Равновесие фирмы - монополистического конкурента в краткосрочном периоде (максимизация прибыли, минимизация убытков) и долгосрочном периоде

Равновесие фирмы — монополистического конкурента в краткосрочном периоде (максимизация прибыли, минимизация убытков).

В краткосрочный период фирма может иметь прибыль, быть безубыточной, минимизировать убытки.Это зависит от отношения цены и средних издержек при оптимальном объеме производства.

Функция спроса на товар фирмы, действующей в условиях монополистической конкуренции, показывает обратную зависимость между величиной спроса и ценой товара (рис. 5.1). Соответственно, функция предельного дохода фирмы (MR) не совпадает с функцией спроса (D), а лежит ниже последней. Равновесие фирмы наступит при объеме выпуска товара Qm, при котором предельный доход фирмы сравняется с ее предельными издержками, и прибыль достигнет максимума.

 

Рис.5.1 – Монополизация прибыли в условиях монополистической конкуренции в краткосрочном периоде

Фирма установит цену на свой товар на уровне Рm. В краткосроном периоде фирма может получать экономическую прибыль (рис. 5.1) или нести убытки (рис. 5.2).

Фирма будет продолжать продажи товаров, если сможет покрыть за счет цены товара переменные издержки на его выпуск, и приостановит работу в обратном случае. Максимальные убытки, которые фирма будет получать в краткосрочном периоде, равны величине ее постоянных издержек.

Рис. 5.2 –Минимизация убытков в условиях монополистической конкуренции в краткосрочном периоде

 

Если в краткосрочном периоде фирма за счет продаж товара не сможет окупить даже переменные издержки производства, она предпочтет прекратить продажи (рис. 5.3).

Прекращение выпуска товара в условиях монополистической конкуренции в краткосрочном периоде.

Рис.5.3 -

Если в краткосрочном периоде фирма за счет продаж товара не сможет окупить даже переменные издержки производства, она предпочтет прекратить продажи.

 

Равновесие фирмы — монополистического конкурента в долгосрочном периоде (безубыточность фирм).

В краткосрочном периоде фирма может получать экономическую прибыль. Однако наличие такой прибыли является стимулом для потенциальных конкурентов входить в данную отрасль, пытаться отобрать у фирмы долю рынка и прибыли. Вхождение новых фирм в отрасль увеличивает объем рыночного предложения, снижает уровень цен. Спрос на продукцию отдельно взятой фирмы снижается, так как ей приходится делить существующий объем рыночного спроса со все большим числом конкурентов. В идеальном случае такая тенденция будет продолжаться до тех пор, пока в отрасли не исчезнет экономическая прибыль, после чего новые фирмы перестанут пытаться войти на данный рынок.

На рис. 5.4 показан спрос (D1) и предельный доход (MR1) фирмы в начальный момент времени. Фирма выбирает оптимальный объем выпуска (Q1), максимизирующий прибыль при равенстве своего предельного дохода и предельных издержек (МС). При этом фирма получает экономическую прибыль как произведение объема продаж на разницу между ценой (Р1) и средними издержками (АС).

Возможность получения экономической прибыли привлечет в отрасль новых конкурентов, в результате чего спрос на продукцию исследуемой фирмы снизится до уровня D2, а предельный доход — до уровня MR2. Цена товара в результате конкуренции упадет до Р2, а объем продаж фирмы — до Q2. Величина экономической прибыли фирмы снизится.

Новые конкуренты будут входить на рынок до тех пор, пока у действующих на нем фирм не исчезнет экономическая прибыль. Это произойдет при спросе для отдельной фирмы на уровне D3 и предельном доходе MR3. При этом цена товара (Р3) сравняется со средними издержками его производства. Объем продаж фирмы составит Q3. Это и будет состояние равновесия фирмы в условиях монополистической конкуренции в длительном периоде.

 

Рис.5-4 – Равновесие фирмы в условиях монополистической конкуренции в долгосрочном периоде

 

Рис.5.5 – Равновесное число фирм в условиях монополистической конкуренции

 

Описанное выше «идеальное» равновесие монополистического конкурента в длительном периоде является скорее тенденцией, чем реально достижимым состоянием. Фирмы будут стремиться получать экономическую прибыль, и приход новых конкурентов они будут встречать обострением борьбы. Фирмы постоянно работают над совершенствованием собственного товара, проводят рекламные кампании, улучшают сервисное обслуживание клиентов и т.д. Получив экономическую прибыль, фирмы получают и возможность тратить данную прибыль на свое дальнейшее развитие. Успешные фирмы, находясь «на шаг впереди» своих конкурентов, могут получать экономическую прибыль в достаточно длительном периоде. Долгосрочное равновесие в отрасли можно представить не только как выпуск оптимального объема товара одной фирмой, но и как функционирование оптимального числа фирм в отрасли. Каждый новый конкурент, приходящий на рынок, уменьшает объем спроса и прибыли для всех существующих фирм. При определенном числе фирм (Х) объем экономической прибыли каждой из них, а также и общий, отраслевой объем прибыли, снизится до нуля (рис. 5.5). Это количество фирм в отрасли будет равновесным.

В долгосрочный период фирма всегда является безубыточной.Это объясняется тем, что в долгосрочный период возможно перемещение капитала с одного сегмента рынка на другой. Поэтому если в краткосрочном периоде фирмы получают прибыль, то на данный сегмент рынка будут проникать другие фирмы. Следовательно, увеличение предложения влечёт за собой снижение цены и исчезает экономическая прибыль. Если в краткосрочный период фирмы несут убытки, то со временем часть фирм примет решение сократить или покинуть производство. Следовательно, снижается предложение и остальные фирмы будут иметь возможность поднять цену, в результате чего ликвидируются убытки.

На рынке монополистической конкуренции фирмы могут устанавливать цену исходя из одного из следующих подходов:

- существующей структуры спроса, т.е. учитывают сколько потребители готовы заплатить за данный продукт;

- цен конкурентов;

- собственных издержек производства.

При этом фирмы при ценообразовании могут использовать возможные конкурентные преимущества своего продукта, ассортиментную политику, неполноту информации отдельных покупателей о ценах.

 

 

3. Монополистическая конкуренция и эффективность. Избыточные производственные мощности.

При монополистической конкуренции будет выполняться одно из условий производственной эффективности — фирмы будут продавать продукцию по ценам, соответствующим средним издержкам производства. Второе условие производственной эффективности — минимизация средних издержек — выполняться не будет. Также не будет соблюдаться требование аллокативной эффективности — цены товаров будут выше предельных издержек на их производство.

Эффективность монополистической конкуренции (как и других типов организации рынка) оценивается с использованием понятий производственной и аллокативной эффективности.

На рис. 5.6 представлена графическая интерпретация равновесия фирмы в условиях монополистической конкуренции в долгосрочном периоде. Фирма выберет оптимальный для себя объем выпуска товара Q1, продавая его по цене Р1.

При этом под давлением конкуренции цена установится на уровне средних издержек (Р1=АС1). Это означает, что будет выполняться одно из условий производственной эффективности, согласно которому продукция должна продаваться по минимально возможным ценам, соответствующим уровню средних издержек. Однако второе условия производственной эффективности — производство товара с минимально возможными издержками — в условиях монополистической конкуренции выполняться не будет. Средние издержки достигнут минимума ACmin при объеме выпуска товара Q3. Однако такой объем выпуска будет убыточным для фирмы, так как его придется продавать по цене ниже средних издержек.

Аллокативная эффективность (эффективность распределения ресурсов) будет достигаться, если цена продукции на рынке сложится на уровне предельных издержек производства. В условиях монополистической конкуренции такая ситуация наблюдалась бы при выпуске объема товара Q2 и продаже его по цене Р2. Однако эта цена ниже средних издержек фирмы, и принесет ей убытки.

Равновесная рыночная цена при объеме выпуска Q1 выше предельных издержек, что показывает неоптимальность распределения ресурсов и желательность увеличения объема выпуска. Общество ценит дополнительный объем товара больше, чем ресурсы, необходимые для его выпуска.

Рис 5.6 - интерпретация равновесия фирмы в условиях монополистической конкуренции в долгосрочном периоде

( Производственная и аллокативная эффективность в условиях монополистической конкуренции)

Производственная и аллокативная эффективность в условиях монополистической конкуренции.

 

Таким образом, в условиях монополистической конкуренции наблюдается недопроизводство товара по сравнению с оптимальным для общества с точки зрения оптимального распределения ресурсов и с точки зрения минимизации издержек. При этом цена товара является самой низкой из возможных с точки зрения безубыточности фирм, т.е. не позволяет фирмам получать сверхприбыль за счет потребителей. Вместе с тем, цена могла бы быть еще ниже, если бы товар производился в условиях совершенной конкуренции.

Недопроизводство товара по сравнению с объемом, минимизирующим средние издержки, представляет собой избыточные производственные мощности фирм. Фирмы могли бы работать эффективнее, производя и продавая больше товара каждая. Однако для этого в отрасли должно быть меньше фирм. Если упрощенно допускать, что одна фирма производит одну разновидность товара, то меньшее число фирм в отрасли означает меньшее разнообразие товаров. Таким образом, производственные издержки в условиях монополистической конкуренции можно было бы снизить, а объемы выпуска увеличить, производя более скудный ассортимент товаров меньшим числом фирм.

Завышенные издержки и избыточные производственные мощности являются платой общества за разнообразие товаров, за возможность более широкого выбора.

На рис. 5.7 показаны кривые средних и предельных издержек в краткосрочном периоде SAC1 и SMC1,которые соответствуют объему выпуска Q1, максимизирующему прибыль фирмы. Минимум долгосрочных средних издержек наступает при объеме выпуска Q2, который соответствует краткосрочным кривым издержек SAC2 и SMC2. Разница между Q2 и Q1 соответствует избыточным производственным мощностям, которые может использовать, но не использует фирма.

Рынок монополистической конкуренции менее эффективен, чем рынок совершенной конкуренции, но более эффективен, чем рынок монополии. На рынке монополистической конкуренции при равновесии потребители платят более высокую цену и потребляют меньше, чем на рынке совершенной конкуренции. Это объясняется ростом затрат на дифференциацию товара и ведение неценовой конкуренции. По сравнению с рынком монополии цены на рынке монополистической конкуренции ниже, а выпуск больше. Не достигается на рынке эффективность распределения (цена не равна предельным издержкам), не позволяя тем самым в полном объеме удовлетворить потребности общества. Несмотря на то, что на рынке монополистической конкуренции в долгосрочном периоде фирмы являются безубыточными, они не достигают производственной эффективности. Это свидетельствуется о том, что на рынке монополистической конкуренции существует избыточные производственные мощности, существование которых обусловлено:

1. дифференциацией продукции и необходимостью переналадки производства;

2. созданием резервов для увеличения производства продукции в момент роста спроса на эту продукцию;

3. необходимостью проведения планового текущего и капитального ремонта оборудования.

Количественно избыток производственных мощностей можно определить как разность между объемом производства на рынке совершенной конкуренции и рынке монополистической конкуренции.

Недостатки рынка монополистической конкуренции компенсируется тем что, а) убытки потребителей и объем недоиспользуемых мощностей не слишком велики; б) рынок предоставляет широкий ассортимент товаров и услуг, позволяющих удовлетворять разнообразные вкусы и потребности потребителей.