Оценка сбалансированности бюджета Оренбургской области

Анализ сбалансированности бюджета Оренбургской области

 

Оценка сбалансированности бюджета Оренбургской области

 

 

Анализ данных, представленных в таблице 1, показывает, что доля налоговых и неналоговых доходов в доходах бюджета Оренбургской области увеличивается из года в год на протяжении всего анализируемого периода, за исключением 2014 года. Сумма поступлений в бюджет налога на прибыль организаций также увеличивается в период с 2011-2017 гг., за исключением 2013 года. По итогам отчетного 2013 года в бюджет Оренбургской области поступило на 3 079 278 271,51 руб. меньше, чем в 2012 году. Доля налога на доходы физических лиц за анализируемый период времени увеличилась с 17,1 % в 2011 году до 24,2 % в плановом 2017 году.

Сумма поступлений от акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории РФ увеличивается от 3 904 941 282,40 руб. в 2011 году до 4 753 472 497,96 руб. в 2013 году. По итогам отчетного 2014 года в бюджет Оренбургской области поступило на 836 914 748,73 руб. меньше, чем в 2013 году. Доля поступлений от налога на имущество организаций увеличивается из года в год в анализируемом периоде, с 8,9 % в 2011 году до 14,4 % в плановом 2017 году. Доля транспортного налога практически неизменна в анализируемом периоде.

Наименьшую долю в налоговых и неналоговых доходах составляют: налог, взимаемый с применением упрощенной системы налогообложения, налог на игорный бизнес, налог на добычу полезных ископаемых, государственная пошлина, доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, платежи при пользовании природными ресурсами, доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства, доходы от продажи материальных и нематериальных активов, административные платежи и сборы, штрафы, санкции, возмещение ущерба.

Доля безвозмездных поступлений в доходах бюджета Оренбургской области уменьшилась с 15 439 435 473,41 руб. (25,2 %) в 2011 году до 10 334 831600,00 руб. (12,9 %) в плановом 2017 году.


Таблица 1 – Состав и структура доходов в бюджете Оренбургской области за период 2011-2017 гг., руб.

 

  2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г.
Доходы бюджета - всего 61 2 357 904,73 65 481 865 704,32 63 307 199 528,42 75 888 991 789,52 71 624 585 600,00 75 630 540200,0 80 306 158 600,0
Налоговые и неналоговые доходы 44 479 932 999,42 50 868 693 898,12 50 200 115 393,12 59 102 043 503,84 60 733 204 000,00 66 282 961 000,0 69 971 327 000,0
В % к общей сумме доходов 72,8 77,7 79,3 77,9 84,8 87,6 87,1
В том числе:              
Налог на прибыль организаций 22 983 220 595,67 24 803 742 088,62 21 724 463 817,11 27 526 164 579,51 27 758 951 000,0 29 607 362 000,0 31 129 543 000,0
Уд. вес, % 37,6 37,9 34,3 36,3 38,7 39,1 38,8
НДФЛ 10 485 178 160,59 11 929 339 690,59 12 760 368 014,64 15 768 968 180,34 16 862 379 000,0 18 051 037 000,0 19 455 771 000,0
Уд. вес, % 17,1 18,2 20,1 20,8 23,5 23,9 24,2
Акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории РФ 3 904 941 282,4 4 465 753 397,13 4 753 472 497,96 3 916 557 749,23 3 735 532 000,0 4 933 924 000,0 4 136 319 000,0
Уд. вес, % 6,4 6,8 7,5 5,2 5,2 6,5 5,1
Налог, взимаемый с применением УСН 3 979 848,68 190 926 856,76 215 463 778,29 235 859 375,61 242 706 000,0 249 987 000,0 257 487 000,0
Уд. вес, % 0,0 0,3 0,3 0,3 0,3 0,3 0,3
Налог на имущество организаций 5 434 103 092,06 6 308 361 554,33 7 358 425 446,81 7 929 050 616,72 8 874 739 000,0 10 096 302 000,0 11 565 578 000,0
Уд. вес, % 8,9 9,6 11,6 10,4 12,4 13,3 14,4
Транспортный налог - 905 103 783,49 885 060 588,29 929 235 883,21 987 006 000,0 1 042 233 000,0 1 101 435 000,0
Уд. вес, % - 1,4 1,4 1,2 1,4 1,4 1,4
Налог на игорный бизнес -4 986 297,58 1 450 346,78 3 729 000,0 3 389 139,70 3 444 000,0 3 444 000,0 3 444 000,0
Уд. вес, % - 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0
НДПИ 356 634 443,99 446 794 254,38 505 652 054,18 617 653 666,23 590 701 000,0 661 831 000,0 708 780 000,0
Уд. вес, % 0,6 0,7 0,8 0,8 0,8 0,9 0,9
Государственная пошлина 57 801 628,9 93 548 735,63 69 670 705,71 53 165 044,13 290 130 000,0 274 883 000,0 275 822 000,0
Уд. вес, % 0,1 0,1 0,1 0,1 0,4 0,4 0,3

 

Продолжение таблицы 1

Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам -4 115 509,30 5 765 528,85 18 683 392,34 727 302,85 - - -
Уд. вес, % - - - - - - -
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности 641 377 852,59 600 973 803,77 793 959 985,8 863 171 108,15 419 943 000,0 406 843 000,0 399 031 000,0
Уд. вес, % 1,0 0,9 1,2 1,1 0,6 0,5 0,5
Платежи при пользовании природными ресурсами 179 328 043,35 508 905 825,23 319 603 664,45 280 212 143,58 139 399 000,0 122 998 000,0 118 183 000,0
Уд. вес, % 0,3 0,8 0,5 0,4 0,2 0,2 0,1
Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства 289 819 191,96 396 159 935,28 426 936 442,19 384 656 795,63 320 770 000,0 322 566 000,0 309 874 000,0
Уд. вес, % 0,5 0,6 0,7 0,5 0,4 0,4 0,4
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов 28 397 082,78 46 076 499,24 39 248 493,33 760 456,56 - - -
Уд. вес, % 0,0 0,1 0,1 0,0 - - -
Административные платежи и сборы 3 279 414,50 7 835 321,08 5 001 642,05 3 856 045,73 2 979 000,0 3 026 000,0 2 535 000,0
Уд. вес, % 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0
Штрафы, санкции, возмещение ущерба 18 357 350,00 173 034 998,89 319 400 768,42 588 050 845,12 504 525 000,0 506 525 000,0 507 525 000,0
Уд. вес, % 0,0 0,3 0,5 0,8 0,7 0,7 0,6
Прочие неналоговые доходы 102 616 818,83 -15 078 721,93 975 101,55 564 571,54 - - -
Уд. вес, % 0,2 - 0,0 0,0 - - -
Безвозмездные поступления 15 439 435 473,41 14 613 171 806,2 13 107 084 135,3 16 786 948 285,68 10 891 381 600,0 9 347 579 200,0 10 334 831 600,0
Уд. вес, % 25,2 22,3 20,7 22,1 15,2 12,4 12,9
Доходы от приносящей доход деятельности 1 212 989 431,9 - - - - - -
Уд. вес, % 2,0 - - - - - -

Исходя из данных, представленных в таблице 2, можно сделать вывод о том, что за отчетный период 2011-2014 гг., поступления налоговых и неналоговых доходов по итогам 2012 года по сравнению с 2011 годом увеличились на 6 388 760 898,7 руб. или на 14,4 %.

По итогам отчетного 2013 года наблюдается уменьшение налоговых и неналоговых доходов в бюджете Оренбургской области на 668 578 505 руб. или на 1,3 %. В 2014 году поступления от налоговых и неналоговых доходов увеличились на 8 901 928 110,72 руб. или на 17,7 %. В плановом 2015-2017 гг. ожидается незначительное увеличение налоговых и неналоговых доходов в бюджете Оренбургской области.

Поступления от налога на прибыль организаций уменьшились по итогам 2013 года на 3 079 278 271,51 руб. или на 12,4 % по сравнению с 2012 годом. Наибольший рост зафиксирован в 2014 году, где сумма налога увеличилась по сравнению с 2013 годом на 26,7 %. В плановом периоде ожидается незначительное увеличение поступлений от налога на прибыль организаций в бюджет Оренбургской области. Наибольший рост поступлений от налога на доходы физических лиц зафиксирован в 2014 году (23,6 %).

Темп роста акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории РФ снижается в течение отчетного периода, а по итогам 2014 года наблюдается уменьшение поступлений от акцизов на 17,6 %. Наибольший рост поступлений ожидается в 2016 году: планируется увеличение на 1 198 392 000 руб. или на 32,0 %.

По итогам 2012 года поступления налога, взимаемого с применением упрощенной системы налогообложения увеличились на 186 947 008,08 руб. по сравнению с 2011 годом. Это связано, в первую очередь, с тем, что применяться данная система начала с 2011 года. Поступления от налога на имущество организаций увеличивается в анализируемом периоде из года в год стабильными темпами. По итогам 2013 года наблюдается существенное изменение в поступлениях от налога на игорный бизнес в бюджет Оренбургской области: сумма поступлений увеличилась по сравнению с 2012 годом на 2 278 653,22 руб. или на 157, 1 %. По итогам 2014 года в бюджет поступило на 339 860,3 руб. или на 9,1 % по сравнению с 2013 годом. В плановом периоде поступления от налога на игорный бизнес практически неизменны.

Наибольшее увеличение доходов от поступления налога на добычу полезных ископаемых наблюдается по итогам 2012 года. В бюджет Оренбургской области поступило на 90 159 810,39 руб. или на 25,3 % больше по сравнению с 2011 годом. В анализируемом периоде в целом наблюдается рост поступления от налога в бюджет, лишь в 2015 году ожидается получить на 26 952 666,23 руб. меньше по сравнению с 2014 годом. Поступления в бюджет доходов от государственной пошлины достаточно нестандартны в анализируемом периоде. По итогам 2012 года в бюджет поступило на 35 747 106,73 руб. или 61,8 % по сравнению с 2011 годом. В 2013-2014 году темп снижения от поступлений в бюджет государственной пошлины составил более 20 %. В 2015 году ожидается получить в бюджет доходов от государственной пошлины на 236 964 955,87 руб. или 445, 7% больше, чем в 2014 году.

Прочие налоговые и неналоговые доходы, являющиеся несущественными для бюджета Оренбургской области, изменяются в анализируемом периоде достаточно нестабильно. Так, например, платежи при пользовании природными ресурсами увеличились по в 2012 году на 183,8 % по сравнению с 2011 годом. В период 2013-2017 гг. сумма поступлений от данных платежей уменьшается из года в год. Поступления от административных платежей и сборов уменьшаются в анализируемом периоде, за исключением 2012 года: темп роста составил 138,9 %.

Поступления от штрафов, санкций увеличиваются в отчетном периоде достаточно существенными темпами, так, в 2012 году в бюджет поступило на 154 677 648,89 руб. или на 842,6 % больше, чем в 2011 году.



Таблица 2 – Динамика изменения доходов в бюджете Оренбургской области в 2011-2017 гг.

 

    Отклонение (+, -),руб.
2012 от 2011 гг. 2013 от 2012 гг. 2014 от 2013 гг. 2015 от 2014 гг. 2016 от 2015 гг. 2017 от 2016 гг.
Доходы бюджета - всего 4 349 507 799,59 -2 174 666 175,9 12 581 792 261,1 -4 264 406 189,52 4 005 954 600 4 675 618 400
Темп роста (снижения), % 107,1 96,7 119,9 94,4 105,6 106,2
Налоговые и неналоговые доходы 6 388 760 898,7 -668 578 505 8 901 928 110,72 1 631 160 496,16 5 549 757 000 3 688 366 000
Темп роста (снижения), % 114,4 98,7 117,7 102,8 109,1 105,6
В том числе:            
Налог на прибыль организаций 1 820 521 492,95 -3 079 278 271,51 5 801 700 762,4 232 786 420,49 1 848 411 000 1 522 181 000
Темп роста (снижения), % 107,9 87,6 126,7 100,8 106,6 105,1
Налог на доходы физических лиц 1 444 161 530 831 028 324,05 3 008 600 165,7 1 093 410 819,66 1 188 658 000 1 404 734 000
Темп роста (снижения), % 113,8 123,6 106,9 107,8
Акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории РФ 560 812 114,73 287 719 100,83 -836 914 748,73 -181 025 749,23 1 198 392 000 -797 605 000
Темп роста (снижения), % 114,4 106,4 82,4 95,4 132,0 83,8
Налог, взимаемый с применением УСН 186 947 008,08 24 536 921,53 20 395 597,32 6 846 624,39 7 281 000 7 500 000
Темп роста (снижения), % 4 797,3 112,8 109,5 102,9
Налог на имущество организаций 874 258 462,27 1 050 063 892,48 570 625 169,91 945 688 383,28 1 221 563 000 1 469 276 000
Темп роста (снижения), % 116,6 107,7 111,9 113,8 114,5
Транспортный налог 905 103 783,49 -20 043 195,2 44 175 294,92 57 770 116,79 55 227 000 59 202 000
Темп роста (снижения), % - 97,8 106,2 105,6 105,6
Налог на игорный бизнес 6436644,36 2278653,22 -339860,3 54860,3
Темп роста (снижения), % -29 257,1 90,9 101,6
Налог на добычу полезных ископаемых 90 159 810,39 58 857 799,8 112 001 612,05 -26 952 666,23 71 130 000 46 949 000
Темп роста (снижения), % 125,3 113,2 122,1 95,6
Государственная пошлина 35 747 106,73 -23 878 029,92 -16 505 661,58 236 964 955,87 -15 247 000 939 000
Темп роста (снижения), % 161,8 74,5 76,3 545,7 94,7 100,3
Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам -4 115 509,30 5 765 528,85 18 683 392,34 727 302,85 - - -
Темп роста (снижения), % -140 3,9 - - -
  Продолжение таблицы 2  
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности -40 404 048,82 192 986 182,03 69 211 122,35 -443 228 108,15 -13 100 000 -7 812 000
Темп роста (снижения), % 93,7 132,1 108,7 48,6 96,9 98,0
Платежи при пользовании природными ресурсами 329 577 781,88 -189 302 160,78 -39 391 520,87 -140 813 143,58 -16 401 000 -4 815 000
Темп роста (снижения), % 283,8 62,8 87,7 49,7 88,2 96,1
Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства 106 340 743,32 30 776 506,91 -42 279 646,56 -63 886 795,63 1 796 000 -12 692 000
Темп роста (снижения), % 136,7 107,8 90,1 83,4 100,5 96,1
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов 17 679 416,46 -6 828 005,91 -38 488 036,77 -760 456,56 - -
Темп роста (снижения), % 162,2 85,2 1,9 - - -
Административные платежи и сборы 4 555 906,58 -2 833 679,03 -1 145 596,32 -877 045,73 47 000 -491 000
Темп роста (снижения), % 238,9 63,8 77,1 77,2 101,6 83,8
Штрафы, санкции, возмещение ущерба 154 677 648,89 146 365 769,53 268 650 076,7 -83 525 845,12 2 000 000 1 000 000
Темп роста (снижения), % 942,6 184,6 184,1 85,8 100,4 100,2
Прочие неналоговые доходы -117 695 540,76 16 053 823,48 -410 530,01 -564 571,54 - -
Темп роста (снижения), % -1,7 -6,5 57,9 - - -
Безвозмездные поступления -826 263 667,21 -1 506 087 670,9 3 679 864 150,38 -5 895 566 685,68 -1 543 802 400 987 252 400
Темп роста (снижения), % 94,6 89,7 128,1 64,9 85,8 110,6
Доходы от приносящей доход деятельности -1 212 989 431,90 - - - - -
Темп роста (снижения), % - - - - - -

На основе данных, представленных в таблице 3, можно сделать вывод о том, что расходы бюджета Оренбургской области увеличиваются на протяжении всего анализируемого периода, за исключением 2015 года. Наибольший удельный вес в расходах бюджета области составляют расходы на национальную экономику, образование, здравоохранение, социальную политику. В структуре расходов бюджета такие разделы бюджета, как общегосударственные вопросы, национальная экономика, национальная оборона существенных изменений не претерпели. По итогам 2012 года, расходы на национальную безопасность и правоохранительную деятельность значительно уменьшились, с 2 177 069 540,93 руб. (3,5 %) до 409 638 809,43 руб. (0,6 %) по сравнению с 2011 годом.

Расходы на жилищно-коммунальное хозяйство уменьшаются из года в год на протяжении всего анализируемого периода, с 4 826 572 024,20 руб. (7,7 %) в 2011 году до 2 551 574 000,00 руб. (3,0 %) в плановом 2017 году. Расходы на образование в отчетном периоде 2011-2014 гг. постоянно увеличиваются, с 11 494 245 270,30 руб. (18,4 %) в 2011 году до 18 106 004 350,50 руб. (22,9 %) в 2014 году.

В плановом периоде 2015-2017 гг. расходы на данный раздел значительно сокращаются. Меньше всего средств бюджета Оренбургской области направляется на охрану окружающей среды, культуру и кинематографию, физическую культуру и спорт и средства массовой информации. Расходы на физическую культуру и спорт никаких изменений практически не претерпевают.

В анализируемом периоде расходы на обслуживание и государственного и муниципального долга заметно увеличиваются: с 133 031 080,21 руб. (0,2 %) в 2011 году до 2 705 246 000,00 руб. (3,2 %) в 2017 году. Положительную динамику создает введение условно-утвержденных расходов в плановом периоде 2016-2017 гг.


Таблица 3 – Состав и структура расходов в бюджете Оренбургской области за период 2011-2017 гг., тыс. руб.

 

  2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г.
Расходы бюджета - всего 62 361 717 276,45 68 013 316 532,72 74 174 275 644,94 78 925 290 911,77 77 658 295 900,0 81 793 289 100,0 85 356 538 000, 0
Общегосударственные вопросы 1 331 853 340,98 1 300 807 755,45 1 507 896 617,14 1 935 132 278,11 2 050 489 500,0 1 970 045 400,0 1 851 895 700,0
Уд. вес, % 2,1 1,9 2,0 2,4 2,6 2,4 2,2
Национальная оборона 45 654 671,0 50 624 800,0 50 777 350,0 51 133 517,16 53 800 200,0 54 384 300,0 52 589 100,0
Уд. вес, % 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 2 177 069 540,93 409 638 809,43 411 973 910,28 314 635 103,23 304 628 800,0 305 489 400,0 325 788 200,0
Уд. вес, % 3,5 0,6 0,6 0,4 0,4 0,4 0,4
Национальная экономика 9 829 919 153,03 12 677 803 155,13 14 490 509 948,3 12 293 458 426,57 11 352 354 500,0 12 692 587 500,0 13 645 243 100,0
Уд. вес, % 15,8 18,6 19,5 15,6 14,6 15,5 16,0
Жилищно-коммунальное хозяйство 4 826 572 024,2 3 786 214 868,25 3 529 078 858,14 3 391 308 481,58 3 288 719 000,0 2 769 362 300,0 2 551 574 000,0
Уд. вес, % 7,7 5,6 4,7 4,3 4,2 3,4 3,0
Охрана окружающей среды 150 831 197,14 172 930 781,06 200 041 772,98 202 704 076,86 211 704 200,0 214 713 300,0 216 595 600,0
Уд. вес, % 0,2 0,2 0,3 0,3 0,3 0,3 0,2
Образование 11 494 245 270,3 13 533 926 281,34 15 692 373 279,51 18 106 004 350,50 16 974 058 400,0 17 020 573 500,0 17 096 438 800,0
Уд. вес, % 18,4 19,9 21,1 22,9 21,9 20,8 20,0
Культура, Кинематография 728 315 854,25 1 130 494 936,62 1 319 466 898,07 1 023 456 611,77 859 359 000,0 771 202 200,0 866 217 500,0
Уд. вес, % 1,2 1,7 1,8 1,3 1,1 0,9 1,0
Здравоохранение 12 536 574 163,16 14 688 062 616,38 13 777 243 189,27 15 865 961 067,54 16 755 898 100,0 17 139 953 400,0 17 319 450 000,0
Уд. вес, % 20,1 21,6 18,6 20,1 21,6 21,0 20,3
Социальная политика 12 614 289 376,02 14 066 764 331,97 14 925 627 048,14 17 817 516 157,14 17 101 905 800,0 17 728 339 200,0 18 346 510 400,0
Продолжение таблицы 3  
Уд. вес, % 20,2 20,7 20,1 22,6 22,0 21,7 21,5
Физическая культура и спорт 1 011 232 122,01 961 179 405,68 1 224 490 918,6 1 004 454 804,81 996 025 400,0 1 121 433 700,0 955 413 700,0
Уд. вес, % 1,6 1,4 1,6 1,3 1,3 1,4 1,1
Средства массовой информации 101 373 878,62 100 153 741,93 107 026 508,0 118 388 547,92 117 022 800,0 117 022 800,0 117 022 800,0
Уд. вес, % 0,2 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1
Обслуживание государственного и муниципального долга 133 031 080,21 180 515 778,74 714 102 716,22 1 345 483 157,54 1 959 750 600,0 2 267 578 000,0 2 705 246 000,0
Уд. вес, % 0,2 0,3 1,0 1,7 2,5 2,8 3,2
Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований 5 380 755 604,6 4 954 199 270,74 6 223 666 630,29 5 455 654 331,04 5 632 579 600,0 5 620 604 100,0 5 306 553 100,0
Уд. вес, % 8,6 7,3 8,4 6,9 7,3 6,9 6,2
Условно-утвержденные расходы* - - - - - 2 000 000 000,00 4 000 000 000,00
Уд. вес, % - - - - - 2,4 4,7
Результат исполнения бюджета (дефицит "--", профицит "+") -1 229 359 371,72 -2 531 450 828,40 -10 867 076 116,52 -3 036 299 122,25 -6 033 710 300,0 -6 162 748 900,0 -5 050 379 400,0

 

 


Анализ данных, представленных в таблице 4, позволяет сделать вывод о том, что в отчетном периоде 2011-2014 гг. наблюдается рост расходов бюджета Оренбургской области в целом. В плановом периоде 2015-2017 гг. темпы роста расходов бюджета заметно снижаются. В 2015 году расходы бюджета уменьшаться на 1266 995 011,77 руб. или 1,6 % по сравнению с 2014 годом.

Наибольший темп роста расходов на общегосударственные вопросы в анализируемом периоде зафиксирован в 2014 году - 128,3 % к уровню 2013 года. Расходы на национальную оборону увеличиваются на протяжении всего анализируемого периода, за исключением планового 2017 года, когда на данный раздел планируется направить на 1 795 200 руб. меньше, чем в 2016 году. В период 2011-2017 гг. расходы на национальную безопасность и правоохранительную деятельность претерпевают существенные изменения.

По итогам 2012 года на раздел было направлено на 1 767 430 731,5 руб. меньше по сравнению с 2011 годом – темп снижения составил 18,8 %. Наибольший темп роста расходов на национальную экономику зафиксирован в 2012 году: расходы на раздел увеличились на 2 847 884 002,1 руб. или на 29,0 %. Темп роста по итогам 2013 года составил 114,3 % к уровню предыдущего года.

По итогам отчетного 2014 года расходы на раздел уменьшились на 2 197 051 521,73 руб. или на 15,2 % по сравнению с 2013 годом. Расходы на ЖКХ сокращаются из года в год. Максимальный темп снижения зафиксирован в 2012 году, когда расходы на раздел уменьшились на 1 040 357 155,95 руб., а темп снижения составил 78,4 % к уровню предыдущего года. Расходы на образование в отчетном периоде увеличиваются в среднем на 15 % в год. Расходы на культуру и кинематографию увеличились в 2012 году более чем в 1,5 раза по сравнению с 2011 годом. С 2014 года наблюдается тенденция к снижению расходов на данный раздел. Максимальный темп роста расходов на здравоохранение зафиксирован в 2012 году – 117,2 % к уровню предыдущего года. Самые значительные изменения в расходах бюджета Оренбургской наблюдается в разделе обслуживания государственного и муниципального долга. В 2013 году расходы на раздел увеличились на 533 586 937,48 руб. по сравнению с 2012 годом, а темп роста составил 395,6 %. В анализируемом периоде существенные изменения претерпевает раздел межбюджетных трансфертов общего характера бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований. Максимальный темп роста зафиксирован по итогам 2013 года - 125,6 % к уровню 2012 года.

Исходя из данных, представленных в таблице 5, можно сделать вывод о том, что бюджет Оренбургской области в течение всего анализируемого периода исполняется с дефицитом. Максимальный уровень дефицита зафиксирован по итогам 2013 года (-10 867 076 116,52 руб.), минимальный – по итогам 2011 года (-1 229 359 371,72 руб.). В период 2015-2017 гг., бюджет Оренбургской области планируется исполнить с дефицитом более чем в 5 млрд. руб. ежегодно.


 

 

Таблица 4 - Динамика изменения расходов в бюджете Оренбургской области в 2011-2017 гг.

 

  Отклонение (+, -), руб.
2012 от 2011 гг. 2013 от 2012 гг. 2014 от 2013 гг. 2015 от 2014 гг. 2016 от 2015 гг. 2017 от 2016 гг.
Расходы бюджета - всего 5 651 599 256,27 6 160 959 112,22 4 751 015 266,83 -1266 995 011,77 4 134 993 200 3 563 248 900
Темп роста (снижения), % 109,1 109,1 106,4 98,4 105,3 104,4
В том числе:            
Общегосударственные вопросы -31 045 585,53 207 088 861,69 427 235 660,97 115 357 221,89 -80 444 100 -118 149 700
Темп роста (снижения), % 97,7 115,9 128,3 106,0 96,1 94,0
Национальная оборона 4 970 129 152 550 356 167,16 2 666 682,84 584 100 -1 795 200
Темп роста (снижения), % 110,9 100,3 100,7 105,2 101,1 96,7
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность -1 767 430 731,5 2 335 100,85 -97 338 807,05 -10 006 303,23 860 600 20 298 800
Темп роста (снижения), % 18,8 100,6 76,4 96,8 100,3 106,6
Национальная экономика 2 847 884 002,1 1 812 706 793,17 -2 197 051 521,73 -941 103 926,57 1 340 233 000 952 655 600
Темп роста (снижения), % 129,0 114,3 84,8 92,3 111,8 107,5
Жилищно-коммунальное хозяйство -1 040 357 155,95 -257 136 010,11 -137 770 376,56 -102 589 481,58 -519 356 700 -217 788 300
Темп роста (снижения), % 78,4 93,2 96,1 97,0 84,2 92,1
Охрана окружающей среды 22 099 583,92 27 110 991,92 2 662 303,88 9 000 123,14 3 009 100 1 882 300
Темп роста (снижения), % 114,6 115,7 101,3 104,4 101,4 100,9
Образование 2 039 681 011,04 2 158 446 998,17 2 413 631 070,99 -1 131 945 950,5 46 515 100 75 865 300
Темп роста (снижения), % 117,7 115,9 115,4 93,7 100,3 100,4
Культура, кинематография 402 179 082,37 188 971 961,45 -296 010 286,3 -164 097 611,77 -88 156 800 95 015 300
Темп роста (снижения), % 155,2 116,7 77,6 84,0 89,7 112,3
Здравоохранение 2151 488 453,22 -910 819 427,11 2 088 717 878,27 889 937 032,46 384 055 300 179 496 600
Темп роста (снижения), % 117,2 93,8 115,2 105,6 102,3 101,0
Социальная политика 1 452 474 955,95 858 862 716,17 2 891 889 109 -715 610 357,14 626 433 400 618 171 200
Темп роста (снижения), % 111,5 106,1 119,4 96,0 103,7 103,5
Физическая культура и спорт -50 052 716,33 263 311 512,92 -220 036 113,79 -8 429 404,81 125 408 300 -166 020 000
Темп роста (снижения), % 95,0 127,4 82,0 99,2 112,6 85,2
Продолжение таблицы 4  
Средства массовой информации -1 220 136,69 6 872 766,07 11 362 039,92 -1 365 747,92 0,00 0,00
Темп роста (снижения), % 98,8 106,9 110,6 98,8 100,0 100,0
Обслуживание государственного и муниципального долга 47 484 698,53 533 586 937,48 631 380 441,32 614 267 442,46 307 827 400 437 668 000
Темп роста (снижения), % 135,7 395,6 188,4 145,6 115,7 119,3
Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований -426 556 333,86 1 269 467 359,55 -768 012 299,25 176 925 268,96 -11 975 500 -314 051 000
Темп роста (снижения), % 92,1 125,6 87,7 103,2 99,8 94,4
Условно-утвержденные расходы* - - - - 2 000 000 000,0 2 000 000 000,0
Темп роста (снижения), % - - - - - 100,0
Результат исполнения бюджета (дефицит "--", профицит "+") -1 302 091 456,68 -8 335 625 288,12 7 830 776 994,27 -2 997 411 177,75 -129 038 600 1 112 369 500

 

 

Таблица 5 – Объемы дефицита/профицита в бюджете Оренбургской области в 2011-2017 гг.

 

  2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г.
Доходы бюджета 61 132 357 904,73 65 481 865 704,32 63 307 199 528,42 75 888 991 789,52 71 624 585600,0 75 630 540200,0 80 306 158600,0
Расходы бюджета 62 361 717 276,45 68 013 316 532,72 74 174 275 644,94 78 925 290 911,77 77 658 295 900,0 81 793 289 100,0 85 356 538 000, 0
Результат исполнения бюджета (дефицит "-", профицит "+") -1 229 359 371,72 -2 531 450 828,4 -10 867 076 116,52 -3 036 299 122,25 -6 033 710 300,0 -6 162 748 900,0 -5 050 379 400,0

 

 


Показатели социально-экономического развития Оренбургской области за период 2011-2017 гг., характеризуют в целом положительную динамику. Наблюдается рост практически по всем показателям. Исключением является лишь 2013 год, когда индекс промышленного производства снизился к уровню предыдущего года на 3,4 %. Валовый региональный продукт заметно вырос за отчетный период: с 530 978,0 млн. руб. в 2011 году до 715 334,2 млн. руб. в 2014 году, хотя темпы роста замедляются. Исходя из двух вариантов развития событий в плановом периоде 2015-2017 гг., рассматривая даже худший сценарий можно сделать вывод о том, что наблюдается тенденция к росту экономики области в целом.

Реальные располагаемые денежные доходы населения увеличиваются практически на протяжении всего анализируемого периода в среднем на 4-5 % ежегодно. Численность населения Оренбургской области сокращается из года в год, с 2 031 497 чел. в 2011 году до 2 008 566 чел. в 2014 году. Индекс потребительских цен имеет тенденцию к снижению в анализируемом периоде, с 8,7 % в 2011 году до 4,2 % в 2017 году.

 

Таблица 6 – Показатели социально-экономического развития Оренбургской области за период 2011-2017 гг., тыс. руб.