Основания педагогической композиции урока

КОМПОЗИЦИЯ УРОКА МУЗЫКИ

Т.А. ЗАТЯМИНА.

 

«Педагоги не могут успешно кого-нибудь учить, если в это же время не учатся сами».

Али Апшерони

В чем особенность формы урока? Из каких элементов состоит композиция урока? Как выстроить композицию урока музыки? Чем руководствоваться учителю при определении его организационной структуры? Из каких элементов складывается структура урока? Как соотносятся тип и вид урока? На чем основана логика определения этапов урока? Попробуем ответить на эти вопросы.

 

 

Каждый школьный урок имеет опорные элементы, которые по­зволяют ему сохранять свою форму в образовательном процессе. В педагогической композиции школьного урока можно выделить основ­ные элементы, отвечающие за его внешние и внутренние взаимосвязи. Элементы, отвечающие за внешние взаимосвязи, позволяют упорядочить уроки в отношении друг с другом. Элементы, отвечающие за внутренние взаимосвязи, регулируют процесс протекания конкретного урока. Целостная педагогическая композиция представляет единство всех входящих в его состав элементов. Композиция урока может не сложиться, если какой-либо из элементов не учитывается при его построении.

Внешние взаимосвязи характеризуют уроки со стороны их принадлежности к определенному типу, жанру и виду. Эти взаимосвязи обусловлены рядом обстоятельств, которые связаны с решением вопросов:

• какое место занимает конкретный урок в общей системе уроков?

• какое предметное содержание отбирается для конкретного урока?

• в какой форме организуется деятельность учащихся на уроке?

Каждый из уроков имеет свое определенное место в процессе обучения, которое возможно определить в соответствии с его дидактической целью. Так, цель урока может быть связана с освоением нового материала, или его последующим закреплением, обобщением. Для определения урока по его дидактической цели используется понятие «тип урока». Определение типа урока является одним из условий, позволяющих упорядочить их отношение друг с другом в процессе обучения.

Учебный материал в уроке может быть организован различными способами, группироваться вокруг раскрытия темы, связан с формированием исполнительского навыка, строиться на взаимосвязи с содержанием других учебных дисциплин. Эти условия определяют особенности конструирования как формы урока, так и его внутреннего содержания. Для определения урока по преобладающему в нем предметному содержанию предлагаем использовать понятие «жанр урока».

Уроки так же отличаются в отношении друг с другом по формам организации деятельности учащихся. Одни больше предусматривают коллективные или фронтальные формы, другие сочетание коллективных и индивидуальных форм. Для упорядочивания уроков по формам организации деятельности учащихся, их необходимо рассмотреть со стороны принадлежности к определенному виду.

Таким образом, понятия «тип», «жанр», «вид» урока позволяют упорядочить школьные уроки по отношению друг к другу, выстроить их в определенной системе, выделить их из числа других уроков музыки, организуемых в школе.

Каждый урок необходимо создавать не только с учетом его внешних взаимосвязей, но и учитывая соотношение его внутренних элементов. Организовать урок внутри себя самого возможно, учитывая его структурные особенности. Рассмотрим композиционное строение урока со стороны его внешних и внутренних взаимосвязей.