Музыка и движение
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЖАНРЫ, СВЯЗАННЫЕ С ДВИЖЕНИЕМ
Как и почему появилась музыка? Точного ответа на этот вопрос нет, но есть множество догадок и теорий. Некоторые считают, что сначала люди освоили ритми использовали разные ритмы как сигналы, которые выстукивали на громких ударных инструментах. Звук барабана долетал до соседней деревни, а там его подхватывали и передавали дальше. У некоторых африканских племён до сих пор действует таком своеобразный «барабанный телеграф» с очень сложным и хитроумным ритмическим «языком». Между прочим, в ХX веке этим принципом воспользовался американский изобретатель Сэмюэл Морзедля создания своей знаменитой телеграфном азбуки.
Так или иначе, но ритм — один из самых древних элементов музыкального языка, если не самый-самый древний.
Люди давно заметили, что чёткий ритм организуетдвижения и облегчает тяжёлую работу. Из ритмичных выкриков родились трудовые песни. Например, песня волжских бурлаков «Эй, ухнем». Эту песню любил великий русский певец Фёдор Иванович Шаляпин.В его исполнении она получила широкую известность.
Много километров подряд приходится шагать солдатам на службе. Но вот раздаётся команда: «За-пе-вай!» — и запевала затягивает бодрую песню-марш. Идти становится легче и веселее. Под музыку все идут в ногу, организованно,и устают примерно одинаково.
Ритм не только облегчает движения — онсоздаёт определённое настроение. С древних времён люди выражают свои настроения через ритмические движения под музыку — танец. В танцах всегда принимает участие сразу много людей. И опять музыка играет роль организаторатанцевальных движений.
Танец, марш, трудовая песня — всеэти жанрыобъединяет одно общее свойство: они организуют движение.А значит, самыми важными средствами выразительности в них будут ритм, а ещё — темп. Ведь одни и те же ритмичные движения можно делать с разной скоростью, то есть в разном темпе.
Все эти признаки по отдельности могут встретиться в любой музыке, не обязательно в марше. Но, собранные все вместе, они обязательно придадут музыке характер марша.
Ещё в глубокой древности воины в походах взбадривали себя энергичными песнями.В XIV—XV веках в европейских армиях была введена обязательная ходьба в ногу. Это потребовало специального музыкального сопровождения. Вначале таким сопровождением могла быть любая известная солдатская песня,сыгранная, например, на флейтепод ритмичный аккомпанемент барабана.А вскоре стали писать и специальную музыку для строевой ходьбы — марши.Играли марши на любых инструментах, которые можно было раздобыть в полку. В основном это были духовые инструменты,самые удобные: ведь играя на них, можно и маршировать.