IY. Методика «Исключение понятий».

На основе анаграмм Г. Айзенка, заданий Л. Ф. Тихомировой).

I. Выяснение особенностей анализа. (на основе заданий В. А. Масленникова, Л. Ф. Тихомировой).

Цель:изучить уровень процесса анализа.

Материал: слова, предложения для анализа.

1. Пригородный, прохладный, нагрузка, худенький.

2. Ветер качает стебли дикого клевера и ромашки.

3. 1) Прибегать___ бег 2) Синева _ _ _ синие

Уходить _ _ _ ход Белизна _ _ _ белые

Выловить _ _ _ ? Зелень _ _ _ ?

 

3) Синий _ _ _ ий

Книги _ _ _ и

Белые _ _ _ ?

Ход эксперимента:

Испытуемому предлагается выполнить следующие задания:

1. Разобрать по составу данные слова.

2. Разобрать предложение по членам.

3. Вместо вопросительного знака поставить нужное слово или букву.

Обработка и анализ результатов:

Каждое правильно выполненное задание оценивается в 1 балл..

Высокий уровень – 7-8 баллов

Средний уровень – 4-6 баллов

Низкий уровень 1-3 балла.

 

II. Выяснение особенностей синтеза.

Цель: изучить уровень процесса синтеза

Материал: буквы и слова.

1) л б к о

2) н и в а д

3) с л о т

4) л е к с о р

5) Птицы, края, в, скоро, улетят, дальние.

6) Плыли, и, лодки, по, катера, морю.

Ход эксперимента:

Испытуемому предлагается из данных букв составить слова, из слов – предложения.

Обработка и анализ результатов:

Каждое правильно выполненное задание оценивается в 1 балл. Делаются выводы об уровне сформированности операции синтеза.

Высокий уровень – 5-6 баллов

Средний уровень – 3-4 баллов

Низкий уровень - 1-2 балла.

 

III. Методика «Сравнение понятий».

Цель:Определить уровень сформированности операции сравнения у младших школьников.

Материал: слова, предлагаемые для сравнения.

Утро – вечер

Трамвай – автобус

Яблоко – вишня

Сказка – песня

Воробей – курица.

Ход эксперимента:

Испытуемому по очереди называют слова и просят сказать, что между ними общего и чем они отличаются друг от друга.

Обработка и анализ результатов:

Количественная обработка – подсчёт черт сходства и различия, выделенных испытуемых в каждой паре. Ответы оцениваются следующим образом:

Высокий уровень – называются 2 – 3 линии сходства и 3 – 4 различия.

Средний уровень – выделены 1 – 2 общих признака и 2 – 3 различия.

Низкий уровень – называется 1 признак сходства и 1 признак различия.

 

Цель: изучить уровень процессов обобщения и отвлечения.

Материал: серии слов с «четвёртым лишним».

1) смелый, храбрый, отважный, злой;

2) Василий, Фёдор, Иван, Семёнов;

3) спокойствие, успех, победа, удача;

4) бежать, лететь, идти, бег.

Ход эксперимента:

Ученику даётся инструкция: «Три из четырёх слов в каждой серии являются однородными понятиями и могут быть объединены по общему для них признаку, а одно слово не соответствует этим требованиям и должно быть исключено. Зачеркни слово, которое не подходит по смыслу».

Обработка и анализ результатов:

Качественный показатель выполнения задания – правильность исключения понятий; количественный - число правильно выполненных заданий.

На основе проведённого анализа делается вывод о сформированности у ученика умения делать обобщения (на основании существенного или несущественного признака).

Высокий уровень – 4 правильно выполненных задания

Средний уровень – 2 – 3 правильно выполненных задания

Низкий уровень – 1 правильно выполненное задание.

 

 

Y. «Особенности классификации».

Цель: выявить уровень развития классификации.

Материал: названия различных предметов, записанные на карточках.

Ход эксперимента:

Ученику предлагается отобрать из набора карточки с названиями предметов, сходных по какому-либо признаку и объяснить свой выбор. Затем карточки возвращаются в набор, и ученик составляет новую группу карточек (задание выполняется 5 раз).

Обработка и анализ результатов:

Подсчитывается, какое количество оснований удалось найти ученику для выделения групп картинок, какое количество групп удалось правильно выделить по всем найденным основаниям. Даётся анализ объяснений ученика и фактически выделенных оснований; делается вывод об уровне развития классификации.

Высокий уровень – выделение 4 – 5 групп и правильное обоснование классификации.

Средний уровень – выделение 2 – 3 групп, правильное обоснование.

Низкий уровень – выделение 1 группы или отказ от задания.