Э.-М. Фаль-коне.

Памятник Петру! («Медный всадник»)


Жермен Пилон.Гробница Генриха II и Екатерины Медичи

Как видим, для монументальной скульптуры очень важно со­отношение частей — самой статуи и постамента, памятника и ок­ружающей среды. Есть непреложная закономерность в том, что у скульптора И.П. Мартоса аллегорическая фигура плакальщицы в надгробии Е.С. Куракиной размещена на невысоком прямоуголь­ном постаменте с рельефом, изображающим ее рыдающих сы­новей, а фигура Е.И. Гагариной в рост - на высоком круглом постаменте (оба — ГМГС). Создателю монументальной скульпту­ры нельзя также не учитывать, на какой высоте она будет размеще­на, под каким ракурсом на нее будут смотреть. Высоко вознесен­ные фигуры обязательно должны быть уменьшены в нижней части туловища, иначе его верхняя часть будет выглядеть несоразмерно малой. Это хорошо знал Микеланджело, когда ваял «Давида» для высокого постамента и устанавливал столь любимого флорентий­цами «Гиганта» на площади Синьории (перенесенный позднее в музей Флорентийской академии художеств, он стал неожиданно «коротконогим»). Этот закон с точностью соблюден Ф.Ф. Щедри­ным в фигурах четырех воинов Ахилла, Аякса, Пирра и Алек­сандра Македонского, установленных по углам центральной баш-


ни Адмиралтейства на огромной высоте и видимых зрителю в рез­ком сокращении. Его по-своему учитывали и древнерусские резчики по камню, когда сверху и почти до низу украшали владимиро-суз-дальские соборы.

Мемориальная пластика, отражающая непреходящие чувства, -один из важнейших разделов монументальной скульптуры. В вы­полненных с редким художественным совершенством надгробиях работы Ф.Г. Гордеева, М.И. Козловского и особенно И.П. Мартоса созданы образы просветленные, исполненные тихой скорби, вы­сокого лирического чувства, мудрого приятия смерти. Это настро­ение позже очень точно выразят поэты-романтики: «Спящий в гробе, мирно спи, жизнью пользуйся, живущий» или «Твоя моги­ла, как рай, спокойна, там все земные воспоминанья» (В.А. Жуков­ский).


Жан Гужон./ /Ш1ФЫ. Рельеф «Фонтана невинных-

В эпоху барокко декоративная скульптура заполняет бук­вально все пространство церкви. Достаточно вспомнить интерьер собора св. Петра в Риме, все пространство которого заполнено скульптурой разного жанра — от декоративных элементов алтарей и витых колонн сени до многочисленных надгробий. Таким обра­зом, мемориальная пластика находит себе приют не только на кладбищах, но и в церквах.


117

а

§