Музыкально-сценических произведений
Список тем для творческих заданий
1. Беллини Норма – Сметана Проданная невеста
2. Доницетти Любовный напиток – Вагнер Летучий голландец
3. Вагнер Валькирия – Делиб Лакме
4. Россини Севильский цирюльник – Гуно Фауст
5. Верди Аида – Вебер Вольный стрелок
6. Верди Трубадур – Дворжак Русалка
7. Верди Отелло – Монюшко Галька
8. Бизе Кармен – Вагнер Валькирия
9. Мейербер Гугеноты – Шуман Геновева
10. Массне Вертер – Вагнер Тристан
11. Делиб Лакме – Дворжак Русалка
12. Гуно Фауст – Доницетти Любовный напиток
13. Сен-Санс Самсон и Далила – Монюшко Галька
14. Вебер Вольный стрелок – Беллини Норма
15. Вагнер Летучий голландец – Верди Аида
16. Сметана Проданная невеста – Россини Севильский цирюльник
17. Дворжак Русалка – Мейербер Гугеноты
18. Брукнер Симфония № 4 – Лист Фауст-симфония
19. Брамс Симфония № 4 – Берлиоз Траурно-триумфальная симфония
20. Брукнер Симфония № 7 – Дворжак Симфония № 9 («Из Нового света»)
21. Брамс Симфония № 1 – Берлиоз Фантастическая симфония
22. Берлиоз Гарольд в Италии – Мендельсон Симфония № 4 («Итальянская»)
23. Лист Прелюды – Брамс Славянские танцы
24. Григ Пер Гюнт – Шуберт Зимний путь
25. Шуберт Прекрасная мельничиха – Шуман Любовь поэта
26. Лист Годы странствий – Шуман Карнавал
27. Лист Соната h-moll – Шопен Соната для фортепиано № 2
28. Шуман Фантазия C-dur – Шопен Соната для фортепиано № 3
29. Григ Концерт a-moll для фортепиано с оркестром – Мендельсон Концерт для скрипки с оркестром
30. Сен-Санс Интродукция и рондо каприччиозо – Шопен Концерт № 2
Рекомендации к сравнительно-типологическому анализу
Пояснения к плану указаны по учебному пособию – Холопова В.Н. Формы музыкальных произведений. СПб., 2001.
1. Год создания произведения.
2. Идея оперы (см.: С. 360).
3. Сюжет (источник) и особенности его воплощения (сюжет не пересказывать!).
4. Действие – Контрдействие: характеристика персонажей каждой группы и линия их развития (см.: С. 360-361).
5. Главное действие и фон: характер взаимодействия (см.: С. 361).
6. Драматургические этапы (экспозиция, завязка конфликта, развитие конфликта, кульминация, развязка) (см.: С. 362).
7. Жанровый вид оперы (см.: С. 359).
8. Жанрово-композиционный тип оперы (см.: С. 359).
9. Тип драматургии (для опер со сквозным музыкальным развитием) (см.: С. 359).
10. Музыкальная композиция оперы на высшем и среднем масштабных уровнях (см.: С. 359, 363-368).
11. Музыкальные закономерности на низшем композиционном уровне (см.: С. 359, 13-45):
· жанровая панорама вокальных форм оперы (С. 14-15);
· музыкальная образность (С. 14, 15-16);
· выразительные и изобразительные детали вокальной (хоровой) партии и инструментального сопровождения (С. 14, 16-17);
· собственно вокальные формы оперы (С. 31-45);
· музыкальный метр и ритм вокальных форм оперы (С. 14, 17-18);
· взаимодействие вокальной (хоровой) и инструментальной партий (С. 14, 18).
12. Интонационное своеобразие и тонально-гармонические принципы (С. 368-370).