Из истории балета
Балет
Танцы 1945 - 2000 гг.
Ø Твист Ø рок-н-ролл Ø буги-вуги Ø брейк-данс Ø шейк Ø ламбада | Ø ча-ча-ча Ø сиртаки Ø хали-гали Ø шимми Ø летка-енка Ø джайв |
Твист - (англ. - "кручение") - современный танец. Относится к танцам группы рок-н-ролла. Отличается быстрым темпом, чётким ритмом. Музыкальный размер 4/4, сильные доли акцентированы. Приобрёл известность с началом 60-х годов, благодаря американскому певцу и танцору, негру Ч. Чекеру. К началу 70-х годов распространился среди молодёжи во многих странах мира. При исполнении твиста танцующие старательно работают ногами, будто затирают пятно на полу.
Рок-н-ролл - песенно-танцевальная форма, возникшая в США в начале 50-х годов. В основе рок-н-ролла - упрощенный вариант негритянской танцевально-бытовой музыки "ритм-энд-блюз" в сочетании с элементами "кантри-энд-вестерн", "буги-вуги" и стиля диксиленд. Основными чертами рок-н-ролла стали импровизация (ещё более свободная, чем в джазе) с чётким ритмом, опора на электромузыкальные инструменты, экспрессивная манера исполнения, тесно связанная с раскованной танцевальной моторикой (англ. - "качайся" и "крутись"). Рок-н-ролл получил широкое развитие в различных жанрах - от массовых песен и танцев (твист, шейк, джайв, мэдисон, хали-гали) до опер в стиле "рок", к напр., опера "Юнона и Авось" А. Рыбникова. Рок-н-ролл стал одной из основ современной рок-музыки.
Буги-вуги - джазовый танец, вольный, спортивный. Поначалу казался слишком дерзким для бального танца.
Диксиленд- наименование джазовых ансамблей, возникших в 1910 годах в США, а также - одна из стилевых разновидностей классического джаза. Являясь разновидностью новоорлеанского стиля в 1910-20-х годах, диксиленд стал с 1940 года названием последнего. Такого рода ансамбли играли джазовую музыку, характерными чертами которого были коллективная импровизация и простой аккомпанемент в сочетании с острым ритмом.
Шейк - модный танец 60-х годов, произошёл от рок-н-ролла.
Брейк-данс - модный танец 80-х годов XX столетия с дергающимися движениями, что отражено в его английском названии (брейк - ломаться).
Б а л е т - один из видовмузыкально-театрального искусства. Это спектакль, в котором соединены музыка, танец, драматическое и изобразительное искусство. Как и в любом театральном спектакле, в балете есть сюжет, действующие лица. Его герои наделены человеческими чувствами. Они действуют, думают, радуются и страдают. Но их действия и чувства раскрыты не с помощью слов или пения, как в драме или опере, а посредством танцевальных движений под музыку.
Танец -основа балета. Слово «балет» происходит от итальянского «baletto», что значит «танец». Как профессиональное искусство балет сформировался во Франции. Первоначально это было торжественное придворное зрелище, в котором принимали участие король и королева. Во второй половине XVII в. великий французский комедиограф Мольер написал несколько комедий-балетов, музыку к ним создал придворный композитор Жана-Батиста Люлли, который был и балетмейстером –постановщиком балета. Эти балеты исполнялись еще не профессиональными танцовщиками, а актерами труппы Мольера. Позднее французские балетмейстеры создали специальный хореографический «язык», которым классический балет пользуется до сих пор. Одно время балет был объединен с оперой. Жанр оперы-балета также зародился в творчестве французского композитора Ж.Б. Люлли.
Природа наградила его редким сочетанием талантов — композитора и танцовщика. Свою блестящую карьеру он начал в Париже как танцовщик. Его партнером бывал сам король —Людовик XIV. В1661 году в Париже была основана «Королевская академия танца», а позднее оперный театр «Королевская академия музыки », которую в течение 15-ти лет возглавлял, при поддержке Короля-Солнца, сам Люлли. В 1713 году при театре возникла балетная школа, ставшая главной балетной школой Европы. Она продолжает работать и сейчас.
Сочиняет и записывает танцы хореограф (слово «хореография» обозначает искусство записи танцев, а в последние столетия — и танцевальное искусствов целом).
В балете равно важны три составные части:
Ø классический танец,
Ø характерный танец и
Ø пантомима.
Классический танецвыражает настроения, чувства героев. Он очень красив и грациозен. Все его движения и позы очень изящны. Для классического танца необходимы отточенная техника прыжков, вращений, «полетов». Балерины танцуют на пальцах - на пуантах.
Классический танец бывает сольным и ансамблевым:
С о л ь н ы е танцы носят название вариаций. Подобно оперной арии, вариация рисует портрет героя, помогает понять его характер.
А н с а м б л е в ы е танцы:
Pas de-deux (па-де-дё) — танец вдвоем. Так назывется и центральный номер балета, исполняемый главными героями. Он состоит из адажио(дуэт главных героев), вариаций (сольные номера героя, затем героини) и быстрой коды.
Pas de-trois (па-де-труа) — танец втроем,
Pas de quatre (па-де-катр) — танец вчетвером и т. д.
М а с с о в ы е т а н ц ы исполняет кордебалет(«хор балета»). В классических танцах кордебалета главный принцип композиции — симметрия и геометрическая правильность. Хореографические группы образуют круги, квадраты, звезды, кресты и другие геометрические фигуры.
Характерный танец. Он выражает характеры: национальный, фантастический, комический, сказочный. Часто так называются танцы, основанные на народных движениях, например — испанский, неаполитанский и т.д.
Пантомима —это движения и жесты, которыми актеры как бы разговаривают. При ее помощи передается содержание, сюжет спектакля. Пантомима связывает отдельные танцы, помогает развитию действия.
Во второй половине XVIII века балет отделился от оперы и стал самостоятельным видом музыкально-театрального искусства. Балетные школы появились во многих странах Европы, включая Россию.
XIX век внес много нового в искусство балета. В балете, как и в литературе, музыке, живописи, возрос интерес к духовной жизни человека, к миру его чувств, настроений, переживаний. Появился новый, романтический балет, ярчайшими примерами которого являются балеты французских композиторв - «Жизель» Адольфа Адана и «Коппелия» Лео Делиба. Но подлинного расцвета искусство балета достигло в России, где работали два гениальных мастера — композитор Петр Ильич Чайковский ибалетмейстер Мариус Петипа.
Мариус Петипа - знаменитый французский танцовщик, еще молодым приехал в Россию и отдал служению своей второй родине 60 лет жизни. За эти долгие годы он поставил и возобновил 76 балетов. В них сочетались высочайшее техническое мастерство, строгий расчет и поэтическая одухотворенность. Вершинами творчества Петипа считаются «Дон-Кихот», «Баядерка» на музыку Людвига Минкуса , «Раймонда»на музыкуАлександра Глазуноваибалеты,поставленныена музыку Чайковского.
Балеты Чайковского, созданные совместно с Петипа, стали образцами академического балета. Из искусства развлекательного балет превратился в искусство глубокое и серьезное. Отныне композиторы придавали балетной музыке такое же значение, как и оперной и симфонической. Петр Ильич писал: «Балет — та же симфония». Его последний балет — «Щелкунчик» — написан тем же ярким, выразительным и сложным языком, что и близкие ему по времени сочинения-шедевры — опера «Пиковая дама» и Шестая («Патетическая») симфония.
Традицию балетов Чайковского продолжили другие русские композиторы 20 века - Игорь Стравинский(балеты «Орфей», «Жар-птица», »Петрушка», «Весна всященная» и др.), Сергей Прокофьев (балеты «Ромео и Джульетта», «Золушка» и др.), Арам Хачатурян(балеты «Спартак» и «Гаянэ»), Родион Щедрин (балеты «Конек-горбунок», «Кармен-сюита» - переложение музыки оперы «Кармен» Ж.Бизе, «Анна Каренина» и др.).
В современном балете широко применяются движения, заимствованные из гимнастики, акробатики. Они омолаживают старинное искусство, иногда коренным образом изменяют его. С середины XX в. в балете все чаще сюжет вовсе отсутствует, господствует чистый танец. Иногда балетмейстеры используют при этом музыку, первоначально для балета не предназначенную, например симфонии.
Наиболее известны в XIX — XX веках балетмейстеры: Мариус Петипа, Джордж Баланчин, Михаил Фокин, Михаил Лавровский, Морис Бежар, Борис Эйфман, Юрий Григорович, Владимир Васильев.
Выдающиеся танцовщики 20 века: Анна Павлова, Вацлав Нижинский, Галина Уланова, Майя Плисецкая, Владимир Васильев, Екатерина Максимова, Марис Лиепа, Михаил Барышников, Рудольф Нуреев, Николай Цискаридзе и др.