Объяснение нового учебного материала.

Организационный момент.

ХОД УРОКА

1.1. Проверка готовности класса к уроку.

У. Ребята, проверьте, все ли готово к уроку, и приведите места в порядок.

1.1. Связь с предыдущим материалом. Проверка заданий, вы­полненных в период предварительной работы.

У.Кто вспомнит, каких зверей мы лепили на прошлом уроке?

Д. Медведя (кошку и т. д.).

2.1.Краткая беседа об истории развития скульптуры. По­каз репродукций с изображением скульптур А. Глебова и скульп­туры малой пластики.

У.Ребята, послушайте стихотворение и определите тему на­шего урока. (Читает стихотворение А. Велюгиня «У майстэрш».)

Тут мармур, гл1на, тэракота, Неакрыленай с!лы след... Распачынаецца работа, Ствараецца нанова свет. Ён у чаканш. распацёрся, I вось... удары^ малаток... Не глыбы горбяцца гарой Пад цёплай мудраю рукой — Сябры, паплечтга., герой Увесь запоун1л1 пакой. 1х будучыня — п'едэсталы, Кварталы, napKi гарадо^ I плошча^ гулга.я авалы У яснай далечы гадо^.

У. Ребята, сегодня на уроке мы поговорим о скульптуре. Это один из видов изобразительного искусства. Свое название она получила от латинского слова «скульпо», означающего «выре­заю, высекаю».

— Скульптура бывает круглой и плоской. Одно и то же дви­жение, изображенное в круглой скульптуре, увиденное с разных сторон, помогает зрителю более полно представить характер со­зданного образа.

— Плоскую скульптуру называют рельефом. Характерной его чертой является непрерывная связь изображения с фоном.

— Когда выпуклость изображения незначительная — ее назы­вают барельефом, или низким рельефом, а когда скульптурное изображение выступает от плоскости фона больше чем наполови­ну своего объема — это горельеф.

— Художники-скульпторы рассказывают об окружающей среде и отображают ее в объеме. Главной целью для художников-скульп­торов является создание образов людей и животных.

— Назовите материалы, которые использует скульптор в сво­ей работе.

Д. Глина, пластилин, камень, дерево.

У. Правильно, скульптор использует в своей работе самый раз­ный материал. Глина и пластилин — это мягкие материалы.

— Сегодня мы будем работать с пластилином. Слово «пласти­лин» произошло от греческого слова «пластос» — «вылепленный».

Изготовляют его из очищенного и раздробленного порошка гли­ны с добавлением воска и других веществ, которые мешают вы­сыханию. А маленькие скульптуры, которые мы делаем на уро­ке, правильнее всего называть мелкой пластикой.

— Как называются уроки, на которых мы работаем с плас­тилином?

Д. Уроки лепки.

У. В Национальном музее Республики Беларусь находится пре­красная майолика «Садко». Майолика — это вид керамики, цвет­ная глина, покрытая специальной поливой и обожженная. Майо­лика отличается мягкой лепкой форм.

— Дерево, как и глина, — один из древнейших материалов. До нашего времени сохранились деревянные скульптуры, сделан­ные древними мастерами.

— Большим мастером скульптуры из дерева был В. Ватагин. Художника притягивала поверхность дерева, его теплая бархати­стость. Для скульптуры он выбирал сплошной кусок дерева, стре­мился, не нарушив его природную пластику, вырезать обезьянку или медведя.

— Алексей Глебов создал выразительную композицию «Ге­оргий Скорина». Пластично интересно решена фигура Георгия. Тонкое умное лицо, книга в натруженных руках, спокойное дви­жение складок на рубашке помогают нам представить образ пер­вопечатника.

— Многие скульпторы работают с бронзой. Бронза — еще один материал для крепной и мелкой пластики. Этот материал очень твердый. Поддается ковке, чеканке, а в расплавленном виде — литью. Андрей Ануфриевич Бембель из бронзы сотворил один из лучших скульптурных образов в белорусском искусстве — порт­рет легендарного Николая Гастелло.

— Мрамор — любимый материал скульптора. Он может быть самых разных цветов, от белого до черного. Скульптура Микелан-джело «Давид» сделана из белого мрамора. Давид — красивый, сильный, волевой юноша. Он показан перед боем с Голиафом.

— В своей работе скульпторы могут использовать и другой материал.

У. Из каких материалов сделаны скульптуры, находящиеся в вашей местности. Кто их авторы? Может, вы помните скульп­туры, которые видели в других городах? Как необходимо обра­щаться с произведениями скульптуры в открытом и закрытом пространстве?

Д. Смотреть на расстоянии, не трогать руками, не бросать пред­метами и т. д.

У. Ребята, мы познакомились со многими скульпторами и их работой. А сейчас я предлагаю вам нарисовать героя нашего про­шлого урока.

2.2. Объяснение последовательности выполнения рисунка.

У. 1. Определяем на бумаге границы пола или земли. Выбира­ем правильное расположение листа — горизонтально или верти­кально. Надо изображать объекты на бумаге так, чтобы не оста­валось много свободного места.

2. Начинаем работу с общего наброска без прорисовывания деталей.

3. Затем добавляем мелкие детали и раскрашиваем рисунок (рис. 8).

Рис. 8

У. Ребята, какая основная задача стоит перед нами? Д. Нарисовать медведя или кошку.

Учитель вызывает учащегося для повторения техники работы с красками, правила охраны труда.

3. Самостоятельная работа учащихся.

Для создания настроения и представления художественного образа звучит музыка «Кузнец».

4. Итоги урока.

4.1. Закрепление нового материала.

У. Чем отличается живопись от скульптуры?

— Что значит слово «скульптура»?

— С творчеством каких скульпторов вы познакомились?

4.2. Выставка и анализ творческих работ учащихся.

5. Домашнее задание: предварительная работа.

У. На следующий урок необходимо взять пластилин, доски для лепки, кисточки, ткани. Найдите литературу с иллюстрация­ми птиц и рыб, понаблюдайте за птицами и рыбами в реальной действительности, сфотографируйте (по возможности). Выполнить задания пусть помогут вам родители.