Пракситель.

Скопас.

S Менада S (Вакханка)

Гермес

сДианисам.

Фрагмент


К монументально-декоративной пластике относитн ся также садово-парковая скульптура во всех ее новидностях: статуи, барельефы, декоративные ваз* (в какой-то мере явление пластического искусства) из самых разных материалов — дерева, мрамора, свинн ца, меди и др. Садово-парковая скульптура так ши иначе зависит от ландшафта парка или сада, в кото-| ром она располагается. Примеры такой скульптуры! мы находим в Летнем саду в Петербурге и в Петер-] гофском парке; в петровское время она была широко] представлена в Стрельне, Ораниенбауме, Царском| Селе. Украшение Летнего сада не было хаотичны* и случайным, как это обычно представляется, а про­водилось по определенной художественной и про­светительской программе.

Некоторые статуи и скульптурные группы зака-| зывались специально современникам, как, например^ скульптурная группа П. Баратта «Мир и Победа» в честь! Ништадтского мира. Покупались и антики (известна ис-| тория с вывозом из Венеции Венеры, получившей у нас] название Таврической), делались заказы на копии col знаменитых античных статуй.


В станковой скульптуре одно из основных мест занимает бюст. Но портрет в его современном пони­мании сложился в скульптуре далеко не сразу. Египет­ские Ка, неподвижные, не рассчитанные на праздное обозрение, тщательно запрятанные в захоронениях до прихода из царства Аида двойники умершего (по этому изображению он и узнает свое тело), трудно назвать портретом. Ничего портретного нет и в ста­туях архаических куросов, тело которых с крепко прижатыми к нему руками напоминает нерасчленен­ный блок. Куросы близки к египетским изображе­ниям и по трактовке длинных, до плеч, прямых волос. В их «архаической улыбке», в широко открытых гла­зах, которые впервые обращены не внутрь себя, а в окружающий мир, несомненно, есть нечто узнаваемо типовое.

В период высокой классики (V в. до н. э.) лица богов и атлетов вполне бесстрастны. Исключение составляет портрет Перикла, но он, конечно, идеализирован Креси-лаем, сумевшим благодаря высокому шлему скрыть не­правильность формы головы великого стратега. Только в конце поздней классики, во второй половине IV в. до н. э.,


Константин _

Донателло. |

Давид |

с

I


 

Скульптура дева. Статуя на портале собора в Магдебурге. Фрагмент