Собеседники и аудитория ведущего

 

Самый известный вариант – это беседа ведущего с одним собеседником. Мы в следующих разделах обратимся к роли ведущего в такой ситуации. Здесь же покажем необычный случай «заочного собеседования», когда текст строится как рассуждения ведущего перед микрофоном и реплики «героя» в записи. Журналист в своей речи делает подводки к фрагментам записи. Покажем прием на примере программы «Окно в кино» (Радио России. 2006. 20 марта). Ведущая – Екатерина Кириллова, а гость в «Окне» – польский режиссер Кшиштоф Занусси. Покажем переплетение двух речевых потоков:

Е.К. Как зародилась и пустила крепкие корни метафизика у ярого физика Занусси? За его плечами физический факультет Варшавского университета. Правда, более двух лет душа не выдержала и перебралась на философский факультет Краковского университета. Говорят, выше философии только звезды. Кшиштоф Занусси никогда не рассказывал, как пришел к вере. А быть может, она всегда пребывала в нем? Но ясно одно: другого такого кинорежиссера со столь ясным религиозным мышлением, неискаженно трансформирующимся в кадре, нет Занусси – избранник. Знаю, он не любит громких слов в свой адрес. Но кто-то должен заявлять: Занусси – уникальная парадигма в мире кино.

К.Занусси. Картина не по заказу сделана, а так, как я ее задумал, и выражает то, что я пробовал выразить. Но я обращался к светской публике, потому что я глубоко верю, что большинство людей, моих потенциальных зрителей, которых, я знаю, очень много не будет, но среди тех же зрителей большинство – это люди, которые очень далеки от религиозного опыта. И если я помогаю им идентифицироваться с моим главным героем – агностиком (я сам с ним не в полной мере идентифицируюсь), я рассказываю, что есть такой путь, и, может быть, он окажется кому-то интересен. Я предлагаю рассказ о человеке, который физик, который для огромной части публики вопросов серьезных не берет, который их обходит, которые обладают такой гордыней, что считают себя самих центром космоса.

Е.К. С миром не надо соглашаться, считает Занусси. Во имя благой цели можно и на коленях постоять. «В костеле я же делаю это. Разве меня это унижает?» – это Занусси.

Возможно общение ведущего с двумя и более собеседниками, между которыми могут быть как отношения сотрудничества в разработке одной темы, так и отношения конфронтации. Понятно, что поведение ведущего во втором случае осложняется (о чем в следующем разделе более подробно).

Присутствие студийной аудитории также осложняет работу ведущего, ведь чаще всего слушателей тем или иным образом приходится вовлекать в разговор.

Широкая внестудийная аудитория СМИ – незримый адресат всех передач и публикаций. Для нее в конечном итоге работает ведущий, организуя общение у микрофона или на газетной полосе. Однако сегодня, благодаря прямому эфиру, эта аудитория также может вовлекаться в общение, поэтому ведущий должен уметь вплетать в разговор вопросы и мнения зрителей и слушателей.

Крайний случай – когда единственным «собеседником» ведущего является именно широкая аудитория, то есть программа целиком сводится к звонкам слушателей и общению с ними. Вот, например, программа по заявкам на радио «Динамит FM» (2000. 6 нояб.). Ведущий Алексей Иванов. Передача «составилась» из разговоров с восемью дозвонившимися слушателями. Приводим пример такого разговора:

(Звонок в студии.)

Ведущий. Алло!

Слушатель 1. Алло!

В. Привет!

С1. Привет, Алексей!

В. С кем разговариваю?

С1. Это Сергей.

В. Сергей, ты сейчас находишься где?

С1. Я нахожусь сейчас у дома, на улице Бебеля.

В. О. Отлично! Что вы сейчас делаете на Бебеля? Слышу, что с мобильного звоните.

С1. Алексей, у меня вчера был день рождения.

В. О, я тебя поздравляю с удовольствием, весь «Динамит» тебя поздравляет. Желаем счастья, здоровья, ну и всего самого прочего, такого. Как отмечали?

С1. Вчера мне было 25 лет.

В. Отлично, супервозраст. Вся жизнь, можно сказать, впереди у тебя, так и есть.

С1. Я хочу сейчас передать привет своим родным, то есть маме, папе, теще, тестю и своей любимой дорогой жене, которая сидит рядом со мной.

В. Ну, видимо, хорошо тебя поздравили, у вас еще день рождения продолжается, как я понял.

С1. Да, Алексей, вы правы.

В. Супер, супер все. Хорошо, давай мы еще раз тебя поздравим. Главное, чтобы слушал наше радио и не забывал про нас. Теперь давай послушаем что-нибудь танцевальное. Ты не против?

С1. Нет, конечно, Алексей, я не против, это все классно. Я хотел бы еще, знаете, что: поздравить вас, у вас классное радио, я постоянно, когда езжу в машине, слушаю только ваше радио.

В. Слушай, прямо такой бодрячок у меня настает от твоих слов. Просто супер. А сегодня все работают, многие люди практически работают. Вот, например, вы отдыхаете. Хорошо, как отдыхается вам сегодня?

С1. Вообще супер, Алексей. С вашим радио это класс.

В. Ну ладно, танцы начинаются тогда, вернее, продолжаются.

(Звучит музыка.)

Каждый из восьми позвонивших вводит в диалог свою тему. Слушатель-2 (Ксения) говорит о подготовке к празднику (тогда еще отмечали 7 Ноября), Слушатель-3 рассказывает о компьютерном клубе, четвертый говорит о дне рождения сестры и т.д. Так что ведущему не позавидуешь – надо мгновенно переключиться на новую тему и несколько минут продержаться в эфире с очередным собеседником.

В телепрограмме «Бодрое утро» (у нас запись: MTV. 2002. 18 марта) мы тоже видим пример текста, составленного из телефонных разговоров со зрителями. Особенность же передачи в том, что у неее два ведущих. Промежутки между звонками зрителей заполнены разговорами ведущих друг с другом. Причем заявлена тема обсуждения. В нашем материале – это диета. Приводим отрывок, демонстрирующий общение двух ведущих (Иван Ургант, Шелест):

У. Здравствуйте, наши веселые, крутые, утренние друзья. Это программа «Бодрое утро» стучится в ваши сонные телевизоры. Естественно, при помощи э-э нашего главного м-м-м-э…

Ш. Аргумента.

У. Козыря. Нашего главного… Нашей козырной дамочки.

Ш. Нашего гвоздя.

У. Нет. Гвоздя – это я. А ты э-э козырная дама, запрятанная в рукав. Шелест. Прошу любить и жаловать.

Ш. Иван Ургант. Прошу тоже…

У. Да, жаловать. Кстати, жалованье когда у нас? 18 число. До жалованья еще достаточно…

Ш. Еще ждать и ждать.

У. Еще ждать и ждать. Да.

Ш. Затягивать и затягивать пояски все туже и туже.

У. На часах. Как ремешки. Да?

Ш. Да.

У. Вот. У нас сегодня здесь, э-э как это водится, понедельник, э-э веселая непринужденная беседа <…> Мы сегодня решили поговорить о диетах.

Как показывает уже начало диалога, ведущие используют прием речеведения, который называется унисон. Он «создается несколькими Рассказчиками в режиме реплицирования», как говорит о диалоге-рассказе (нарративе) И.Н.Борисова (2001: 267). Мы видим, что ведущие подхватывают реплики друг друга, подсказывают слово, предлагают неожиданные ассоциации. Точно так же вдвоем они общаются и со зрителями. Один отрывок:

Ш. О диетах мы сегодня говорим. 9742222, абонент «Бодрое утро». Алло!

Зритель. Алло!

Ш. Чего-то мы размазали столько информации много. Женя, ты диетолог?

З. Э-э нет. Ну как… Я собираю диеты и раздаю их всем своим подругам, хотя сама там пробовала садиться диет на двадцать… теперь я уже…

У. Женечка, прости. А где ты собираешь диеты?

З. А, ну где попадется. Во всяких там книгах по лечебному питанию, журналах…

Ш.По Ноннам Мордюковым, по Бабкиным ходишь собираешь, наверно?

З. Да нет. (И т.д.)

Отметим наконец «диалог с письмами». Ведущий программы «Радио России» «Встреча с песней» Виктор Татарский, зачитывая письмо, потом может обратиться к автору письма, оценивая его мысли, стиль. У нас программа от 25 ноября 2000 года. Приводим пример такого общения:

Людмила Грицай. Люде 17 лет, живет она в Рязани. «Здравствуйте, я очень рада, что пишу вам. Это смелый шаг с моей стороны, но, когда слушаю вашу передачу, всегда удивляюсь такому количеству по-настоящему добрых писем. В них сного искренности, сердечной теплоты и невыдуманной любви к людям. Пишу к вам с большой просьбой. Вот две строчки из песни, мотив и слова которой помнят, наверное, многие уже немолодые люди. “Мне сегодня так больно, слезы взор мой туманят”. Не знаю почему, но эти слова живут постоянно со мной, особенно когда отчего-то грустно на душе. Моя мама сказала, что это один из романсов Изабеллы Юрьевой и что у нас дома где-то лежит много патефонных пластинок с ее записями, но самого-то патефона нет. Может быть, я так хорошо запомнила строчки песни оттого, что в театре видела прекрасный спектакль, где в одной из кульминационных сцен она звучала. Не знаю отчего, но я люблю песни, которым много лет. Они вызывают уважение. Ведь люди, которые слушали их впервые, далеко не молоды или их уже нет, а песня живет, и можно попытаться услышать в ее мелодии отзвуки судеб тех людей. Ведь для меня и для моих ровесников все, что было до 80-х годов нашего века, уже история». Люда, с этой песней действительно много связано у людей военного поколения. Песня стала популярной еще в 30-е годы. Вот, например, есть одно письмо в связи с ней из Петербурга от Клавдии Сергеевой. «Если можно, пусть прозвучит песня моей любимой певицы Изабеллы Юрьевой “Если можешь, прости” для друга Федора из далекого 45-го года. Федя, хочу пожелать тебе радости и здоровья. Я помню нашу последнюю встречу. Вашу часть из Симферополя перевели в Запорожье, и ты однажды с другом встречал наш поезд, был счастлив, а я тебя очень огорчила, о чем потом жалела. Впоследствии, проезжая Запорожье, я всегда выходила на перрон и ждала, но ты не приходил. За причиненную тебе боль в жизни была наказана. А эта последняя встреча осталась у меня в памяти навсегда. Если ты сейчас слышишь меня, я надеюсь, что вспомнишь и простишь. С уважением Клава. Петербург». (Звучит песня «Если можешь, прости» в исполнении Изабеллы Юрьевой.)

Как видим, ведущий, хотя и предназначает информацию для широкой аудитории, здесь подает ее как обращенную к одному слушателю – автору первого письма. Кроме того, организован некий диалог писем – слушатели радио заочно общаются друг с другом.

Таким образом, диалогические тексты различаются по количеству общающихся, причем колеблется не только число собеседников, но и число ведущих. В этих условиях ведущий должен уметь организовать общение, для чего он осуществляет ряд направляющих действий.