Индивидуальные особенности воображения

Функции воображения

Воображение изначально возникает и развивается как полифункциональное психическое образование, участвующее в разных сферах жизни и деятельности личности (Палагина, 1997). Чаще всего приводятся следующие функции воображения:

· Эвристическая или инновационная – представление действительности в образах и возможность пользоваться ими в процессе решения задач. Эта функция связана с мышлением в ситуации неопределенности. Ее результатом является создание новых «образов для себя», начиная с неспецифических действий с предметами и варьирования их назначением (например, в играх понарошку).

· Когнитивная (познавательно-коммуникативная) – функция воссоздания целостного образа по фрагментам чувственного опыта, обеспечения понимания речи и ее дополнения наглядными элементами, уточнения вербального высказывания путем интерпретации события, формирования внутреннего плана действия и способности манипулировать в уме образами.

· Регулятивная – способность снять эмоциональное напряжение, произвольная регуляция познавательных процессов, поддержание удовольствия от процесса познания.

· Антиципации и прогнозирования – предвосхищение, целеполагание, планирование и программирование результата деятельности, оценка привлекательности и степени реализации программ.

· Прагматическая и социальная – использование формируемых в процессе воображения образов реального мира в решении практических задач, возникающих в различных сферах деятельности, отождествление себя с эмоционально привлекательными субъектами, поло-ролевая идентификация.

· Психотерапевтическая и психокоррекционная – регуляция эмоциональных процессов и состояний и коррекция представлений о себе посредством психологических технологий и тренингов, в том числе трансформация виртуальных образов в образы восприятия и памяти.

В экспериментах врача-гипнотизера В.Е. Райкова пациенты входили в образ выдающихся людей. Под гипнозом, находясь в образе одаренного человека, они значительно повышали свои достижения в живописи и музыке, а также в области изучения иностранных языков. Сегодня практика вживания в образ другого нашла применение в имаготерапии, то есть терапии при помощи воображаемого образа.

Впрочем, отношение к функциям воображения во многом аналогично отношению к творчеству: воображение можно развивать или только создавать условия для его высвобождения.

Показателями индивидуальных особенностей воображения являются его образы, которые различаются по новизне, оригинальности, точности, яркости, взаимосвязи логического и чувственного.

У многих писателей образы воображения были настолько яркими, что с успехом конкурировали с реальностью образов восприятия и памяти. Жорж Санд говорила, что запах плюща вызывал в ее глазах дикий испанский пейзаж. По признанию Л.Н. Толстого, способность видеть у него была сравнима со способностью галлюцинировать (Рогов, 1995). М.Ю. Лермонтов опасался плагиата, так как порой не различал собственный вымысел и то, что он почерпнул из произведений других авторов.

Яркость, сила воображения во многом обусловлена повышенной эмоциональной чувствительностью личности. Многие творческие люди стремятся к путешествию и экстремальным переживаниям, чтобы «оживить» наблюдательность и стимулировать воображение.

Индивидуальные различия воображения также проявляются по степени соответствия/несоответствия воображаемого образа реальным предметам и явлениям, по их конкретности и точности или новизне и оригинальности.

 

Что случилось с Аланом?

(Стихотворение в прозе японского студента Р. Мукорджи)

Ему всегда хотелось рассказать что-нибудь интересное. Но его никто не понимал. Ему всегда нравилось объяснять другим все, что он видел и чувствовал. Но никому не было до него дела. И он начал рисовать…

Иногда он что-то рисовал, но это «что-то» не было чем-то конкретным. Ему хотелось выразить свое «что-то» в камне или написать его на небе. Он любил лежать на траве и смотреть в небо… И были на всем белом свете только он, голубое небо и «что-то» в его душе, о чем ему хотелось поведать миру…

Однажды это желание исполнилось – он нарисовал свое «что-то»…Это был прекрасный рисунок! Он хранил его под подушкой и не показывал никому…Каждый вечер он любовался своим рисунком, размышляя над ним. И даже в темноте, когда мальчик ложился спать, а вокруг ничего не было видно, его нарисованное «что-то» стояло у него перед глазами… Он не расставался в мыслях со своим рисунком ни дома, ни на улице, ни в гостях. Он любил свое единственное, но, как ему казалось, самое прекрасное творение.

Когда он пошел в первый класс, то взял с собой и рисунок. Но не для того, чтобы показать его ребятам. Он хотел, чтобы его «что-то» всегда было рядом, как верный друг. Алан сел за парту – квадратную и коричневую. Такую же квадратную и коричневую, как и у других ребят… И вдруг подумал: «Почему они все квадратные и коричневые? А почему нет красных?» Дома в его комнате было много красного и коричневого цвета.

В какой-то момент классная комната показалась ему тесной – ее границы были замкнутыми и жестокими. Ему ужасно не нравилось подолгу держать карандаш и мел в одеревеневшей от напряжения руке. Он ненавидел подставку для ног, тоже одеревеневших…И учительницу, которая все учила, учила…

Потом надо было учиться писать цифры. Но разве они похожи на его «что-то»? С буквами и то было интереснее: из них можно было сложить это «что-то». А цифры он ненавидел. Подошла учительница. Она сказала, что надо носить галстук, как делают все другие мальчики. Он признался, что не любит галстуков, но она сказала, что это не важно. Затем все начали рисовать. И он стал рисовать: закрасил весь листок желтым цветом – таким ему представлялось это утро… Это были его чувства. И это было прекрасно!

Подошла учительница, посмотрела на рисунок и рассмеялась. «Что это? – спросила она. – Почему ты не нарисовал что-нибудь похожее на рисунок Кен? Разве не красивая у него получилась ракета?» И это все, о чем она спросила…

Мама купила ему галстук. На уроках рисования он рисует самолеты, ракеты, как все остальные мальчики в классе. Свой первый рисунок Алан выбросил… Теперь, когда он лежит один на траве и смотрит в небо, оно по-прежнему кажется ему голубым и огромным, больше, чем что-либо другое на свете… Но это не его «что-то»…

Однажды ему показалось, что в его душе поселилось нечто квадратное и коричневое, а руки его стали совсем как деревянные… И он – такой же, как все… И то внутри него, что еще недавно не давало ему покоя и рвалось наружу, о чем он хотел рассказать всем на свете, больше не искало выхода… Оно успокоилось, перестало теснить его грудь… Оно было раздавлено. (Флэйк-Хобсон, Робинсон, Скин, 1993).

Способность вербально описать страну или город, в котором ты никогда не был, воспроизвести в точности событие из жизни другого человека, также достойно восхищения, как и самая далекая от реальности фантазия.

Люди отличаются также по широте их воображения. Одни буквально фонтанируют новыми идеями в разных областях науки и искусства, для других характерно развитое воображение исключительно в конкретной области или сфере профессиональной деятельности.

Воображение всегда присутствует рядом с познанием и впечатлением, мыслью и чувством (Спенсер, 2003). Синтез логического и чувственного, как правило, присутствует во всех образах воображения. Им осознанно или неосознанно руководствуются многие креативы – люди, имеющие творческие способности и создающие творческий продукт. Например, авторы мультфильма о Дюймовочке, руководствуясь логикой и эмоциями, объясняли желание крота взять ее в жены. Во-первых, она мало ест, убеждала крота логика. Во-вторых, она нравится всем другим кротам, нашептывали эмоции.

А.А. Вознесенский, вдохновленный К. Малевичем, совместил черный и красный квадраты, точнее наложил красный квадрат на большего размера черный. В результате возник образ красного квадрата в траурной рамке. Реквием по коммунизму. Так конструктивизм, логика предшествует чувству и образует эмоционально окрашенный образ воображения.

Воображение сродни бессознательному, его образы, конечно же, поддаются интерпретации и рационализации, но многое остается необъяснимым, а поэтому и загадочным, даже для самих авторов. На картине «Полет пчелы вокруг граната за секунду до пробуждения» Сальвадор Дали буквально следует законам толкования сновидений и в то же время смеется над самим содержанием сна, над тем, как сон делает из мухи слона. С другой стороны, что навеяно вдохновением художника? Просто муза посетила, или, как утверждал Е.И. Репин, вдохновение – это награда за каторжный труд. Многие психологи полагают, что именно воображение является отличительной характеристикой человека.