Объекты и комплексы обслуживания.
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ЦЕНТРЫ И СИСТЕМЫ ОБСЛУЖИВАНИЯ. ОБЪЕКТЫ И КОМПЛЕКСЫ СИСТЕМЫ ОБСЛУЖИВАНИЯ. ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ЦЕНТРОВ, ИХ РЕКОНСТРУКЦИЯ И МОДЕРНИЗАЦИЯ.
Лекция 8
Дополнительная
Основная
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Иодо И.А. Градостроительство и территориальная планировка: учебное пособие / И.А. Иодо, Г.А. Потаев. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 285 с.
2.Перцик Е.Н. Районная планировка (территориальное планирование): учеб. Пособие для студентов вузов /Е.Н. Перцик. – М.: Гардарики, 2006. – 398 с.
3.Золотова Е.В., Скогорева Р.Н. Градостроительный кадастр с основами геодезии: Учеб. для вузов: Спец. «Архитектура». – М.: «Архитектура-С», 2009. – 176 с.
1. Варламов А.А., Гальченко С.А. Земельный кадастр. В 6 тт. Т. 6: Географические и земельные информационные системы. – М.: Издательство: КолосС, 2006. - 400 с.
2. Сосновский В.А. Прикладные методы градостроительных исследований: учеб. пособие / В.А. Сосновский, Н.С. Русакова. – М.: «Архитектруа-С», 2006. – 112 с.
3. Наназашвили И.Х. Кадастр, экспертиза и оценка объектов недвижимости: Справ. пособие / И.Х. Наназашвили, В.А. Литовченко, В.И. Наназашвили. – М.: Высш. шк., 2009. – 431 с.
4. Журнал «Землеустройство, кадастр и мониторинг земель».
5. Журнал «Вестник Росреестра».
Отраслями сферы общественного обслуживания являются: воспитание, образование, здравоохранение, физическая культура, спорт, культура, просвещение, искусство, торговля, общественное питание, бытовые и коммунальные услуги, финансово-банковские услуги и др.
Объекты обслуживания, как первичные элементы сфер обслуживания, подразделяются на виды в зависимости от: способа производства услуг и товаров (производственные — предприятия, непроизводственные — учреждения); функционального назначения (учреждения воспитания, образования, здравоохранения, культуры, спорта и т.д.); организационно-технологических форм (многопрофильные, специализированные; головные, базовые, рядовые; стационарные, мобильные); характера спроса (уникальные и стандартные, среди последних — избирательные и массовые); частоты пользования (повседневного, периодического, эпизодического); социальной значимости (социальные и коммерческие); охвата территории (внутриселенные, межселенные); форм собственности (государственные, частные, смешанной собственности).
Сеть объектов обслуживания представляет собой совокупность предприятий и учреждений различных отраслей обслуживания и отражает определенную степень их упорядоченности (плотность, густота) на территории страны или административно-территориальных образований (область, район, город). Сеть объектов обслуживания может рассматриваться как многоотраслевая (сеть объектов в целом),так и по отдельным отраслям (сеть учреждений культуры, торговая сеть и др.) или видам объектов (школьная сеть, больничная сеть и др.).
Комплекс обслуживания представляет собой такое сочетание объектов, которое обеспечивает предоставление необходимого состава товаров и услуг населению различных территориальных и градостроительных образований (системы населенных мест, отдельные поселения, их структурные элементы) с использованием стационарных, мобильных форм и различных методов обслуживания.
Формирование комплексов обслуживания является градостроительным инструментом оптимизации сферы услуг, а сами комплексы выполняют структуроформирующую роль в территориальной организации общественного обслуживания.
Доступность объектов обслуживания и их комплексов можно рассматривать как социальную, определяемую экономическими возможностями общества и человека, так и пространственную, определяемую метрическими или временными показателями при передвижении пешком или на транспорте. При этом могут использоваться стационарные и мобильные (передвижные) формы обслуживания.
Социально гарантированное и коммерческое обслуживание. Объекты обслуживания населения можно условно поделить на две основные группы:
• объекты, обеспечивающие населению базовый социально гарантируемый минимум (стандарт) услуг — необходимый состав объектов;
• нелимитируемые коммерческие объекты — дополнительный состав объектов.
Для определения социального стандарта необходимо уточнить минимально требуемый состав объектов обслуживания, определить оптимальные для различных поселений условия их пространственной доступности от места жительства, а также оценить реальные инвестиционные возможности.