Виды скульптуры
Как и живопись, скульптура разделяется на виды: монументальную (и монументально-декоративную), станковую, скульптуру малых форм (которую в последнее время все чаще относят к декоративно-прикладному искусству) и скульптуру миниатюрную. Каждый из этих видов имеет свою специфику.
Мирон.Дискобол
Кроме того, скульптура подразделяется по отношению к ф<?н на рельеф и круглую скульптуру. Рельеф в свою очередь може быть углубленным (как знаменитые древнеегипетские рельефь высеченные на стенах храмов, гробниц, дворцов); «низковыпук лым» — барельефом, в котором изображение выступает из фон; менее чем наполовину объема (зофор Парфенона на афинско| Акрополе, барельефы Летнего дворца Петра I в Летнем саду и К"а занского собора в Петербурге и пр.) и «высоковыпуклым» — го рельефом, изображение в котором выступает из фона более *$е* наполовину своего объема, а иногда лишь совсем небольшой плоскостью касается его. Горельеф дает возможность создашь сложных композиций, необычных ракурсов, позволяет переддт] стремительное движение. Поэтому именно на горельефах чаСтс встречаются сцены яростной борьбы, трагических переживаний Например, на горельефе алтаря Зевса в Пергаме (ок. 180 г. до н. э. изображена битва богов с гигантами. Гиганты гибнут, отчаяние и страдание читаются в их фигурах, но соответственно древнегреческому эстетическому идеалу они полны благородства и величия духа. Преувеличенность эмоций, подчеркнутая дитмич ность, грандиозность образов усиливаются сложной светотеневой моделировкой.
Портрет императора Каракаллы
Так называемый *Бюст Брута»
Значительно реже встречается так называемый перспективный, или живописный, рельеф, котором сочетаются все формы| рельефа — от углубленного горельефа. Именно живописнь рельеф дает возможность скульптору не только изобразить мне гофигурные сцены, но и предо ставить их на. пейзажном шн архитектурном фоне, в перепек* тивном сокращении, как это сделал, например, Лоренцо Гибер-ти в прославивших его рель на дверях баптистерия (крещаль-ни) флорентийского собора Сан-1 та-Мария дель Фьоре. Интерес-! но отметить, что в Древней Руси! существовал в основном только! рельеф. Всякая круглая скульп-1 тура тогда ассоциировалась языческими идолами и «болва-нами», вот почему в петровское! время, в эпоху обмирщения ис-?| кусства, на Руси с таким трудом] привыкали к светской скульпту-1 ре. Кроме того, Русская земля; испокон веков славилась резь- '• бой по дереву, искусство древо-j делов (по-древнерусски —«древо-делей») было широко распространено в народе.
Круглая скульптура, как ясно из наименования, рассчитана на круговой осмотр. Она тоже делится на несколько видов: бюст, статуя, скульптурная группа, монумент, конный монумент. Изображение человека в рост, независимо, больше или меньше натуральной величины, называется статуей (от лат. stare -
Рельефы колонны Трояна в Риме. Фрагмент
стоять). Подлинного расцвета этот вид круглой скульптуры достиг в Древней Греции классического периода (V—ГУ вв. до н. э.). В статье скульптора V в. до н. э. Мирона «Дискобол» представлен идеал прекрасного, гармонически развитого человека. Образ атлета — основная тема и другого знаменитого скульптора V в. до н. э. — Поликлета, в творчестве которого этот художественный образ стал эталоном. Кстати, именно Поликлетом был написан первый античный теоретический трактат «Канон», в котором скульптор точно рассчитал размеры частей тела исходя из роста человека как единицы измерения. В сдержанно-мощных, спокойно-величественных образах
V |
Кора. Фрагмент
Аполлон. Курос из Теней
% 1
«Дорифора» («Копьеносца»), «Диа-думена» (атлета с повязкой победителя на голове), «Раненой амазонки» (предназначавшейся для знаменитого храма Артемиды в Эфесе) Поликлет разработал . прием контрапоста — контрастного расположения различных частей тела, не нарушающего, однако, динамического равновесия. Перенесение центра тяжести фигуры на одну ногу, с изгибом средней линии — хиазм открыл большие возможности для решения проблемы динамики, равновесия и симметрии. Универсальность этой х-образ-ной линии отметил впервые замечательный английский живописец и гравер Уильям Хогарт в своем трактате «Анализ красоты», назвав ее «линией красоты». Однако нелегко прокладывался путь к этому образу. Сначала, в
эпоху архаики, появились куросы — изображения обнаженных юношей, еще тесно связанные с египетской пластикой: прижатые к бокам руки, строгая фронтальность, схематически переданные пропорции, общая статика, при этом широко открытые глаза, рот, напоминающий по форме лук (отсюда название «архаическая улыбка»), которые придают лицу выражение свободы, открытости миру. Если в пластике куроса решалась проблема ваяния обнаженного тела, то в пластике женской фигуры — проблема задрапированного тела. Женские фигуры — коры (от гр. kore" девушка) впервые появились в Греции в период архаики. Обычно они изображали жриц богини Афины (чаще всего кор находили в районе Афин). Уже в ранних архаических корах видно стремление скульптора возможно точнее промоделировать тело, задрапированное одеждой (хитоном). Глаза удлиненные, широко раскрытые. «Архаическая улыбка» едва намечена. Как правило, кор раскрашивали: при розовато-красных волосах брови и ресницы могли быть черными, одежда — яркая, очень нарядная. Лица куросов и кор не индивидуализировались. В мужских фигурах статикой позы подчеркнуты сдержанность, мужество, сила, а в изображениях кор — та же сдержанность, благородство оттенены мягкой женственностью. Все это выражало нравственный идеал греков в период архаики, а в искусстве той эпохи эстетический и этический ю идеалы сливались.
Другим видом круглой скульптуры является бюст — изображение §. головы человека- с верхней частью торса. В зависимости от обреза | бюст может быть оплечным, погрудным, поясным. Бюст, срезанный ^ прямыми плоскостями по плечам, груди и спине, называется гермой g (так в древности именовался межевой четырехгранный каменный столб, который венчала голова бога Гермеса — охранителя дорог и межей). Наивысшего расцвета эта форма скульптуры достигает в римском искусстве. В отличие от греков, которые искали обобщенный, собирательный образ идеального человека, римляне оставили образцы суровых, конкретных, вполне реалистических скульптурных портретов полководцев, императоров или их приближенных. Каждый такой образ глубоко индивидуален и неповторим, в каждом читается его судьба, подчас полная неожиданных взлетов и сокрушительных падений. Истоки римского портрета лежат в погребальном обряде, в традиции римлян делать восковые маски с умерших, что приучало к точности почти документальной. Бюст как никакой другой вид скульптуры отражает дух эпохи. В портретах времен Римской империи мы «читаем» всю историю Рима: произвол правителей, праздный быт утратившей интерес к общественной деятельности римской знати, о которой Ювенал писал: «Свирепей войн налегла на них роскошь».
104
Развитие скульптурного портрета эпохи империи иръшло несколько стадий. Глубокий интерес к человеческой личности, тонкую характеристику человеческих чувств и их трезвую реалистическую оценку, характерные для второй половины I в. н. э. (портреты Веспасиана, Ви-теллия), сменило в эпоху Адриана (II в.) стремление создать идеал, подобный греческому (портреты Антиноя — любимого фаворита императора). Портреты последних веков существования империи (III—ГУ) отличает сатирический, обличительный пафос. Одновременно менялся и выразительный язык скульптуры. Зрачок, который в портретах I в. н. э. окрашивали, со II в. намечают пластически; мрамор стали полировать. ВIII—IV вв. появляется техника насечки, подчеркивающая шероховатость мрамора, упрощается скульптурная моделировка. Географическая пестрота римского мира, варваризация армии, особенно усилившаяся после эдикта Каракаллы о распространении прав римского гражданства на жителей провинции (212), обусловили появление портретов людей неримского происхождения. Глубоким психологизмом, элегической грустью поражает одухотворенный образ женщины в портрете, условно называемом портретом сириянки (ГЭ). Напротив, грубой, жестокой силой дышит портретное изображение императора Филиппа Аравитянина (ГЭ); даже мрамор обработан так, чтобы подчеркнуть жесткую, плохо выбритую, «дубленую» кожу лица.
Эволюцию скульптурного бюста можно проследить и на современном материале. Так, во время Великой Отечественной войны скульптор В.И. Мухина выполнила портреты полковника Юсупова и полковника Хижняка. Никаких лишних атрибутов для характеристики — лишь на постаменте вылеплен орден. Зато лица моделирова-
Св. Иосиф.
Фрагмент
статуи
Реймского
собора
Водосливы (гаргуйли) собора в Наумбурге
Б. К. Растрелли. Конная статуя Петра I |
Б. К. Растрелли.Голова Петра I. Фрагмент конной статуи
ны очень тщательно; мастер, например, не боится изобразить Юсу-пова с повязкой на глазу и шрамом на щеке. Мужество героев войны настолько поражало, что не нужно было других внешних примет для их характеристики.
Если же мы обратимся к эпохе барокко, то увидим совсем иные, динамичные композиции, необычайно свободно развернутые в пространстве, эффектные, пышные, иногда перегруженные деталями, полные символики и аллегорий. Бюст Петра I работы Б.К. Растрелли (1723, расчистка до 1729—1730, бронза, ГЭ; повторение в чугуне -- 1810, ГРМ) — это динамическая, подчеркнуто пространственная композиция, с винтообразным разворотом торса по отношению к голове, со светотеневыми контрастами пластических масс, живописных, прекрасно передающих множественность фактур: мягкие развевающиеся волосы, кружева жабо, металл лат, муар ленты Андрея Первозванного. Все полно напряженного динамизма, все подчеркивает неукротимую энергию, несгибаемую волю необыкновенного человека. Это скорее образ целой эпохи, нежели конкретного индивидуума. Обобщенность придает бюсту черты монументальности, но вместе с тем в портрете есть и подлинная ис-
а |
§ о |
торкческая правда; чувство историзма вообще было присуще Рас-: трелли. Этим художником была создана и скульптурная группа, из- \ вестная под названием «Анна Иоанновна с арапчонком», — один из ярчайших памятников по цельности и исторической верности ху- j дожественного образа и по пластической выразительности (1732—; 1741, бронза, ГРМ). Введение в композицию фигуры арапчонка, | столь характерного персонажа придворного быта XVIII в., необхо-; димо скульптору не только для пластического равновесия масс Оно позволило объединить парадный и жанровый мотивы, усилит] ло впечатление от «каменноподобной» фигуры императрицы, в об- \ разе которой как бы слились воедино азиатский деспотизм и изот i щренная роскошь западноевропейского придворного антуража. \ Растрелли продемонстрировал здесь не только безупречное владе*- •• ние языком монументальной скульптуры, мастерство обобщения ] при сохранении острой индивидуальной характеристики, но и глу-бокое проникновение в мир русской жизни, в удивительные конт-' расты «русского XVIII столетия», создав символ эпохи. («Престрашного была взору, — писала об Анне Иоанновне Н.Б. Шереметева, -^ отвратное лицо имела, так была велика, что когда между кавалеров идет, всех головою выше и чрезвычайно толста».) Типичный пример барочной композиции — винтом закрученная фигура Самсона, разрывающего пасть льву, в Большом каскаде Петергофа (скульптор М.И. Козловский, 1800—1802, после войны восстановлена В. Симоновым). Мощь торса Самсона подчеркнута контрастами светотени. Разворот фигуры, разнообразие ракурсов должны были, по замыслу автора, напоминать стиль «петровского барокко».
Монументальная скульптура, как всякое монументальное искусство, наполнена высоким идейным содержанием. Ее образы обобщены, величественны, героичны. Скульптору-монументалисту необходимо умение отбирать самое главное, непреходящее, избегать мелочной детализации. Как уже говорилось, монументальная и монументально-декоративная скульптура всегда связана с архитектурой и окружающей средой. Однако, как верно подмечено историками искусства, в наиболее ранних из дошедших до нас памятниках Египта огромные статуи тектонически еще не соразмерны масштабу и пропорциям египетских храмов (например, сидящие фигуры на фасаде храма в Абу-Симбеле). Знаменитая Аллея сфинксов в Карнаке вообще связана не с определенной архитектурой, а лишь «с безграничностью окружающего пространства», по поэтическому замечанию одного исследователя.
Древняя Греция знает более тесную связь монументальной скульптуры с архитектурой. Хрестоматийные примеры этой связи — бронзовая фигура Афины Промахос (Воительницы) в центре
Акрополя и 13-метровая фигура Афины Парфецос (Девы) в boctqw
ной части Парфенона, выполненная Фидием в хрисоэлефантиннрй
технике (пластинки слоновой кости и золота на деревянной осно
ве). Но наиболее органичной представляется связь с архитектурой
Парфенона барельефов зофора, лентой пробегающего за колонну
ми по всему наосу. На них Фидий изобразил панафинейское праэ^
нество: юношей, скачущих на лошадях, состязающихся в ловкр^ф
на колесницах, музыкантов, жертвенных животных, девушек, Несу
щих дары богине. Все это выражено в пластически ясных образад,
соответствующих эстетическому идеалу высокой классики, котсг-
рый был некогда сформулирован афинским стратегом Периодом.
«Мы любим прекрасное, соединенное с простотою, и мудрости без
изнеженности». ,
На метопах восточной стороны Парфенона изображены Сцены битвы богов с гигантами, северной — падение Трои, южной — борьба греков с кентаврами, западной — битва греков с амазойкШ-ми (все 92 метопы, расположенные по периметру антаблемента, выполнены Фидием и его учениками, а также художниками старшего поколения). Барельефы становятся выше, с более выпуклой моделировкой, проработанностью в тенях. И почти горельефны центральные фигуры фронтонов Парфенона: на восточном (лучше сохранившемся) Фидий изобразил «Рождение Афины из головы Зевса», на западном — «Спор Афины и Посейдона за обладание Аттикой». Соразмерность сцен квадратному пространству метоп и подчиненность композиций треугольникам фронтонов позволяет Фидию живо и искренне передать в сценах на мифологические сюжеты чувство веры в торжество человеческого разума, в силу красоты, в победу греков над «варварами» — персами и над стихийными силами природы. Идеальная красота, глубокая человечность богов и богинь, им изображенных (прекрасного Диониса, Афродиты, отдыхающей на коленях своей матери Дионы, богинь су-Дьбы Мойр и др.), не только радовали глаз своей гармонией, но и вселяли в зрителя уверенность, позволяли ему вырваться из плена обыденности.
Греческие статуи атлантов и кариатид в архитектуре исполняли роль тектонических элементов (достаточно вспомнить прекрасные женские фигуры — кариатиды, поддерживающие антаблемент на ОЙ* ном из портиков храма Эрехтейон — последней постройки на Акрополе в период высокой классики).
Русский классицизм, имевший своим идеалом именно гречесвуЮ классику, дает нам прекрасный пример традиции в скульптуре петербургского Адмиралтейства: «Морские нимфы» работы Ф.Ф. ЩедриЗа («нимфы, держащие глобусы», как назвал их строивший Адмиралтейство
ш
I
Донателло.Св. Георгий.
Ниша церкви Ор-Сан-Микеле. Фрагмент