Сказочные марши
Иногда композиторы используют жанр марша для создания сказочных образов. В музыке сказочного марша должно быть много неожиданного, волшебного. Но при этом сохраняются черты марша. Например, Марш Черномора из оперы М. Глинки «Руслан и Людмила». Черномор - злой карлик из сказки Александра Сергеевича Пушкина «Руслан и Людмила», на сюжет которой написана опера. Вся волшебная сила Черномора заключена в его бороде. Когда начинается марш, на сцене слуги Черномора несут его длинную бороду. Потом наконец показывается и он сам.
В основной теме этого марша Глинка применяет необычный, причудливый лад, не похожий ни на мажор, ни на минор:
5. Комические марши - это марши-шутки. Любая шутка строится на забавных нелепостях, смешных несоответствиях. Например, Марш Сергея Прокофьева из сборника для фортепиано «Детская музыка»:
6. Детские (кукольные) марши.В них все, как в настоящем военном марше, но только маленькое, игрушечное. А уменьшение получается из-за высокого регистра без басов.Например, Марш деревянных солдатиков из «Детского альбома» для фортепиано Петра Ильича Чайковского:
Очень известен Марш П.И. Чайковскогоизбалета Щелкунчик. Балет Щелкунчик – это рождественская сказка в танце.В основе ее сюжета лежит сказка немецкого писателя Гофманао смелом Щелкунчике (игрушке в виде щипцов для колки орехов). Так же как в сказке, в балете переплетаются мир детских фантазий и реальная жизнь: оживают куклы, оловянные солдатики и другие игрушки: