Музыкально-сценических произведений

Список тем для творческих заданий

1. Беллини Норма – Сметана Проданная невеста

2. Доницетти Любовный напиток – Вагнер Летучий голландец

3. Вагнер Валькирия – Делиб Лакме

4. Россини Севильский цирюльник – Гуно Фауст

5. Верди Аида – Вебер Вольный стрелок

6. Верди Трубадур – Дворжак Русалка

7. Верди Отелло – Монюшко Галька

8. Бизе Кармен – Вагнер Валькирия

9. Мейербер Гугеноты – Шуман Геновева

10. Массне Вертер – Вагнер Тристан

11. Делиб Лакме – Дворжак Русалка

12. Гуно Фауст – Доницетти Любовный напиток

13. Сен-Санс Самсон и Далила – Монюшко Галька

14. Вебер Вольный стрелок – Беллини Норма

15. Вагнер Летучий голландец – Верди Аида

16. Сметана Проданная невеста – Россини Севильский цирюльник

17. Дворжак Русалка – Мейербер Гугеноты

18. Брукнер Симфония № 4 – Лист Фауст-симфония

19. Брамс Симфония № 4 – Берлиоз Траурно-триумфальная симфония

20. Брукнер Симфония № 7 – Дворжак Симфония № 9 («Из Нового света»)

21. Брамс Симфония № 1 – Берлиоз Фантастическая симфония

22. Берлиоз Гарольд в Италии – Мендельсон Симфония № 4 («Итальянская»)

23. Лист Прелюды – Брамс Славянские танцы

24. Григ Пер Гюнт – Шуберт Зимний путь

25. Шуберт Прекрасная мельничиха – Шуман Любовь поэта

26. Лист Годы странствий – Шуман Карнавал

27. Лист Соната h-moll – Шопен Соната для фортепиано № 2

28. Шуман Фантазия C-dur – Шопен Соната для фортепиано № 3

29. Григ Концерт a-moll для фортепиано с оркестром – Мендельсон Концерт для скрипки с оркестром

30. Сен-Санс Интродукция и рондо каприччиозо – Шопен Концерт № 2

Рекомендации к сравнительно-типологическому анализу

Пояснения к плану указаны по учебному пособию – Холопова В.Н. Формы музыкальных произведений. СПб., 2001.

 

1. Год создания произведения.

2. Идея оперы (см.: С. 360).

3. Сюжет (источник) и особенности его воплощения (сюжет не пересказывать!).

4. Действие – Контрдействие: характеристика персонажей каждой группы и линия их развития (см.: С. 360-361).

5. Главное действие и фон: характер взаимодействия (см.: С. 361).

6. Драматургические этапы (экспозиция, завязка конфликта, развитие конфликта, кульминация, развязка) (см.: С. 362).

7. Жанровый вид оперы (см.: С. 359).

8. Жанрово-композиционный тип оперы (см.: С. 359).

9. Тип драматургии (для опер со сквозным музыкальным развитием) (см.: С. 359).

10. Музыкальная композиция оперы на высшем и среднем масштабных уровнях (см.: С. 359, 363-368).

11. Музыкальные закономерности на низшем композиционном уровне (см.: С. 359, 13-45):

· жанровая панорама вокальных форм оперы (С. 14-15);

· музыкальная образность (С. 14, 15-16);

· выразительные и изобразительные детали вокальной (хоровой) партии и инструментального сопровождения (С. 14, 16-17);

· собственно вокальные формы оперы (С. 31-45);

· музыкальный метр и ритм вокальных форм оперы (С. 14, 17-18);

· взаимодействие вокальной (хоровой) и инструментальной партий (С. 14, 18).

12. Интонационное своеобразие и тонально-гармонические принципы (С. 368-370).