. Принятие решения

Мерцающий свет - является первым этапом в организации рекламного хода. Первоначальная форма внимания — ориентировочный рефлекс, или, как его назвал И. П. Павлов, рефлекс «что такое?», который является реакцией на все новое, неожиданное, неизвестное. Именно поэтому световые рекламы устроены таким образом, что свет в них то загорается, то гаснет, вызывая у человека непроизвольное внимание, физиологической основой которого является ориентировочный рефлекс.

Факторами привлекающими внимание являются:

1. Сила и неожиданность раздражителя. Сильный звук, яркая вспышка света, резкий запах всегда привлекут внимание

2. Новизна, необычность, контрастность раздражителя. Необычная легковая машина новой марки, новые наглядные пособия, которых учащиеся еще не видели, невольно привлекут внимание школьников. Советские люди, посетившие ботанический сад в индии, рассказывали, что среди богатых цветов ботанического сада их особое внимание привлекла наша ромашка. Среди маленьких предметов внимание привлекает большой, среди светлых предметов — темный и т. д.

3. Подвижность объекта, а также начало или, наоборот, прекращение действия раздражителя. Поэтому, например, маяки делают мерцающими, рекламу «прыгающей». Привлечь внимание учеников учитель может не только резким повышением голоса, но в внезапной паузой: если учитель неожиданно замолчит, это невольно привлечет внимание школьников.

Как указывалось выше, непроизвольное внимание возникает также в зависимости от состояния самого человека, оно связано с его настроением, переживаниями, потребностями, интересами. Интересами определяется и то обстоятельство, что один человек не заметит красочной афиши, извещающей о предстоящем футбольном матче, но обратит внимание на скромное объявление о концерте, другой — наоборот. Большую роль в стимуляций непроизвольного внимания школьников играют интересы.

Большое значение имеет и соответствие раздражителя внутреннему состоянию человека, его потребностям. Проголодавшийся человек невольно обратит внимание на запах пищи; плеск воды привлечет внимание человека, испытывающего жажду.

 

Внимательность - это сложное образование, которое определяется направленностью личности, системой ее ценностных ориентаций. Такие ориентации предопределяют направление внимания человека. Чуткость, как моральная черта, предполагает собой внимательность к выражению лица, глаз, речи человека, мелких деталей поведения.

На основе чуткого отношения к окружающим формируется отзывчивость, представляющая собой гуманное отношение и способность откликаться на человеческие переживания, взяв во внимание все факторы, воздействующие на личность в определенный момент.