Оценка сбалансированности бюджета Оренбургской области
Анализ сбалансированности бюджета Оренбургской области
Оценка сбалансированности бюджета Оренбургской области
Анализ данных, представленных в таблице 1, показывает, что доля налоговых и неналоговых доходов в доходах бюджета Оренбургской области увеличивается из года в год на протяжении всего анализируемого периода, за исключением 2014 года. Сумма поступлений в бюджет налога на прибыль организаций также увеличивается в период с 2011-2017 гг., за исключением 2013 года. По итогам отчетного 2013 года в бюджет Оренбургской области поступило на 3 079 278 271,51 руб. меньше, чем в 2012 году. Доля налога на доходы физических лиц за анализируемый период времени увеличилась с 17,1 % в 2011 году до 24,2 % в плановом 2017 году.
Сумма поступлений от акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории РФ увеличивается от 3 904 941 282,40 руб. в 2011 году до 4 753 472 497,96 руб. в 2013 году. По итогам отчетного 2014 года в бюджет Оренбургской области поступило на 836 914 748,73 руб. меньше, чем в 2013 году. Доля поступлений от налога на имущество организаций увеличивается из года в год в анализируемом периоде, с 8,9 % в 2011 году до 14,4 % в плановом 2017 году. Доля транспортного налога практически неизменна в анализируемом периоде.
Наименьшую долю в налоговых и неналоговых доходах составляют: налог, взимаемый с применением упрощенной системы налогообложения, налог на игорный бизнес, налог на добычу полезных ископаемых, государственная пошлина, доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, платежи при пользовании природными ресурсами, доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства, доходы от продажи материальных и нематериальных активов, административные платежи и сборы, штрафы, санкции, возмещение ущерба.
Доля безвозмездных поступлений в доходах бюджета Оренбургской области уменьшилась с 15 439 435 473,41 руб. (25,2 %) в 2011 году до 10 334 831600,00 руб. (12,9 %) в плановом 2017 году.
Таблица 1 – Состав и структура доходов в бюджете Оренбургской области за период 2011-2017 гг., руб.
2011 г. | 2012 г. | 2013 г. | 2014 г. | 2015 г. | 2016 г. | 2017 г. | |
Доходы бюджета - всего | 61 2 357 904,73 | 65 481 865 704,32 | 63 307 199 528,42 | 75 888 991 789,52 | 71 624 585 600,00 | 75 630 540200,0 | 80 306 158 600,0 |
Налоговые и неналоговые доходы | 44 479 932 999,42 | 50 868 693 898,12 | 50 200 115 393,12 | 59 102 043 503,84 | 60 733 204 000,00 | 66 282 961 000,0 | 69 971 327 000,0 |
В % к общей сумме доходов | 72,8 | 77,7 | 79,3 | 77,9 | 84,8 | 87,6 | 87,1 |
В том числе: | |||||||
Налог на прибыль организаций | 22 983 220 595,67 | 24 803 742 088,62 | 21 724 463 817,11 | 27 526 164 579,51 | 27 758 951 000,0 | 29 607 362 000,0 | 31 129 543 000,0 |
Уд. вес, % | 37,6 | 37,9 | 34,3 | 36,3 | 38,7 | 39,1 | 38,8 |
НДФЛ | 10 485 178 160,59 | 11 929 339 690,59 | 12 760 368 014,64 | 15 768 968 180,34 | 16 862 379 000,0 | 18 051 037 000,0 | 19 455 771 000,0 |
Уд. вес, % | 17,1 | 18,2 | 20,1 | 20,8 | 23,5 | 23,9 | 24,2 |
Акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории РФ | 3 904 941 282,4 | 4 465 753 397,13 | 4 753 472 497,96 | 3 916 557 749,23 | 3 735 532 000,0 | 4 933 924 000,0 | 4 136 319 000,0 |
Уд. вес, % | 6,4 | 6,8 | 7,5 | 5,2 | 5,2 | 6,5 | 5,1 |
Налог, взимаемый с применением УСН | 3 979 848,68 | 190 926 856,76 | 215 463 778,29 | 235 859 375,61 | 242 706 000,0 | 249 987 000,0 | 257 487 000,0 |
Уд. вес, % | 0,0 | 0,3 | 0,3 | 0,3 | 0,3 | 0,3 | 0,3 |
Налог на имущество организаций | 5 434 103 092,06 | 6 308 361 554,33 | 7 358 425 446,81 | 7 929 050 616,72 | 8 874 739 000,0 | 10 096 302 000,0 | 11 565 578 000,0 |
Уд. вес, % | 8,9 | 9,6 | 11,6 | 10,4 | 12,4 | 13,3 | 14,4 |
Транспортный налог | - | 905 103 783,49 | 885 060 588,29 | 929 235 883,21 | 987 006 000,0 | 1 042 233 000,0 | 1 101 435 000,0 |
Уд. вес, % | - | 1,4 | 1,4 | 1,2 | 1,4 | 1,4 | 1,4 |
Налог на игорный бизнес | -4 986 297,58 | 1 450 346,78 | 3 729 000,0 | 3 389 139,70 | 3 444 000,0 | 3 444 000,0 | 3 444 000,0 |
Уд. вес, % | - | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 |
НДПИ | 356 634 443,99 | 446 794 254,38 | 505 652 054,18 | 617 653 666,23 | 590 701 000,0 | 661 831 000,0 | 708 780 000,0 |
Уд. вес, % | 0,6 | 0,7 | 0,8 | 0,8 | 0,8 | 0,9 | 0,9 |
Государственная пошлина | 57 801 628,9 | 93 548 735,63 | 69 670 705,71 | 53 165 044,13 | 290 130 000,0 | 274 883 000,0 | 275 822 000,0 |
Уд. вес, % | 0,1 | 0,1 | 0,1 | 0,1 | 0,4 | 0,4 | 0,3 |
Продолжение таблицы 1
Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам | -4 115 509,30 | 5 765 528,85 | 18 683 392,34 | 727 302,85 | - | - | - |
Уд. вес, % | - | - | - | - | - | - | - |
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности | 641 377 852,59 | 600 973 803,77 | 793 959 985,8 | 863 171 108,15 | 419 943 000,0 | 406 843 000,0 | 399 031 000,0 |
Уд. вес, % | 1,0 | 0,9 | 1,2 | 1,1 | 0,6 | 0,5 | 0,5 |
Платежи при пользовании природными ресурсами | 179 328 043,35 | 508 905 825,23 | 319 603 664,45 | 280 212 143,58 | 139 399 000,0 | 122 998 000,0 | 118 183 000,0 |
Уд. вес, % | 0,3 | 0,8 | 0,5 | 0,4 | 0,2 | 0,2 | 0,1 |
Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства | 289 819 191,96 | 396 159 935,28 | 426 936 442,19 | 384 656 795,63 | 320 770 000,0 | 322 566 000,0 | 309 874 000,0 |
Уд. вес, % | 0,5 | 0,6 | 0,7 | 0,5 | 0,4 | 0,4 | 0,4 |
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов | 28 397 082,78 | 46 076 499,24 | 39 248 493,33 | 760 456,56 | - | - | - |
Уд. вес, % | 0,0 | 0,1 | 0,1 | 0,0 | - | - | - |
Административные платежи и сборы | 3 279 414,50 | 7 835 321,08 | 5 001 642,05 | 3 856 045,73 | 2 979 000,0 | 3 026 000,0 | 2 535 000,0 |
Уд. вес, % | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 |
Штрафы, санкции, возмещение ущерба | 18 357 350,00 | 173 034 998,89 | 319 400 768,42 | 588 050 845,12 | 504 525 000,0 | 506 525 000,0 | 507 525 000,0 |
Уд. вес, % | 0,0 | 0,3 | 0,5 | 0,8 | 0,7 | 0,7 | 0,6 |
Прочие неналоговые доходы | 102 616 818,83 | -15 078 721,93 | 975 101,55 | 564 571,54 | - | - | - |
Уд. вес, % | 0,2 | - | 0,0 | 0,0 | - | - | - |
Безвозмездные поступления | 15 439 435 473,41 | 14 613 171 806,2 | 13 107 084 135,3 | 16 786 948 285,68 | 10 891 381 600,0 | 9 347 579 200,0 | 10 334 831 600,0 |
Уд. вес, % | 25,2 | 22,3 | 20,7 | 22,1 | 15,2 | 12,4 | 12,9 |
Доходы от приносящей доход деятельности | 1 212 989 431,9 | - | - | - | - | - | - |
Уд. вес, % | 2,0 | - | - | - | - | - | - |
Исходя из данных, представленных в таблице 2, можно сделать вывод о том, что за отчетный период 2011-2014 гг., поступления налоговых и неналоговых доходов по итогам 2012 года по сравнению с 2011 годом увеличились на 6 388 760 898,7 руб. или на 14,4 %.
По итогам отчетного 2013 года наблюдается уменьшение налоговых и неналоговых доходов в бюджете Оренбургской области на 668 578 505 руб. или на 1,3 %. В 2014 году поступления от налоговых и неналоговых доходов увеличились на 8 901 928 110,72 руб. или на 17,7 %. В плановом 2015-2017 гг. ожидается незначительное увеличение налоговых и неналоговых доходов в бюджете Оренбургской области.Поступления от налога на прибыль организаций уменьшились по итогам 2013 года на 3 079 278 271,51 руб. или на 12,4 % по сравнению с 2012 годом. Наибольший рост зафиксирован в 2014 году, где сумма налога увеличилась по сравнению с 2013 годом на 26,7 %. В плановом периоде ожидается незначительное увеличение поступлений от налога на прибыль организаций в бюджет Оренбургской области. Наибольший рост поступлений от налога на доходы физических лиц зафиксирован в 2014 году (23,6 %).
Темп роста акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории РФ снижается в течение отчетного периода, а по итогам 2014 года наблюдается уменьшение поступлений от акцизов на 17,6 %. Наибольший рост поступлений ожидается в 2016 году: планируется увеличение на 1 198 392 000 руб. или на 32,0 %.
По итогам 2012 года поступления налога, взимаемого с применением упрощенной системы налогообложения увеличились на 186 947 008,08 руб. по сравнению с 2011 годом. Это связано, в первую очередь, с тем, что применяться данная система начала с 2011 года. Поступления от налога на имущество организаций увеличивается в анализируемом периоде из года в год стабильными темпами. По итогам 2013 года наблюдается существенное изменение в поступлениях от налога на игорный бизнес в бюджет Оренбургской области: сумма поступлений увеличилась по сравнению с 2012 годом на 2 278 653,22 руб. или на 157, 1 %. По итогам 2014 года в бюджет поступило на 339 860,3 руб. или на 9,1 % по сравнению с 2013 годом. В плановом периоде поступления от налога на игорный бизнес практически неизменны.
Наибольшее увеличение доходов от поступления налога на добычу полезных ископаемых наблюдается по итогам 2012 года. В бюджет Оренбургской области поступило на 90 159 810,39 руб. или на 25,3 % больше по сравнению с 2011 годом. В анализируемом периоде в целом наблюдается рост поступления от налога в бюджет, лишь в 2015 году ожидается получить на 26 952 666,23 руб. меньше по сравнению с 2014 годом. Поступления в бюджет доходов от государственной пошлины достаточно нестандартны в анализируемом периоде. По итогам 2012 года в бюджет поступило на 35 747 106,73 руб. или 61,8 % по сравнению с 2011 годом. В 2013-2014 году темп снижения от поступлений в бюджет государственной пошлины составил более 20 %. В 2015 году ожидается получить в бюджет доходов от государственной пошлины на 236 964 955,87 руб. или 445, 7% больше, чем в 2014 году.
Прочие налоговые и неналоговые доходы, являющиеся несущественными для бюджета Оренбургской области, изменяются в анализируемом периоде достаточно нестабильно. Так, например, платежи при пользовании природными ресурсами увеличились по в 2012 году на 183,8 % по сравнению с 2011 годом. В период 2013-2017 гг. сумма поступлений от данных платежей уменьшается из года в год. Поступления от административных платежей и сборов уменьшаются в анализируемом периоде, за исключением 2012 года: темп роста составил 138,9 %.
Поступления от штрафов, санкций увеличиваются в отчетном периоде достаточно существенными темпами, так, в 2012 году в бюджет поступило на 154 677 648,89 руб. или на 842,6 % больше, чем в 2011 году.
Таблица 2 – Динамика изменения доходов в бюджете Оренбургской области в 2011-2017 гг.
Отклонение (+, -),руб. | ||||||
2012 от 2011 гг. | 2013 от 2012 гг. | 2014 от 2013 гг. | 2015 от 2014 гг. | 2016 от 2015 гг. | 2017 от 2016 гг. | |
Доходы бюджета - всего | 4 349 507 799,59 | -2 174 666 175,9 | 12 581 792 261,1 | -4 264 406 189,52 | 4 005 954 600 | 4 675 618 400 |
Темп роста (снижения), % | 107,1 | 96,7 | 119,9 | 94,4 | 105,6 | 106,2 |
Налоговые и неналоговые доходы | 6 388 760 898,7 | -668 578 505 | 8 901 928 110,72 | 1 631 160 496,16 | 5 549 757 000 | 3 688 366 000 |
Темп роста (снижения), % | 114,4 | 98,7 | 117,7 | 102,8 | 109,1 | 105,6 |
В том числе: | ||||||
Налог на прибыль организаций | 1 820 521 492,95 | -3 079 278 271,51 | 5 801 700 762,4 | 232 786 420,49 | 1 848 411 000 | 1 522 181 000 |
Темп роста (снижения), % | 107,9 | 87,6 | 126,7 | 100,8 | 106,6 | 105,1 |
Налог на доходы физических лиц | 1 444 161 530 | 831 028 324,05 | 3 008 600 165,7 | 1 093 410 819,66 | 1 188 658 000 | 1 404 734 000 |
Темп роста (снижения), % | 113,8 | 123,6 | 106,9 | 107,8 | ||
Акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории РФ | 560 812 114,73 | 287 719 100,83 | -836 914 748,73 | -181 025 749,23 | 1 198 392 000 | -797 605 000 |
Темп роста (снижения), % | 114,4 | 106,4 | 82,4 | 95,4 | 132,0 | 83,8 |
Налог, взимаемый с применением УСН | 186 947 008,08 | 24 536 921,53 | 20 395 597,32 | 6 846 624,39 | 7 281 000 | 7 500 000 |
Темп роста (снижения), % | 4 797,3 | 112,8 | 109,5 | 102,9 | ||
Налог на имущество организаций | 874 258 462,27 | 1 050 063 892,48 | 570 625 169,91 | 945 688 383,28 | 1 221 563 000 | 1 469 276 000 |
Темп роста (снижения), % | 116,6 | 107,7 | 111,9 | 113,8 | 114,5 | |
Транспортный налог | 905 103 783,49 | -20 043 195,2 | 44 175 294,92 | 57 770 116,79 | 55 227 000 | 59 202 000 |
Темп роста (снижения), % | - | 97,8 | 106,2 | 105,6 | 105,6 | |
Налог на игорный бизнес | 6436644,36 | 2278653,22 | -339860,3 | 54860,3 | ||
Темп роста (снижения), % | -29 | 257,1 | 90,9 | 101,6 | ||
Налог на добычу полезных ископаемых | 90 159 810,39 | 58 857 799,8 | 112 001 612,05 | -26 952 666,23 | 71 130 000 | 46 949 000 |
Темп роста (снижения), % | 125,3 | 113,2 | 122,1 | 95,6 | ||
Государственная пошлина | 35 747 106,73 | -23 878 029,92 | -16 505 661,58 | 236 964 955,87 | -15 247 000 | 939 000 |
Темп роста (снижения), % | 161,8 | 74,5 | 76,3 | 545,7 | 94,7 | 100,3 |
Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам | -4 115 509,30 | 5 765 528,85 | 18 683 392,34 | 727 302,85 | - | - - |
Темп роста (снижения), % | -140 | 3,9 | - | - | - | |
Продолжение таблицы 2 | ||||||
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности | -40 404 048,82 | 192 986 182,03 | 69 211 122,35 | -443 228 108,15 | -13 100 000 | -7 812 000 |
Темп роста (снижения), % | 93,7 | 132,1 | 108,7 | 48,6 | 96,9 | 98,0 |
Платежи при пользовании природными ресурсами | 329 577 781,88 | -189 302 160,78 | -39 391 520,87 | -140 813 143,58 | -16 401 000 | -4 815 000 |
Темп роста (снижения), % | 283,8 | 62,8 | 87,7 | 49,7 | 88,2 | 96,1 |
Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства | 106 340 743,32 | 30 776 506,91 | -42 279 646,56 | -63 886 795,63 | 1 796 000 | -12 692 000 |
Темп роста (снижения), % | 136,7 | 107,8 | 90,1 | 83,4 | 100,5 | 96,1 |
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов | 17 679 416,46 | -6 828 005,91 | -38 488 036,77 | -760 456,56 | - | - |
Темп роста (снижения), % | 162,2 | 85,2 | 1,9 | - | - | - |
Административные платежи и сборы | 4 555 906,58 | -2 833 679,03 | -1 145 596,32 | -877 045,73 | 47 000 | -491 000 |
Темп роста (снижения), % | 238,9 | 63,8 | 77,1 | 77,2 | 101,6 | 83,8 |
Штрафы, санкции, возмещение ущерба | 154 677 648,89 | 146 365 769,53 | 268 650 076,7 | -83 525 845,12 | 2 000 000 | 1 000 000 |
Темп роста (снижения), % | 942,6 | 184,6 | 184,1 | 85,8 | 100,4 | 100,2 |
Прочие неналоговые доходы | -117 695 540,76 | 16 053 823,48 | -410 530,01 | -564 571,54 | - | - |
Темп роста (снижения), % | -1,7 | -6,5 | 57,9 | - | - | - |
Безвозмездные поступления | -826 263 667,21 | -1 506 087 670,9 | 3 679 864 150,38 | -5 895 566 685,68 | -1 543 802 400 | 987 252 400 |
Темп роста (снижения), % | 94,6 | 89,7 | 128,1 | 64,9 | 85,8 | 110,6 |
Доходы от приносящей доход деятельности | -1 212 989 431,90 | - | - | - | - | - |
Темп роста (снижения), % | - | - | - | - | - | - |
На основе данных, представленных в таблице 3, можно сделать вывод о том, что расходы бюджета Оренбургской области увеличиваются на протяжении всего анализируемого периода, за исключением 2015 года. Наибольший удельный вес в расходах бюджета области составляют расходы на национальную экономику, образование, здравоохранение, социальную политику. В структуре расходов бюджета такие разделы бюджета, как общегосударственные вопросы, национальная экономика, национальная оборона существенных изменений не претерпели. По итогам 2012 года, расходы на национальную безопасность и правоохранительную деятельность значительно уменьшились, с 2 177 069 540,93 руб. (3,5 %) до 409 638 809,43 руб. (0,6 %) по сравнению с 2011 годом.
Расходы на жилищно-коммунальное хозяйство уменьшаются из года в год на протяжении всего анализируемого периода, с 4 826 572 024,20 руб. (7,7 %) в 2011 году до 2 551 574 000,00 руб. (3,0 %) в плановом 2017 году. Расходы на образование в отчетном периоде 2011-2014 гг. постоянно увеличиваются, с 11 494 245 270,30 руб. (18,4 %) в 2011 году до 18 106 004 350,50 руб. (22,9 %) в 2014 году.
В плановом периоде 2015-2017 гг. расходы на данный раздел значительно сокращаются. Меньше всего средств бюджета Оренбургской области направляется на охрану окружающей среды, культуру и кинематографию, физическую культуру и спорт и средства массовой информации. Расходы на физическую культуру и спорт никаких изменений практически не претерпевают.
В анализируемом периоде расходы на обслуживание и государственного и муниципального долга заметно увеличиваются: с 133 031 080,21 руб. (0,2 %) в 2011 году до 2 705 246 000,00 руб. (3,2 %) в 2017 году. Положительную динамику создает введение условно-утвержденных расходов в плановом периоде 2016-2017 гг.
Таблица 3 – Состав и структура расходов в бюджете Оренбургской области за период 2011-2017 гг., тыс. руб.
2011 г. | 2012 г. | 2013 г. | 2014 г. | 2015 г. | 2016 г. | 2017 г. | |
Расходы бюджета - всего | 62 361 717 276,45 | 68 013 316 532,72 | 74 174 275 644,94 | 78 925 290 911,77 | 77 658 295 900,0 | 81 793 289 100,0 | 85 356 538 000, 0 |
Общегосударственные вопросы | 1 331 853 340,98 | 1 300 807 755,45 | 1 507 896 617,14 | 1 935 132 278,11 | 2 050 489 500,0 | 1 970 045 400,0 | 1 851 895 700,0 |
Уд. вес, % | 2,1 | 1,9 | 2,0 | 2,4 | 2,6 | 2,4 | 2,2 |
Национальная оборона | 45 654 671,0 | 50 624 800,0 | 50 777 350,0 | 51 133 517,16 | 53 800 200,0 | 54 384 300,0 | 52 589 100,0 |
Уд. вес, % | 0,1 | 0,1 | 0,1 | 0,1 | 0,1 | 0,1 | 0,1 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность | 2 177 069 540,93 | 409 638 809,43 | 411 973 910,28 | 314 635 103,23 | 304 628 800,0 | 305 489 400,0 | 325 788 200,0 |
Уд. вес, % | 3,5 | 0,6 | 0,6 | 0,4 | 0,4 | 0,4 | 0,4 |
Национальная экономика | 9 829 919 153,03 | 12 677 803 155,13 | 14 490 509 948,3 | 12 293 458 426,57 | 11 352 354 500,0 | 12 692 587 500,0 | 13 645 243 100,0 |
Уд. вес, % | 15,8 | 18,6 | 19,5 | 15,6 | 14,6 | 15,5 | 16,0 |
Жилищно-коммунальное хозяйство | 4 826 572 024,2 | 3 786 214 868,25 | 3 529 078 858,14 | 3 391 308 481,58 | 3 288 719 000,0 | 2 769 362 300,0 | 2 551 574 000,0 |
Уд. вес, % | 7,7 | 5,6 | 4,7 | 4,3 | 4,2 | 3,4 | 3,0 |
Охрана окружающей среды | 150 831 197,14 | 172 930 781,06 | 200 041 772,98 | 202 704 076,86 | 211 704 200,0 | 214 713 300,0 | 216 595 600,0 |
Уд. вес, % | 0,2 | 0,2 | 0,3 | 0,3 | 0,3 | 0,3 | 0,2 |
Образование | 11 494 245 270,3 | 13 533 926 281,34 | 15 692 373 279,51 | 18 106 004 350,50 | 16 974 058 400,0 | 17 020 573 500,0 | 17 096 438 800,0 |
Уд. вес, % | 18,4 | 19,9 | 21,1 | 22,9 | 21,9 | 20,8 | 20,0 |
Культура, Кинематография | 728 315 854,25 | 1 130 494 936,62 | 1 319 466 898,07 | 1 023 456 611,77 | 859 359 000,0 | 771 202 200,0 | 866 217 500,0 |
Уд. вес, % | 1,2 | 1,7 | 1,8 | 1,3 | 1,1 | 0,9 | 1,0 |
Здравоохранение | 12 536 574 163,16 | 14 688 062 616,38 | 13 777 243 189,27 | 15 865 961 067,54 | 16 755 898 100,0 | 17 139 953 400,0 | 17 319 450 000,0 |
Уд. вес, % | 20,1 | 21,6 | 18,6 | 20,1 | 21,6 | 21,0 | 20,3 |
Социальная политика | 12 614 289 376,02 | 14 066 764 331,97 | 14 925 627 048,14 | 17 817 516 157,14 | 17 101 905 800,0 | 17 728 339 200,0 | 18 346 510 400,0 |
Продолжение таблицы 3 | |||||||
Уд. вес, % | 20,2 | 20,7 | 20,1 | 22,6 | 22,0 | 21,7 | 21,5 |
Физическая культура и спорт | 1 011 232 122,01 | 961 179 405,68 | 1 224 490 918,6 | 1 004 454 804,81 | 996 025 400,0 | 1 121 433 700,0 | 955 413 700,0 |
Уд. вес, % | 1,6 | 1,4 | 1,6 | 1,3 | 1,3 | 1,4 | 1,1 |
Средства массовой информации | 101 373 878,62 | 100 153 741,93 | 107 026 508,0 | 118 388 547,92 | 117 022 800,0 | 117 022 800,0 | 117 022 800,0 |
Уд. вес, % | 0,2 | 0,1 | 0,1 | 0,1 | 0,1 | 0,1 | 0,1 |
Обслуживание государственного и муниципального долга | 133 031 080,21 | 180 515 778,74 | 714 102 716,22 | 1 345 483 157,54 | 1 959 750 600,0 | 2 267 578 000,0 | 2 705 246 000,0 |
Уд. вес, % | 0,2 | 0,3 | 1,0 | 1,7 | 2,5 | 2,8 | 3,2 |
Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований | 5 380 755 604,6 | 4 954 199 270,74 | 6 223 666 630,29 | 5 455 654 331,04 | 5 632 579 600,0 | 5 620 604 100,0 | 5 306 553 100,0 |
Уд. вес, % | 8,6 | 7,3 | 8,4 | 6,9 | 7,3 | 6,9 | 6,2 |
Условно-утвержденные расходы* | - | - | - | - | - | 2 000 000 000,00 | 4 000 000 000,00 |
Уд. вес, % | - | - | - | - | - | 2,4 | 4,7 |
Результат исполнения бюджета (дефицит "--", профицит "+") | -1 229 359 371,72 | -2 531 450 828,40 | -10 867 076 116,52 | -3 036 299 122,25 | -6 033 710 300,0 | -6 162 748 900,0 | -5 050 379 400,0 |
Анализ данных, представленных в таблице 4, позволяет сделать вывод о том, что в отчетном периоде 2011-2014 гг. наблюдается рост расходов бюджета Оренбургской области в целом. В плановом периоде 2015-2017 гг. темпы роста расходов бюджета заметно снижаются. В 2015 году расходы бюджета уменьшаться на 1266 995 011,77 руб. или 1,6 % по сравнению с 2014 годом.
Наибольший темп роста расходов на общегосударственные вопросы в анализируемом периоде зафиксирован в 2014 году - 128,3 % к уровню 2013 года. Расходы на национальную оборону увеличиваются на протяжении всего анализируемого периода, за исключением планового 2017 года, когда на данный раздел планируется направить на 1 795 200 руб. меньше, чем в 2016 году. В период 2011-2017 гг. расходы на национальную безопасность и правоохранительную деятельность претерпевают существенные изменения.
По итогам 2012 года на раздел было направлено на 1 767 430 731,5 руб. меньше по сравнению с 2011 годом – темп снижения составил 18,8 %. Наибольший темп роста расходов на национальную экономику зафиксирован в 2012 году: расходы на раздел увеличились на 2 847 884 002,1 руб. или на 29,0 %. Темп роста по итогам 2013 года составил 114,3 % к уровню предыдущего года.
По итогам отчетного 2014 года расходы на раздел уменьшились на 2 197 051 521,73 руб. или на 15,2 % по сравнению с 2013 годом. Расходы на ЖКХ сокращаются из года в год. Максимальный темп снижения зафиксирован в 2012 году, когда расходы на раздел уменьшились на 1 040 357 155,95 руб., а темп снижения составил 78,4 % к уровню предыдущего года. Расходы на образование в отчетном периоде увеличиваются в среднем на 15 % в год. Расходы на культуру и кинематографию увеличились в 2012 году более чем в 1,5 раза по сравнению с 2011 годом. С 2014 года наблюдается тенденция к снижению расходов на данный раздел. Максимальный темп роста расходов на здравоохранение зафиксирован в 2012 году – 117,2 % к уровню предыдущего года. Самые значительные изменения в расходах бюджета Оренбургской наблюдается в разделе обслуживания государственного и муниципального долга. В 2013 году расходы на раздел увеличились на 533 586 937,48 руб. по сравнению с 2012 годом, а темп роста составил 395,6 %. В анализируемом периоде существенные изменения претерпевает раздел межбюджетных трансфертов общего характера бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований. Максимальный темп роста зафиксирован по итогам 2013 года - 125,6 % к уровню 2012 года.
Исходя из данных, представленных в таблице 5, можно сделать вывод о том, что бюджет Оренбургской области в течение всего анализируемого периода исполняется с дефицитом. Максимальный уровень дефицита зафиксирован по итогам 2013 года (-10 867 076 116,52 руб.), минимальный – по итогам 2011 года (-1 229 359 371,72 руб.). В период 2015-2017 гг., бюджет Оренбургской области планируется исполнить с дефицитом более чем в 5 млрд. руб. ежегодно.
Таблица 4 - Динамика изменения расходов в бюджете Оренбургской области в 2011-2017 гг.
Отклонение (+, -), руб. | ||||||
2012 от 2011 гг. | 2013 от 2012 гг. | 2014 от 2013 гг. | 2015 от 2014 гг. | 2016 от 2015 гг. | 2017 от 2016 гг. | |
Расходы бюджета - всего | 5 651 599 256,27 | 6 160 959 112,22 | 4 751 015 266,83 | -1266 995 011,77 | 4 134 993 200 | 3 563 248 900 |
Темп роста (снижения), % | 109,1 | 109,1 | 106,4 | 98,4 | 105,3 | 104,4 |
В том числе: | ||||||
Общегосударственные вопросы | -31 045 585,53 | 207 088 861,69 | 427 235 660,97 | 115 357 221,89 | -80 444 100 | -118 149 700 |
Темп роста (снижения), % | 97,7 | 115,9 | 128,3 | 106,0 | 96,1 | 94,0 |
Национальная оборона | 4 970 129 | 152 550 | 356 167,16 | 2 666 682,84 | 584 100 | -1 795 200 |
Темп роста (снижения), % | 110,9 | 100,3 | 100,7 | 105,2 | 101,1 | 96,7 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность | -1 767 430 731,5 | 2 335 100,85 | -97 338 807,05 | -10 006 303,23 | 860 600 | 20 298 800 |
Темп роста (снижения), % | 18,8 | 100,6 | 76,4 | 96,8 | 100,3 | 106,6 |
Национальная экономика | 2 847 884 002,1 | 1 812 706 793,17 | -2 197 051 521,73 | -941 103 926,57 | 1 340 233 000 | 952 655 600 |
Темп роста (снижения), % | 129,0 | 114,3 | 84,8 | 92,3 | 111,8 | 107,5 |
Жилищно-коммунальное хозяйство | -1 040 357 155,95 | -257 136 010,11 | -137 770 376,56 | -102 589 481,58 | -519 356 700 | -217 788 300 |
Темп роста (снижения), % | 78,4 | 93,2 | 96,1 | 97,0 | 84,2 | 92,1 |
Охрана окружающей среды | 22 099 583,92 | 27 110 991,92 | 2 662 303,88 | 9 000 123,14 | 3 009 100 | 1 882 300 |
Темп роста (снижения), % | 114,6 | 115,7 | 101,3 | 104,4 | 101,4 | 100,9 |
Образование | 2 039 681 011,04 | 2 158 446 998,17 | 2 413 631 070,99 | -1 131 945 950,5 | 46 515 100 | 75 865 300 |
Темп роста (снижения), % | 117,7 | 115,9 | 115,4 | 93,7 | 100,3 | 100,4 |
Культура, кинематография | 402 179 082,37 | 188 971 961,45 | -296 010 286,3 | -164 097 611,77 | -88 156 800 | 95 015 300 |
Темп роста (снижения), % | 155,2 | 116,7 | 77,6 | 84,0 | 89,7 | 112,3 |
Здравоохранение | 2151 488 453,22 | -910 819 427,11 | 2 088 717 878,27 | 889 937 032,46 | 384 055 300 | 179 496 600 |
Темп роста (снижения), % | 117,2 | 93,8 | 115,2 | 105,6 | 102,3 | 101,0 |
Социальная политика | 1 452 474 955,95 | 858 862 716,17 | 2 891 889 109 | -715 610 357,14 | 626 433 400 | 618 171 200 |
Темп роста (снижения), % | 111,5 | 106,1 | 119,4 | 96,0 | 103,7 | 103,5 |
Физическая культура и спорт | -50 052 716,33 | 263 311 512,92 | -220 036 113,79 | -8 429 404,81 | 125 408 300 | -166 020 000 |
Темп роста (снижения), % | 95,0 | 127,4 | 82,0 | 99,2 | 112,6 | 85,2 |
Продолжение таблицы 4 | ||||||
Средства массовой информации | -1 220 136,69 | 6 872 766,07 | 11 362 039,92 | -1 365 747,92 | 0,00 | 0,00 |
Темп роста (снижения), % | 98,8 | 106,9 | 110,6 | 98,8 | 100,0 | 100,0 |
Обслуживание государственного и муниципального долга | 47 484 698,53 | 533 586 937,48 | 631 380 441,32 | 614 267 442,46 | 307 827 400 | 437 668 000 |
Темп роста (снижения), % | 135,7 | 395,6 | 188,4 | 145,6 | 115,7 | 119,3 |
Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований | -426 556 333,86 | 1 269 467 359,55 | -768 012 299,25 | 176 925 268,96 | -11 975 500 | -314 051 000 |
Темп роста (снижения), % | 92,1 | 125,6 | 87,7 | 103,2 | 99,8 | 94,4 |
Условно-утвержденные расходы* | - | - | - | - | 2 000 000 000,0 | 2 000 000 000,0 |
Темп роста (снижения), % | - | - | - | - | - | 100,0 |
Результат исполнения бюджета (дефицит "--", профицит "+") | -1 302 091 456,68 | -8 335 625 288,12 | 7 830 776 994,27 | -2 997 411 177,75 | -129 038 600 | 1 112 369 500 |
Таблица 5 – Объемы дефицита/профицита в бюджете Оренбургской области в 2011-2017 гг.
2011 г. | 2012 г. | 2013 г. | 2014 г. | 2015 г. | 2016 г. | 2017 г. | |
Доходы бюджета | 61 132 357 904,73 | 65 481 865 704,32 | 63 307 199 528,42 | 75 888 991 789,52 | 71 624 585600,0 | 75 630 540200,0 | 80 306 158600,0 |
Расходы бюджета | 62 361 717 276,45 | 68 013 316 532,72 | 74 174 275 644,94 | 78 925 290 911,77 | 77 658 295 900,0 | 81 793 289 100,0 | 85 356 538 000, 0 |
Результат исполнения бюджета (дефицит "-", профицит "+") | -1 229 359 371,72 | -2 531 450 828,4 | -10 867 076 116,52 | -3 036 299 122,25 | -6 033 710 300,0 | -6 162 748 900,0 | -5 050 379 400,0 |
Показатели социально-экономического развития Оренбургской области за период 2011-2017 гг., характеризуют в целом положительную динамику. Наблюдается рост практически по всем показателям. Исключением является лишь 2013 год, когда индекс промышленного производства снизился к уровню предыдущего года на 3,4 %. Валовый региональный продукт заметно вырос за отчетный период: с 530 978,0 млн. руб. в 2011 году до 715 334,2 млн. руб. в 2014 году, хотя темпы роста замедляются. Исходя из двух вариантов развития событий в плановом периоде 2015-2017 гг., рассматривая даже худший сценарий можно сделать вывод о том, что наблюдается тенденция к росту экономики области в целом.
Реальные располагаемые денежные доходы населения увеличиваются практически на протяжении всего анализируемого периода в среднем на 4-5 % ежегодно. Численность населения Оренбургской области сокращается из года в год, с 2 031 497 чел. в 2011 году до 2 008 566 чел. в 2014 году. Индекс потребительских цен имеет тенденцию к снижению в анализируемом периоде, с 8,7 % в 2011 году до 4,2 % в 2017 году.
Таблица 6 – Показатели социально-экономического развития Оренбургской области за период 2011-2017 гг., тыс. руб.