Полонез
Торжественный танец-шествие польского происхождения. Полонезом обычно открывались балы. Танец умеренного темпа, в трехдольном метре.Характерна особая ритмическая фигура - восьмая и две шестнадцатых на первой доле.Часто используется пунктирный ритм.
В XIX веке около 20 «полонезов не для танца» написал польский дипломат и композитор-любитель, Михал Клеофас Огиньский. Его ля-минорный лирический Полонез для фортепиано получил мировую известность. В напевной, выразительной, грустной мелодии первого раздела нет танцевальной чёткости полонеза, лишь характерная ритмическая фигура во втором такте напоминает об этом жанре:
Черты торжественного, героического полонеза появляются в среднем разделе.
В опере «Иван Сусанин» («Жизнь за царя») Михаил Иванович Глинка изображает бал во дворце воинственного польского короля Сигизмунда. Открывается бал полонезом, в котором композитор использует характерные ритмические фигуры этого танца: и пунктир, и формулу полонеза. Этими фигурами и фанфарной интонацией вступления он подчёркивает сходство полонеза с маршем.
Высшими достижениями в этом жанре считаются полонезы Ф. Шопена. Его 16 фортепианных полонезовпредставляют собой развёрнутые музыкальные поэмы-картины героического, драматического, лирического содержания. Полонезы Шопена навеяны драматичной историей Польши.
Один из известнейших полонезов Шопена – Полонез Ля мажор.