Восстановление утраченной живописи.
Подведение грунта в местах утрат.
Расчистка живописи от записей.
Ей должен предшествовать комплекс исследований. Р.S. а не от балды: «а не отмыть ли нам эту картину, а за одно и деньги (далее следует ехидный смех)»
Для снятия записей применяют растворители:
1/3 – нашатырный спирт, 2/3 – винного спирта. P.S. а куда деют остальные 2/3 нашатыря и 1/3 винного спиртика.
Этот состав наносят на расчищаемый участок, до тех пор пока не происходит размягчения пленки. После чего запись удаляют скальпелем, а реставрируемый участок нейтрализуют маслом. Определению и распознаванию записей помогает кварцевый цвет.
20 апреля 2013 г.
Производится в местах утраты или осыпи красочного слоя с грунтом, либо после дублирования или подведения затраты.
Заполнение грунта включает:
Составляют смесь идентичную по составу оригинальному грунту; нанесение грунта при помощи ножа или шпателя с закругленными концами, с некоторым избытком; после высыхания грунт шлифуют при помощи смоченной пробки круговыми движениями; после шлифовки загрунтованное место протирают сырым или вареным маслом, благодаря чему грунт не подвергнется размягчению при дальнейших операциях и промывки ( если грунт был тонирован, тонируют и вновь подводимый).
Другой методикой является заполнение утраченных участков цветной пластической массой с составом: воск, смола и сплавленные с ней сухие пигменты
Восполнение утраченных мест живописи на практике называют «заделкой» или «заправкой».
Основной принцип реставрации заключается в том, чтобы сохранить то, что осталось и крайне деликатно восполнить то, что утрачено. Восполнение утраченных мест может быть осуществлено только заполнением их тонами нейтральными к общей гамме картины. В крайне редких случаях при достаточно тяжелых каркелюрных заболеваниях допускается запись кракелюр. Любое заполнение должно основываться на: авторских эскизах и этюдах, ранее сделанных фотографиях, редко на копиях. Художник реставратор должен работать исключительно в границах утраченных мест; техника письма не может быть свободной и широкой как в авторской живописи, однако, реставратор должен максимально подчиниться авторской манере.
а)Тонирование при помощи акварели.
Манера пуантилистов. По подведенному грунту акварелью (иногда гуашью) наносят мельчайшие точки тесно одна к другой (попиксельно). Как правило подготовительный слой делают немного светлее (т.к. далее его протирают лаком и акварель под ним темнеет). Иногда акварель служит только подготовительным слоем, а дальше покрывают темперой, гуашью, маслом. Акварель как реставрационный вид краски более удачен чем остальные т.к. она легко удаляемая, и более стойка.
б)Тонирование маслом. Не лучший выбор, т.к. часто выглядит как очень грубая запись, а так же быстро темнеет (изменяет цвет). По этой причине: удаляют излишки масла, осуществляют прописки, как привило лессировочные. Масло растворяют лаком, получая масленно-лаковую краску. Тяжело работать с светлыми местами.
в)Подведение утрат восковыми красками. Достоинства:
1. воск обладает большой вязкостью, пластичностью, медленнее и меньше стареет чем масло;
2. не поддается воздействию кислот и влаги (хороший консервант);
3. изолирует пигменты от кислорода, не допуская изменения их цвета со временем.
4. обладает пермонентностью цвета (выглядит как в расплавленном, так и в высохшем виде одинаково);
5. возможность создания вариантов фактуры живописи;
6. возможность регулирования степени матовости/глянцевости;
7. при введении смол можно регулировать степень прозрачности воска, что особенно важно при лессировки;
Существую две техники работы с воском: горячая (с расплавленным воском) и холодная (когда воск перетирают или разбавляют со смолами, скипидаром и пр. и работают как с пастообразном материалом).