Полонез

Торжественный танец-шествие польского происхождения. Полонезом обычно открывались балы. Танец умеренного темпа, в трехдольном метре.Характерна особая ритмическая фигура - восьмая и две шестнадцатых на первой доле.Часто используется пунктирный ритм.

В XIX веке около 20 «полонезов не для танца» написал польский дипломат и композитор-любитель, Михал Клеофас Огиньский. Его ля-минорный лирический Полонез для фор­тепиано получил мировую известность. В напевной, выразительной, грустной мелодии пер­вого раздела нет танцевальной чёткости полонеза, лишь ха­рактерная ритмическая фигура во втором такте напоминает об этом жанре:

 

Черты торжественного, героического полонеза появляются в среднем разделе.

 

 

В опере «Иван Сусанин» («Жизнь за царя») Михаил Иванович Глинка изображает бал во дворце воин­ственного польского короля Сигизмунда. Открывается бал полонезом, в котором композитор использует характер­ные ритмические фигуры этого танца: и пунктир, и формулу полонеза. Этими фигурами и фанфарной интонацией вступления он под­чёркивает сходство полонеза с маршем.

 

Высшими достижениями в этом жанре считаются полонезы Ф. Шопена. Его 16 фортепианных полонезовпредставляют собой развёрнутые музыкальные поэмы-картины героического, драматического, лирического содержания. Полонезы Шопена навеяны драма­тичной историей Польши.

Один из известнейших полонезов ШопенаПолонез Ля мажор.