Мазурка
Вальсы Фридерика Шопена
Вальсыпольского композитораШопена (их 18) — это лирические миниатюры, рассказывающие о переживаниях человеческой души. Среди вальсов Шопена есть блестящие, виртуозные произведения По форме вальсы Шопена немного напоминают венские вальсы Штраусов: они тоже состоят из нескольких разделов. Но если в венских вальсах в каждом разделе звучит новая музыка, то у Шопена музыка первого раздела периодически возвращается, образуя форму рондо. В одном из последних вальсов, знаменитом Вальсе до-диез минор, соединились и блестяще-виртуозные, и лирические черты шопеновских вальсов:
Так же, как некогда сарабанда стала «знаком» трагедии, а марш — «знаком» энергии, решительности, вальс становится не просто танцем, а «знаком» глубоко личных, лирических переживаний.
«Вальс-фантазия» для симфонического оркестраМ.И. Глинки– лирическая поэма в форме рондо.
Вальс можно встретить даже в симфониях.Так в 18 веке обязательной частью симфонии был менуэт, в 19 веке Бетховен заменил его скерцо (итальянское scherzo по-русски «шутка»), а иногда композиторы вместо скерцо использовали вальс. Вальсы есть в симфониях Чайковского.
Мазурка — трёхдольный танец польского происхождения. Крестьянская мазурка — подвижный прыжковый танец с неожиданными акцентами, синкопами. Как бальный танец мазурка известна с XIX века. Бальная мазурка соединила в себе черты нескольких польских танцев: мазурки, куявяка и оберека. Эти танцы (особенно оберек) имеют более лирический характер, что отразилось в бальной мазурке. В XIX веке и мазурка, и оберек, и куявяк продолжали существовать как народные танцы польских крестьян.
Для мазурки характерен острый, причудливый ритмический рисунок, часто с акцентом на второй доле и «раздробленной» первой четвертью. Иногда она «дробится» пунктирным ритмом, иногда восьмыми, иногда триолью.
Фактурные формулы аккомпанемента в крестьянских мазурках могут быть различными, но в творчестве композиторов часто используется формула вальса — бас и два аккорда.
Лучшие образцы жанра мазурки принадлежат Ф.Шопену.Все его 58 мазурок написаны для фортепиано. Большинство из них имеют трехчастную форму, но есть мазурки и в форме рондо, как например, Пятая мазурка си-бемоль мажор. Она звучит как блестящий бальный танец с характерным для мазурки ритмом и причудливыми скачками в мелодии: