Скульптура как вид изобразительного искусства
План
Структура занятий
по дисциплине «Скульптура и лепка»
для студентов 3 курса дневного отделения (6 семестр) ТХ-10
№ п/п | Наименование раздела дисциплины | Содержание раздела |
(задание 1,2) | Имитация резьбы по дереву | Геометрическая плосковыемочная резьба. Применяемые в ней орнаменты: бордюр, розетт, раппорт. Плоскорельефная кудринская резьба. Полиритмия. |
2 (задание 3,4) | Барельеф и декоративная отделка | Виды рельефов. Низкий рельеф. Характерные орнаменты: плетенка, меандр, растительный. |
3 (задание 5,6,7) | Горельеф и архитектурный декор | Применение высокого рельефа для отделки архитектурных сооружений. Капители колонн различных ордеров. Модильон. Плафон и розетт как его составной элемент |
Кайлоногриф и выход на круглую скульптуру | Расположение круглой скульптуры вдоль фронтальной плоскости. Геральдическая тела в декоре. Выполнение геральдических композиций в технике кайлоногриф. |
Необходимые для выполнения заданий материалы:
Бумага А4 для черчения
Бумага А4 для принтера
Карандаши разной мягкости/твердости
Ластик
Макетный (канцелярский) нож
Скульптурный пластилин
Картон
Доска для лепки
проведения занятий по дисциплине «Скульптура и лепка»
для студентов 3 курса дневного отделения (6 семестр) ТХ-10
Нед | Дата | п/ гр | Вид занятия Задание | Содержание | Трудоемкость | Прим. |
1,2 | Вводная лекция | Рассказ о структуре дисциплины Знакомство с перечнем и содержанием заданий. | лекция для всех | |||
2 | Задание 1 | Геометрическая резьба | ||||
3 | Задание 1 | |||||
4 | 1,2 | Классификация скульптурных материалов | Их механические, художественные, технологические свойства | лекция для всех | ||
5 | Задание 2 | Кудринская резьба | ||||
6 | Задание 2 | |||||
7 | 1,2 | Основные жанры скульптуры | Исторический, бытовой, символический, аллегорический | лекция для всех | ||
8 | Задание 3 | Плетенка(простая и сложная) | ||||
9 | Задание 3 | |||||
10 | 1,2 | Рубежный контроль 1 | РК 1 | |||
1,2 | Технологические процессы получения скульптурных произведений | Лепка, высекание, вырезание, литье, ковка, чеканка | лекция для всех | |||
12 | Задание 4 | Уголок (багет) | ||||
Задание 4 | ||||||
14 | Задание 5 | Арх. декор. Капитель | ||||
15 | Задание 5 | |||||
16 | 1,2 | Рубежный контроль 2 | ||||
17 | 1,2 | Зачет | ||||
Итого | 34 час | 2п/2 нед |
1-3 | Задание 6 | Арх. декор. Розетка | ||||
Задание 6 | ||||||
4-6 | Задание 7 | Арх. декор. Модильон | РК 2 | |||
Задание 7 | ||||||
7- | Задание 8 | Животное | ||||
Задание 8 | ||||||
11- | Задание 9 | Ювелирное украшение | ||||
Задание 9 | ||||||
14- | Задание 10 | Камнерезное изделие | ||||
Задание 10 | ||||||
Зачет | ||||||
Аудиторные занятия | 51 час*2 | |||||
Итого | 75*2 |
Составила: преп. каф. ТХОМ _________________ Ивлева Л.П.
Пример оформления заданий (одна папка за семестр)
(Титульный лист)
Лист А-4 (желательно для черчения, но можно для принтера):
Определения термина «скульптура», встречающиеся в многочисленных изданиях справочного характера, достаточно близки. Практически всегда, порой нарочито, различными авторами противопоставляются термины «пластика» и «скульптура», происходящие соответственно от греческого слова plastike — лепка и от латинского sculptore — ваять, высекать.
В старину употребляли два термина — «пластика» и «ваяние». Под пластикой подразумевается лепка из мягкого, пластичного материала (глины, воска, пластилина), которому художник волен придать любую форму. Произведения, выполненные в мягком материале, часто используют для отливки в материале твердом (бронза, гипс, стекло и т. п.). Ваяние — это работа с твердым материалом (камень, дерево), который как бы сопротивляется усилиям мастера и нередко сам подсказывает художественную форму. Ваяние не требует отливки, разве только если нужна копия.
Однако в современном языке понятие «пластика» имеет достаточно широкий диапазон трактовки, что же касается «скульптуры», то она рассматривается наряду с живописью, графикой и архитектурой как вид искусства. Представляется более верным говорить о лепке и ваянии, как способах воплощения художественного замысла в скульптурной форме.
Скульптура — пространственно-изобразительное искусство, осваивающее мир в пластических образах, которые запечатлеваются в материалах, способных передать жизненный облик явлений. Одно из древнейших, наиболее близких человеку и, в то же время, одно из самых сложных для анализа художественных явлений.
Если живопись и графика создают лишь иллюзию пространства, объема на двухмерной плоскости холста, бумаги, стены и т. д., то скульптура реально объемна, трехмерна, пластически осязаема, наконец, весома. У нее свои выразительные средства, прежде всего пластический объем, характер движения, силуэт, ритм линий и масс, светотеневая моделировка формы, пропорциональность, архитектоничность масс, мера соотношения целого и частного (например, постамента и фигуры в монументе), от которых зависит общее гармоническое решение.
Скульптура лишена столь многого, что делает «занимательной», «интересной» живопись или книжную иллюстрацию для непросвещенного человека, когда достаточным кажется понять сюжет, разглядеть детали. Потом зритель вовлекается в мир картины, возникает желание, рассматривая, задуматься, попытаться понять, ответить на вопросы: как? почему? Скульптура чаще оставляет зрителя равнодушным. Не только для понимания, но и для привлечения внимания к ней человека требуется его определенная подготовленность, наличие навыков восприятия.
В музейной экспозиции так же редко можно увидеть посетителя, внимательно изучающего скульптуру, пытающегося увидеть ее в разных ракурсах. Но зато именно к скульптуре тянется рука, чтобы потрогать, пощупать. И в отечественных, и в зарубежных музеях скульптура доставляет больше всего хлопот смотрителям. Как отполированы многочисленными прикосновениями памятники бронзовой скульптуры в парках!
Скульптура органически близка человеку. Объемны первые игрушки ребенка. Объемными были идолы древних людей, амулеты-обереги, висевшие у них на шее. Вспомните мифы о сотворении человека, вылепленного из глины, или о Пигмалионе, влюбившемся свое произведение.
Огюст Роден, изображая руку бога, сделал ее рукой скульптора, мнущего глину. Работа скульптора действительно похожа на легендарное создание творцом мира.
Общеизвестно, что первые мистические, религиозные представления человека воплощались в материальной форме.
В скульптуре взаимоотношения творца и произведения необычайно сложны. Картина, даже первобытная наскальная роспись — условный, иллюзорный мир. Скульптура — объемная, материальная реальность.
Человек является главным предметом изображения в скульптуре. Хотя в этом виде искусства получили достаточно широкое развитие и анималистика, и орнаментика, именно посредством человека, его форм, движения, поз, жестов, мимики передает скульптура широчайший диапазон представлений о мире; от максимально конкретных до наиболее отвлеченных. Закономерно, что уже в эпоху Античности рождаются мифы об ожившей скульптуре.
Справедливо отмечается объемно-пространственный характер как важнейшее качество, отличающее ее от других видов изобразительного искусства.
Именно изобразительность роднит скульптуру с живописью и графикой, но для раскрытия темы и сюжета в рамках общих жанров они пользуются различными языками, точнее, диалектами языка искусства. Композиция, рисунок, ритм, светотень, фактура и т. п. проявляют себя в разных видах изобразительного искусства по-разному.
Если живописец и график передают в своих работах свет, являющийся для них важнейшим выразительным средством, то скульптор по-своему использует реальные возможности света для создания художественного произведения: его творческий процесс связан с воплощением не иллюзорной, а материальной формы. Цвет — важнейшее качество живописи, присутствует и в скульптуре, но несет иные функции. Раскрашенной была мраморная античная скульптура, деревянные изображения святых в древнерусском искусстве, восковые персоны в XVIII веке. Цвет придавал им не только черты иллюзорности, «живство», но и способствовал их еще более объемному восприятию.
Скульптура может быть патинированной, золоченой, раскрашенной, она обладает цветом, присущим материалу (дерево, глина, воск, гипс, камень, металл), определяющему характер художественной формы произведения и самого творческого процесса его создания, однако, основной особенностью скульптуры является пространственный характер, объемность, сближающая ее с архитектурой. Их синтез рождает новый художественный образ, будь то фигура и пьедестал, монумент в архитектурной среде, станковая скульптура в интерьере, мемориальный ансамбль, рельеф на фасаде здания, маскарон или капитель колонны. Взаимодействуя с архитектурой, скульптура не только пластически обогащает ее, но и привносит важнейшее качество — изобразительность, в свою очередь обретая дополнительные возможности для наиболее полного выражения этого качества, развивающегося во времени и пространстве.
Понятие «время» в скульптуре — это исторический этап, когда она была создана; время, события или герои которого послужили объектом изображения; история бытования памятника; время, затрачиваемое зрителем на ее восприятие.
В значительной степени «зона памятника» определяется и его размерами и материалом, фактура которого формирует свое микропространство — тончайший слой у границы поверхности формы. Однако у этих монументов есть и макропространство, обусловленное их ансамблевым характером. Композиция, место на площади, архитектурный фон значительно расширяют границы воздействия памятников на десятки и даже сотни метров.
Один и тот же памятник воспринимается по-разному одним и тем же человеком в зависимости от времени дня, характера освещения, расстояния, прозрачности воздуха, движения транспорта, не говоря уже просто о настроении зрителя, состоянии его души.
А как трудно фотографировать произведения скульптуры, передавать их объем на плоскости! Не говоря о том, что бинокулярная съемка почти недоступна, фотография может фиксировать только один из многочисленных ракурсов изображения, только один, пусть наиболее удачный эффект освещения, исключая тем самым возможность адекватного восприятия скульптуры. Научить видеть скульптуру по репродукции практически невозможно.
Главным, определяющим направлением эволюции скульптурных форм на протяжении веков и тысячелетий может считаться путь освоения пространства, освобождения от сковывающих инертных масс природного материала. Этот путь от симметрии, неподвижности, ограниченности формы сходным блоком камня или дерева проходила скульптура Древнего Египта, архаической Греции, Древней Руси.
Трехмерность скульптуры, являющаяся ее важнейшим качеством, определяет круг тем и предметов изображения. Уже сама масса скульптурного произведения, его объем в пространстве городской среды, интерьера или даже «микромира» письменного стола дает изначальный импульс его восприятию. Чаще всего оказываются ошибочными предварительные представления о размере памятника, фактуре его поверхности и цветовых градациях, однако далее, в процессе внимательного рассматривания, взгляд сосредоточивается на объемной моделировке форм. Так, увидев впервые в Москве «Рабочего и колхозницу» В.И. Мухиной, зрители поражаются гигантским масштабам памятника, обращают внимание на пропорции фигур, рассматривают швы, образованные сваркой металла, и лишь потом либо уходят, разочарованные, либо начинают в меру своей общей подготовленности сравнивать, сопоставлять, вспоминать виденные когда-то фотографии этой группы на советском павильоне выставки в Париже или ее иконографический античный прототип — изображение Гармодия и Аристогитона.
Произведение скульптуры невозможно сразу увидеть целиком. По мере движения возникают новые зрительные впечатления, складывается зрительный образ. Так начинается процесс более полноценного восприятия, включающий анализ, в ходе которого привлекаются имеющиеся знания о памятнике, изображенном персонаже или событии, проводятся аналогии, а параллельно идет духовное освоение, вчувствование, вживание в вещь, уподобление ей, самоотождествление. Наконец, как результат взаимодействия знания, чувства и ощущения рождается оценка. Плод всей этой работы — художественный образ произведения, формирующийся в сознании зрителя. Объяснения профессионала могут сделать этот процесс более глубоким, более активным, однако, конечный итог для каждого зрителя все равно будет индивидуальным.
Художественный образ, рождающийся у зрителя, изменяется во времени благодаря многочисленным объективным факторам. Порой многократно виденное и даже пережитое произведение перестает восприниматься как художественный образ и становится своего рода знаком.
Композиционные возможности скульптуры, в отличие от живописи и графики, достаточно ограничены в первую очередь анатомическими особенностями человека и животного. Орнаментальные мотивы, архитектурные детали имеют в своей основе преимущественно стилизованные растительные формы: скульптура же оперирует почти исключительно фигуративными или анималистическими изображениями, закрепляя в неподвижности наиболее динамичное в живой природе.
В сравнении с живописью ее тематика значительно уже: мы не знаем удачных находок в создании пейзажа (да и как изобразить в пластике, например, лучи солнца, проникающие сквозь листву, что так вдохновляло барбизонцев и импрессионистов), это же можно сказать и о натюрморте. Зато скульптура имеет самую тесную связь с архитектурой, и не только как искусство объемное, оперирующее трехмерным пространством. Скульптура напрямую зависит от архитектуры: от стены, фриза или фронтона, для которого она предназначена (если речь идет о монументально-декоративной скульптуре), и от архитектурного ансамбля в целом (если это монумент). Именно архитектура и ландшафт определяют и масштаб скульптуры, и ее освещение, и пр.