Вторичные жанры

Ария (от итал. aria – воздух) – законченный по построению эпизод в опере, оперетте, оратории или кантате, исполняемый певцом-солистом в сопровождении оркестра.

Балет (от лат. ballo – танцую) — вид сценического искусства, содержание которого раскрывается в музыкально-хореографических образах.

Кантата (от итал. cantare – петь) – один из основных жанров вокальной музыки, крупное вокально-инструментальное произведение торжественного характера, обычно для солистов, хора и оркестра.

Концерт (от лат. concerto – состязаюсь) – произведение для одного или (реже) нескольких солирующих инструментов или голоса и оркестра, а также публичное исполнение музыкальных произведений.

Опера (с итал. орега – труд, дело, сочинение) – вид музыкально-театрального искусства, основанного на синтезе слова, сценического действия и музыки.

Оратория (от позднелат. oratorium – молельня) – крупное музыкальное сочинение для певцов-солистов, хора и оркестра, имеющее драматический сюжет и предназначенное для концертного исполнения.

Реквием (от лат. requies – покой, отдых, успокоение) – траурная заупокойная месса, крупное произведение для хора, солистов и оркестра. Исполняется на латинском языке.

Романс (от исп. romance, буквально – по-романски) – камерное вокально-лирическое произведение для голоса с инструментом.

Симфония (от греч. symphonia – созвучие) – ведущий жанр оркестровой музыки, написанный в сонатной циклической форме.

Соната (итал. sonare – звучать) – один из основных жан­ров инструментальной музыки, музыкальное произведение из трёх или четырёх частей различного темпа и характера.

Сюита (от франц. suite – ряд, последовательность) – циклическое инструментальное произведение из нескольких разнородных самостоятельных пьес, связанных общим замыслом.

Увертюра (от лат. aperture – открытие, начало) – инструментальное вступление к крупному произведению – опере, балету, драматическому спектаклю.

Контрольный тест

1. Что называется музыкальным жанром?

2. Перечислите первичные жанры музыки.

3. Какие жанры музыки относятся к вторичным?

4. Какие музыкальные жанры различают по способу и условиям бы­тования?

5. Чем обусловлена специфика камерных жанров?

6. Какие музыкальные жанры различают по составу исполнителей и способу исполнения?

7. Перечислите виды произведений вокального жанра.

8. Какие существуют виды произведений инструментального жанра?

9. Каковы жанровые разновидности песни?

10.Перечислите характерные черты танца.

11.Каковы разновидности марша?

12.Назовите состав сюиты.

13.В чём отличие оратории и кантаты от оперы?

Д/З: знать теорию.

* Самостоятельная работа студентов:

- работа с дополнительной литературой по изучению музыкальных жанров: песня, народный и бальный танцы, марш;

- работа с дополнительной литературой по изучению строения крупных музыкальных жанров оперы и балета.

Литература:

1. Осеннева М.С., Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников. – М.: Академия, 2001. – С.71-86

2. http://belcanto.ru/stil.html

3. http://www.tfk-kos.ru/music-st/955-stil-v-myzyke.html

4. http://www.art-storona.ru/2006/3/article22.php

5. http://www.art-storona.ru/2006/4/article26.php

6. http://www.bigbeat.ru/style_all.htm

7. http://www.calc.ru/451.html