Старинная танцевальная сюита XVI века
Бальные танцы
Когда-то давным-давно и короли, и богатые вельможи, и простые крестьяне одевались по одной и той же моде, пели одни и те же песни, танцевали одни и те же танцы. А выделялись аристократы только богатством и властью. Но со временем в богатых дворцах и поместьях появилась своя мода, возникли свои манеры, стали устраивать балы, на которых танцевали свои,бальные танцы. Эти танцы значительно отличались от народных, хотя все они произошли от народных и даже сохранили их названия. И менуэт, и гавот, и вальс, и мазурка, и дажепечальная, задумчивая сарабанда когда-то были народными ганцами, но звучали они по-другому и танцевали их тоже иначе.
Бальные танцы появилисьв XV веке в Италии, а несколько позже, в XVII веке, распространились повсей Европе. В Россиибалы и бальные танцы появились в началеXVIIIвека, во время правления Петра I.
Если народные танцы были в каждой стране свои, особые, то одни и те же бальные танцы были известны всей Европе.
Мелодии народных танцев не записывали, а передавали устно из поколения в поколение. С появлением бальных танцев появились придворные музыканты. Они делали и записывали специальные обработки народных танцев, приспособленные для аристократических балов. А чуть позже придворные музыканты стали сами сочинять и записывать танцевальные мелодии. На балах вырабатывался свойэтикет - правила поведения в определённом месте и в определённом обществе. Это понятие родственно понятиям «ритуал» и «церемония».
Бальный этикет включал в себя также и определённую последовательностьтанцев. Именно в этой последовательности записывались танцы в специальных нотных тетрадках.
Как правило, бальные танцы объединялись в пары, включавшие быстрый и медленный танец. В XVI веке самой распространённой была пара, включавшая в себя павану и гальярду.
Павана(от слова «раvо» — «павлин») — медленный танец-шествие испанского происхождения. Этим танцем обычно открывались балы: хозяева в этом танце приветствовали гостей. Размер паваны, как правило, четырёхдольный.
Гальярда(итальянское слово «gagliardа» означает «весёлая, бодрая») — быстрый итальянский трёхдольныйтанец с лёгкими прыжками. Этот танец требовал значительной ловкости, и на балах даже устраивались соревнования на лучшее исполнение гальярды.
Этим танцам, идущим друг за другом, придворные композиторы стали придавать общие черты.Как правило, оба танца звучали в одной тональности.Но темп и характероставались у каждого танца свои.
Благодаря общим чертам,эти два танца не просто следовали друг за другом, а превращались в двухчастную танцевальную сюиту.