Краткая характеристика интерьера барокко

Варианты заданий предлагаемых к опросу

по теме «Скульптура барокко»

 

1. Определить название и автора предложенного произведения искусства,

обосновать его принадлежность к стилю барокко, учитывая

национальные особенности.

2. Из предложенных фрагментов скульптуры выбрать то, которое

относится к стилю барокко; обосновать ответ.

3. Дать определение понятию «синтез искусств». Привести примеры

такого синтеза в стиле барокко, дать характеристику.

4. Сформулировать тематические границы скульптурных произведений

барокко в искусстве разных стран. Привести примеры.

 

 

Частные интерьеры барокко отличались необычайной торжественностью и пышностью. Это впечатление рождалось в первый же миг, едва входящий попадал в вестибюль здания с парадной центральной лестницы, над которой, в вышине, ярким пятном сиял расписной плафон потолка. В особняках Англии напротив лестницы устраивался специальный балкон с балюстрадой, за которой мог располагаться оркестр. Парадные залы находились на втором этаже, а по обеим сторонам от центра – остальные комнаты. Парадные помещения часто соединялись узкими галереями, украшенными колоннами, пилястрами, статуями или бюстами, живописью, зеркалами. Здесь сосредоточивались коллекции произведений искусства хозяев дома. Окна галерей, как правило, выходили в парк, а по противоположной стене развешивались зеркала. Таким образом создавался эффект углубления пространства, единения архитектуры и природы.

Тема раскрытия пространства интерьера вглубь была одной из центральных в барокко. Поэтому использование зеркал, роспись потолков бесконечными небесными далями и парящими в облаках фигурками – характерные для убранства интерьеров компоненты. Потолки оштукатуривались и покрывались подробными фресковыми композициями в окружении позолоченного резного декора, а также живописи, имитирующей объёмные скульптурные формы. Возникало ощущение, что живопись не укладывается в поле плафона, выходит за его границы.

Иногда на потолках, но чаще в оформлении стен присутствовали резные деревянные панели. В них монтировали портреты и другие живописные произведения. Плоскости стен украшали также элементами ордеров – пилястрами, витыми колоннами, волютами, использовалась и живопись в обрамлении скульптурных гирлянд, волют. Из Испании в другие европейские страны пришла мода обшивать стены кордовской тиснёной кожей с рисунком золотом, подражающим дорогим тканям. Во Фландрии стены обтягивали дорогим бархатом. По-прежнему были распространены и шпалеры, их развешивали над резными панелями. Полы выкладывались мраморными или майоликовыми плитами. Двери оформлялись горизонтальными живописными панно – десюдепортами (от фр. «расположенные над дверью»).

Внутреннему убранству дворцов барокко был присущ особенный декоративный размах, не сравнимый ни с какой другой эпохой. Торжественный пафос апартаментов усиливало обилие ковров, больших (до пола) зеркал, позолоченной лепнины.

В орнаментике преобладал рисунок тяжёлых гирлянд из листьев и плодов, волют, картушей (от фр. cartouche – «свиток»). Распространён был и мотив витых арабесок, ленточных плетений. Прямые линии постепенно вытеснились криволинейными контурами, придающими декору динамику и живописность.

 
 

 

 


 

Рис. 6.1. Л. Ванвителли. Лестница. Королевский дворец. Казерта.

Италия. 1751 г.

 

 

 
 

 

 


 

 

Рис. 6.2. Г. Гиббонс. Парадный холл. Бленхейм. Англия. 1724 г.

 

 

 
 

 


Рис. 6.3. Спальня королевы. Версаль. Франция. XVII в.