IY. Методика «Исключение понятий».
На основе анаграмм Г. Айзенка, заданий Л. Ф. Тихомировой).
I. Выяснение особенностей анализа. (на основе заданий В. А. Масленникова, Л. Ф. Тихомировой).
Цель:изучить уровень процесса анализа.
Материал: слова, предложения для анализа.
1. Пригородный, прохладный, нагрузка, худенький.
2. Ветер качает стебли дикого клевера и ромашки.
3. 1) Прибегать___ бег 2) Синева _ _ _ синие
Уходить _ _ _ ход Белизна _ _ _ белые
Выловить _ _ _ ? Зелень _ _ _ ?
3) Синий _ _ _ ий
Книги _ _ _ и
Белые _ _ _ ?
Ход эксперимента:
Испытуемому предлагается выполнить следующие задания:
1. Разобрать по составу данные слова.
2. Разобрать предложение по членам.
3. Вместо вопросительного знака поставить нужное слово или букву.
Обработка и анализ результатов:
Каждое правильно выполненное задание оценивается в 1 балл..
Высокий уровень – 7-8 баллов
Средний уровень – 4-6 баллов
Низкий уровень 1-3 балла.
II. Выяснение особенностей синтеза.
Цель: изучить уровень процесса синтеза
Материал: буквы и слова.
1) л б к о
2) н и в а д
3) с л о т
4) л е к с о р
5) Птицы, края, в, скоро, улетят, дальние.
6) Плыли, и, лодки, по, катера, морю.
Ход эксперимента:
Испытуемому предлагается из данных букв составить слова, из слов – предложения.
Обработка и анализ результатов:
Каждое правильно выполненное задание оценивается в 1 балл. Делаются выводы об уровне сформированности операции синтеза.
Высокий уровень – 5-6 баллов
Средний уровень – 3-4 баллов
Низкий уровень - 1-2 балла.
III. Методика «Сравнение понятий».
Цель:Определить уровень сформированности операции сравнения у младших школьников.
Материал: слова, предлагаемые для сравнения.
Утро – вечер
Трамвай – автобус
Яблоко – вишня
Сказка – песня
Воробей – курица.
Ход эксперимента:
Испытуемому по очереди называют слова и просят сказать, что между ними общего и чем они отличаются друг от друга.
Обработка и анализ результатов:
Количественная обработка – подсчёт черт сходства и различия, выделенных испытуемых в каждой паре. Ответы оцениваются следующим образом:
Высокий уровень – называются 2 – 3 линии сходства и 3 – 4 различия.
Средний уровень – выделены 1 – 2 общих признака и 2 – 3 различия.
Низкий уровень – называется 1 признак сходства и 1 признак различия.
Цель: изучить уровень процессов обобщения и отвлечения.
Материал: серии слов с «четвёртым лишним».
1) смелый, храбрый, отважный, злой;
2) Василий, Фёдор, Иван, Семёнов;
3) спокойствие, успех, победа, удача;
4) бежать, лететь, идти, бег.
Ход эксперимента:
Ученику даётся инструкция: «Три из четырёх слов в каждой серии являются однородными понятиями и могут быть объединены по общему для них признаку, а одно слово не соответствует этим требованиям и должно быть исключено. Зачеркни слово, которое не подходит по смыслу».
Обработка и анализ результатов:
Качественный показатель выполнения задания – правильность исключения понятий; количественный - число правильно выполненных заданий.
На основе проведённого анализа делается вывод о сформированности у ученика умения делать обобщения (на основании существенного или несущественного признака).
Высокий уровень – 4 правильно выполненных задания
Средний уровень – 2 – 3 правильно выполненных задания
Низкий уровень – 1 правильно выполненное задание.
Y. «Особенности классификации».
Цель: выявить уровень развития классификации.
Материал: названия различных предметов, записанные на карточках.
Ход эксперимента:
Ученику предлагается отобрать из набора карточки с названиями предметов, сходных по какому-либо признаку и объяснить свой выбор. Затем карточки возвращаются в набор, и ученик составляет новую группу карточек (задание выполняется 5 раз).
Обработка и анализ результатов:
Подсчитывается, какое количество оснований удалось найти ученику для выделения групп картинок, какое количество групп удалось правильно выделить по всем найденным основаниям. Даётся анализ объяснений ученика и фактически выделенных оснований; делается вывод об уровне развития классификации.
Высокий уровень – выделение 4 – 5 групп и правильное обоснование классификации.
Средний уровень – выделение 2 – 3 групп, правильное обоснование.
Низкий уровень – выделение 1 группы или отказ от задания.