Междисциплинарные связи дисциплины

Разделы дисциплины и виды учебных занятий

Содержание разделов дисциплины

Содержание дисциплины

Объем дисциплины и виды учебной работы

Требования к результатам освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен:

з н а т ь о закономерностях композиции в скульптуре, знать примеры выдающихся произведений в области скульптуры; иметь представление о принципах формообразования в скульптуре; иметь представления о работе с различными скульптурными материалами (пластилин, глина, гипс и прочее);

у м е т ь: правильно воспринимать формы предметов и изображать их реальные объемы в пространстве;

в л а д е т ь н а в ы к а м и: измерения размеров и пропорций; работы с каркасом скульптурной работы; моделировки скульптуры в процессе лепки из пластика, глины, воска.


Вид учебной работы Трудоемкость в часах Семестр
   
Аудиторные занятия:
Лекции (ЛК) - -
Практические занятия (ПЗ) - -
Лабораторные работы (ЛБ)
Контроль самостоятельной работы студента (КСР) - -
Самостоятельная работа.
Аттестация   Зачет
ИТОГО:
Наименование раздела дисциплины Содержание раздела
Раздел 1. Скульптура как учебный предмет. Пластическая анатомия человека, изучение основных пластических закономерностей строения человеческого тела. Введение. Предмет, цель и задачи курса “Скульптура”. Место учебной дисциплины в подготовке учителя изобразительного искусства. Сведения о скульптуре, лепке. Особенности скульптуры как вида изобразительного искусства. Виды скульптуры. Материал. Принадлежности. Оборудование. Разновидности скульптуры (монументальная, станковая, монументально-декоративная, бытовая- жанровая, анималистическая, орнаментальная, геометрическая, скульптура малых форм). Общие сведения о пластической анатомии. Роль пластической анатомии в изобразительной деятельности. Значение пластической анатомии в системе подготовки учителя изобразительного искусства. Основные правила работы мастерской, принадлежности для занятий. Задачи и содержание предмета «Скульптура и пластическая анатомия».
Раздел 2. Геометрические тела. Вид пластического изображения – круглая скульптура. Объект изображения – геометрические объемные тела (шар, конус, куб, пирамида, цилиндр и т.д.) Основные приемы лепки. Анализ формы геометрических тел, пропорций. Последовательность лепки натюрморта. Определение общей формы всей группы. Лепка из целого куска глины. Определение расположения предметов, их частей в пространстве, их соотношение и связь. Детальная проработка формы каждого предмета.
Раздел 3. Лепка головы (рельеф). Вид пластического изображения рельеф. Пластическая анатомия головы. Анализ формы головы. Конструктивно-анатомическое строение головы. Пропорции головы. Пространственные взаимосвязи основных масс и объемов пластической формы. Изучение головы в фас, профиль, сзади. Лицевой угол.
Раздел 4. Лепка головы. Вид пластического изображения – круглая скульптура. Пропорции фигуры человека. Канон. Модуль. Этапы выполнения каркаса фигуры человека. Сходство каркаса со скелетом. Анализ формы фигуры человека. Основные геометрические формы. Конструкция. Моделирование формы (разделение ее на плоскости). Проработка формы. Проверка пропорций Конструктивно-анатомическое строение. Индивидуальные особенности. Соподчинение отдельных форм в единый пластический объем.
Раздел 5. Лепка одетой фигуры. Вид пластического изображения – круглая скульптура. Моделирование формы (разделение ее на плоскости). Проработка формы. Проверка пропорций. Основные объемы: грудная клетка, таз. Центр тяжести. Пропорционирование в пространстве. Передача формы и фактуры одежды. Конструктивно-анатомическое строение. Индивидуальные особенности. Соподчинение отдельных форм в единый пластический объем.
Раздел 6. Лепка обнаженной фигуры. Пластическая анатомия мышц туловища человека. Вид пластического изображения – круглая скульптура. Объект изображения - живая натура. Пропорции фигуры человека. Канон. Модуль. Этапы выполнения каркаса фигуры человека. Сходство каркаса со скелетом. Анализ формы фигуры человека. Основные геометрические формы. Конструкция. Конструктивно-анатомическое строение. Индивидуальные особенности. Соподчинение отдельных форм в единый пластический объем.
  Раздел 7. Проектирование сюжетной композиции для выполнения в технике скульптуры. Работа над эскизами скульптурной композиции на тему “Спорт”, искусство, история, фигура с каркасом.

 

Наименование раздела дисциплины Распределение трудоемкости (в часах) по видам учебных занятий
ЛК ПЗ ЛБ СРС Всего
Раздел 1. Скульптура как учебный предмет. Пластическая анатомия человека, изучение основных пластических закономерностей строения человеческого тела. - -
Раздел 2. Геометрические тела. - - -
Раздел 3. Лепка головы (рельеф). - - -
Раздел 4. Лепка головы. - - -
Раздел 5. Лепка одетой фигуры. - - -
Раздел 6. Лепка обнаженной фигуры. Пластическая анатомия мышц туловища человека. - - -
Раздел 7. Проектирование сюжетной композиции для выполнения в технике скульптуры. - -
  ИТОГО    

6.3. Лабораторный практикум (если учебным планом предусмотрены лабораторные работы)

Наименование раздела дисциплины Наименование лабораторных работ Трудоемкость в часах
Раздел 1. Скульптура как учебный предмет. Пластическая анатомия человека, изучение основных пластических закономерностей строения человеческого тела. Изучение основ скульптуры. Знакомство с материалами и техниками
Раздел 2. Геометрические тела. Лепка рельефа натюрморта из геометрических фигур
Раздел 3. Лепка головы (рельеф). Лепка рельефа гипсовой головы
Раздел 4. Лепка головы. Изготовление каркасов для композиции и круглого портрета. Лепка портрета натурщика.
Раздел 5. Лепка одетой фигуры. Лепка фигуры в одежде. Круглая скульптура
Раздел 6. Лепка обнаженной фигуры. Пластическая анатомия мышц туловища человека. Лепка обнаженной фигуры. Круглая скульптура
Раздел 7. Проектирование сюжетной композиции для выполнения в технике скульптуры. Работа над эскизами к станковой композиции (спорт, легенды, портрет современника и т.д.)

 

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин №№ разделов дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин
1. Методика изобразительного искусства х х х х х х х

6.5. Требования к самостоятельной работе студентов (примерные задания по всем видам СРС).

1. Самостоятельное изучение литературы по предмету «Скульптура» (история и технология).

2. Самостоятельное изучение анатомических особенностей фигуры человека и животных.

3. Работа над эскизами к объемной станковой композиции выполненной (спорт, легенды, портрет современника и т.д.).

4.

 

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

5.1. Рекомендуемая литература

Основная литература

  1. Чиварди Дж. Рисунок. Пластическая анатомия человеческого тела.- М.: Эксмо, 2005
  2. Баммес Г. Образ человека.- С-Пб.:Дитон, 2011

Дополнительная литература

  1. Аркин Д Е. Образы архитектуры и образы скульптуры. - М.: Искусство, 1990.
  2. Барчаи Е. Анатомия для художников: М.: Эксмо, 2002г.
  3. Боголюбов Н.С. Скульптура на занятиях в школьном кружке . -М.,1986.
  4. Голованов Н.Н., Бурганов А.Н. -Л.: Художник РСФСР, 1985.
  5. Гордон Луиза. Техника рисования фигуры человека в движении. – М.: «ЭКСМО», 2002.
  6. Гордон Луиза. Техника рисования фигуры человека. - М.: «ЭКСМО», 2001.
  7. Ермольская В.В. Что такое скульптура.-М.: Изобразительное искусство, 1997.
  8. Мастера французской скульптуры Аристид Майоль и Антуан Бурдель (И. Бачурина). Мастера французской скульптуры Аристид Майоль и Антуан Бурдель (И. Бачурина). - М.: «Юный художник», 2001.
  9. Мельник А.А. Основные закономерности построения скульптурного рельефа: Учебное пособие. - М.: Высшая школа, 1985.
  10. Одноралов. Скульптура и скульптурные материалы. Учебное пособие. - М.: ИЗО искусство, 1982.
  11. Перфильев В.И. Развитие жанров в сов. стан. Скульптуре. - М.: Знание, 1981.
  12. Полякова Н.И. Скульптура и пространство. - М.: Сов. художник, 1982.
  13. Рубино, П. Скульптурный портрет в глине. Полное руководство.- М.: АСТ: Астрель, 2006
  14. Русина И. Скульптура Ренессанса и Барокко в Братиславе. Братислава, Татры.1983.
  15. Чиварди Джованни. Мужская обнажённая натура.- М.: «ЭКСМО-пресс»,2002.
  16. Шлигельская Е.В. Скульптура малых форм в Российской федерации. - Л.: Художник РСФСР, 1982.
  17. Яхонт О.В. Возрожденные шедевры (реставрация скульптуры): Книга для учащихся старших классов. - М.: Просвещение, 1980.

 

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины:(указывается техника, лабораторное оборудование и т.д.)

  1. Специализированная аудитория с рабочими столами
  2. Скульптурные станки
  3. Глина сырая
  4. Пластилин
  5. Стеки
  6. Гипсовые образцы орнаментов
  7. Гипсовые пособия «Экорше»
  8. Гипсовая голова «обрубовочная»
  9. Гипсовые части лица (Давид)
  10. Гипсовые части тела (Давид)
  11. Гипсовые античные головы (Антиной, Апполон, Сократ и т.д.)
  12. Гипсовые античные маски
  13. Таблицы динамические по этапам работы
  14. Пособия наглядные (образцы)
  15. Подсобные материалы (проволока, деревянные бруски и т.д.)

 

9. Методические рекомендации по изучению дисциплины (описывается логика изучения дисциплины, указываются рекомендуемые модули внутри дисциплины или междисциплинарные модули, в состав которых может входить данная дисциплина; образовательные технологии, обеспечивающие эффективное освоение дисциплины)

При изучении дисциплины «Скульптура и пластическая анатомия» предусматриваются лабораторные занятия, на которых закрепляют теоретические знания студентов в экспериментальной аудиторной работе по созданию скульптурного объекта.

В семестре предусматривается обязательный минимум лабораторных и самостоятельных работ. Работы выполняются из скульптурного пластилина или глины, с использованием каркаса или без него, - в зависимости от поставленных преподавателем задач.

В процессе изучения дисциплины предусматривается текущий контроль и рубежный контроль (зачет) знаний студентов.

В процессе работы со студентами следует особое внимание обращать на педагогическую направленность обучения. Важно научить студентов – будущих преподавателей изобразительного искусства – четко и ясно формулировать свои мысли, составлять алгоритмы решения учебных задач.

На занятиях осуществляется индивидуальный подход к каждому студенту. Преподаватель также совмещает индивидуальную форму проведения занятий с групповой. Обучение строится с опорой на внеурочное время СРС: самостоятельное изучение студентами специальной литературы, анализ художественных образцов в музеях, галереях, выставочных залах или репродукций с работ известных мастеров графики и живописи, выполнение домашних практических работ. На каждом занятии оказывается квалифицированная помощь обучающимся при выполнении текущих работ, консультирование и проверка работ.

Методика проведения учебной работы над заданиями предусматривает следующие этапы:

  1. Объяснение теоретического материала по теме задания, установление связи с предыдущими темами, сопряженными дисциплинами, выяснение роли, места и значения данной темы для формирования профессиональных компетенций учителя изобразительного искусства и технологии.
  2. Постановка цели, и учебных задач, раскрытие содержания предстоящей работы, а также определение требований к будущей работе и критериев ее оценки.
  3. Обсуждение возможных путей решения поставленной проблемы.
  4. Выполнение учебных работ.
  5. Анализ и оценка работ студентов.