Э.-М. Фаль-коне.
Памятник Петру! («Медный всадник»)
Жермен Пилон.Гробница Генриха II и Екатерины Медичи
Как видим, для монументальной скульптуры очень важно соотношение частей — самой статуи и постамента, памятника и окружающей среды. Есть непреложная закономерность в том, что у скульптора И.П. Мартоса аллегорическая фигура плакальщицы в надгробии Е.С. Куракиной размещена на невысоком прямоугольном постаменте с рельефом, изображающим ее рыдающих сыновей, а фигура Е.И. Гагариной в рост - на высоком круглом постаменте (оба — ГМГС). Создателю монументальной скульптуры нельзя также не учитывать, на какой высоте она будет размещена, под каким ракурсом на нее будут смотреть. Высоко вознесенные фигуры обязательно должны быть уменьшены в нижней части туловища, иначе его верхняя часть будет выглядеть несоразмерно малой. Это хорошо знал Микеланджело, когда ваял «Давида» для высокого постамента и устанавливал столь любимого флорентийцами «Гиганта» на площади Синьории (перенесенный позднее в музей Флорентийской академии художеств, он стал неожиданно «коротконогим»). Этот закон с точностью соблюден Ф.Ф. Щедриным в фигурах четырех воинов — Ахилла, Аякса, Пирра и Александра Македонского, установленных по углам центральной баш-
ни Адмиралтейства на огромной высоте и видимых зрителю в резком сокращении. Его по-своему учитывали и древнерусские резчики по камню, когда сверху и почти до низу украшали владимиро-суз-дальские соборы.
Мемориальная пластика, отражающая непреходящие чувства, -один из важнейших разделов монументальной скульптуры. В выполненных с редким художественным совершенством надгробиях работы Ф.Г. Гордеева, М.И. Козловского и особенно И.П. Мартоса созданы образы просветленные, исполненные тихой скорби, высокого лирического чувства, мудрого приятия смерти. Это настроение позже очень точно выразят поэты-романтики: «Спящий в гробе, мирно спи, жизнью пользуйся, живущий» или «Твоя могила, как рай, спокойна, там все земные воспоминанья» (В.А. Жуковский).
Жан Гужон./ /Ш1ФЫ. Рельеф «Фонтана невинных- |
В эпоху барокко декоративная скульптура заполняет буквально все пространство церкви. Достаточно вспомнить интерьер собора св. Петра в Риме, все пространство которого заполнено скульптурой разного жанра — от декоративных элементов алтарей и витых колонн сени до многочисленных надгробий. Таким образом, мемориальная пластика находит себе приют не только на кладбищах, но и в церквах.
117
а
§