Грунты станковой живописи.
Грунты.
Основы настенной монументальной живописи.
Пергамент и бумага.
Основа из металла.
Основа из ткани.
Основа из дерева
Основы.
Основные этапы истории технологи живописи.
Наиболее распространенным видом основы, т.е. материалом на котором создается произведение в станковой живописи – дерево и холст, настенной – камень, кирпич и пр. Но так же металл, кость, кожа, мрамор, бумага и др. Сейчас умудряются писать на всем.
самая древняя. Фаюнские портреты – надгробные портреты на дощечках овальной формы 1-3 в. Нашей эры. Используются восковые краски – энкаустика.
Естественно в разных местностях использовали различные породы дерева. Но везде были свои школы специализирующиеся на определенных. Дерево – долговечно, дешево. Но оно подвергнуто гниению, повреждению жучками и пр. исторически так сложилось что Франция – дуб; Каталония – сосна; Россия – липа, сосна, ель, иногда дуб, лиственница; Италия – кедр, дуб, липа;
Естественно основа из дерева несет технологические аспекты: ограниченные размеры цельных досок, и что…? И оно клеили, дополнительно укрепляли различными засечками и врубками, и конечно ставили шипы. За тем появился способ применения «бабочек», а потом, уже в 17-18 веках метод паркетирования ( выемка – выступ). В разные эпохи по разному и писали на этих досках, и разной толщины доски, и гладкой(изначально) потом стали на надрезанными. Сучки и прочие пороки древесины недопускались: выковыривались и заменялись.
Холст. Мелкозернистость, крупнозернистость. Важно знать толщину, возраст и прочее, т.к. важно восстанавливать теми же материалами и технологиями.
Дорогие, подверженные коррозии (не использовать же золото), тяжелые. Медь, олово, бронза, свинец. Лучшим считается медь, т.к. при взаимодействии с маслом образует пленку.
Изначально как основа для графики: гравюры, книги. Как самостоятельная основа 18-19 в, для эскизов, техники акварели. В современном мире как самостоятельная основа.
Стены, столбы, плафоны, своды и пр. несущие элементы.
2 марта 2013 г.
Исторически грунты были очень различны, однако, основным компонентом является мел (гипс). Для настенной живописи грунтом является штукатурка.
Улучшает сцепление красочного слоя с основой и одновременно амортизирует неравномерность расширения и сжатия; впитывает излишки связующего вещества; не пропускает связующее к холсту, что может вызывать разрушение холста; грунт важен для задачи фактуры холста (импрематура – цветной фон, подмалевок, для этого грунт изначально окрашивали;) грунт может быть имрематурой.
Способ приготовления и состав грунта зависел от эпохи, страны и школы.
В структурном отношении грунт является слоистой системой.
В классической живописи – 4 элемента: 1. изолирующий слой клея 2. сам грунт: мог наносится до 5 слоев; 3 – повторная проклейка, иногда для мелового холста ее шлифовали; 4 – импрематура.
Для досок применялись клеевые грунты, в которых наполнителем был гипс на юге (Испания, Италия), на севере – мел (Голландия, Нидерланды). В России использовали как мел, так и гипс. Как правило использовали мездровый (кожный) клей.
Первое использование холста было не самостоятельное, а наклеенное на дерево для иконописи.
Для деревянных основ предварительно проклеивали в несколько слоев, затем крупнотертого грунта наносили, а за тем тонкие слои мелко измельченного. После просыхания грунт шлифовали.
Цветные импрематуры появляются в конце 15 века. До 17 века используют: темно красные, коричневато черные, с примесью умбры грунты. С 17 – охристые и красные грунты. Это было из-за того, что на темной импрематуры лессировками можно было добиться полупрозрачной градации тона. (корпусное письмо – ровный плотный не прозрачный слой краски, лессировка – легкий ток краски наносили послойно, позже появляются другие техники и пастозное письмо). К концу 19 века начинают производить холсты с фабричным нанесением грунта. Он из себя представлял: цинковые белила, стертые с льняным маслом, нанесенные в один – два слоя. С 30х годов применяют баритовые белила в смеси с мелом. Так же есть грунты на основе козиинового (древесного) клея.