Внешние эффекты. Частные и общественные издержки и выгоды. Положительные и отрицательные внешние эффекты и проблема эффективного размещения ресурсов в рыночной экономике.

ТЕМА 11. Теория внешних эффектов.

План:

1. Внешние эффекты. Частные и общественные издержки и выгоды. Положительные и отрицательные внешние эффекты и проблема эффективного размещения ресурсов в рыночной экономике.

2. Интернализация внешних эффектов: роль спецификации прав собственности и трансакционных издержек. Теорема Коуза.

3. Регулирование внешних эффектов: корректирующие налоги и субсидии.

4. Использование теории внешних эффектов в экономической практике. Административно экономические методы природоохранного регулирования. Рынок прав на загрязнение окружающей среды.

 

 

Внешние эффекты. Частные и общественные издержки и выгоды. Положительные и отрицательные внешние эффекты и проблема эффективного размещения ресурсов в рыночной экономике.

 

 

С учетом вышесказанного, можно сказать, что внешние эффекты представляют собой издержки или выгоды, достающиеся третьей стороне (не участвующей в рыночной сделке) и не учитываемые в рыночной цене.

Внешние эффекты могут быть результатом влияния потребления отдельных лиц на благосостояние других (внешние эффекты в потреблении), либо следствием воздействия деятельности фирм на производственные возможности других производителей (внешние эффекты в производстве).

Можно говорить и о смешанных внешних эффектах, когда, например, потребление отдельных лиц влияет на производственную деятельность других (внешние эффекты «потребление—производство») и наоборот (внешние эффекты «производство—потребление»).

В зависимости от тех последствий, которыми сопровождаются внешние эффекты, они могут быть отрицательными или положительными.

Об отрицательном внешнем эффекте говорят тогда, когда в результате производства или потребления блага у третьей стороны, не принимающей участие в рыночной сделке, возникают некомпенсируемые издержки. Поскольку третье лицо не участвует в сделке, его затраты не включаются в издержки по ее осуществлению. Следовательно, отрицательный внешний эффект — это издержки, перекладываемые на третьих лиц и не учитываемые в рыночных ценах. Они негативно воздействуют на эффективность распределения ресурсов.

Классическим примером отрицательного внешнего эффекта считается загрязнение окружающей среды. Так, деятельность химического комбината, сбрасывающего отходы в реку, будет причиной экстерналий для населения, проживающего на ее берегу. Речь идет о том, что у населения в результате деятельности химического комбината появятся дополнительные затраты по причине роста заболеваемости.

Положительный внешний эффект возникает тогда, когда в результате потребления блага третьи лица, не участвующие в рыночной сделке, получают не отражаемую в цене выгоду.

Положительные внешние эффекты связаны, например, с услугами образования и здравоохранения. Так, система высшего образования приносит выгоду как отдельным лицам, оплачивающим его услуги, так и обществу в целом (повышаются производительность труда и качество продукции, возрастает политическая активность населения, снижается уровень преступности и т.д.). Не случайно одной из самых значимых тенденций современного развития высшего образования является переход от массового образования к всеобщему. В последнее время рост численности студентов наблюдается во всех регионах мира.

Отрицательные внешние эффекты связаны с появлением предельных внешних издержек (МЕС) — затрат на производство дополнительной продукции, которые не оплачиваются фирмой–производителем, а перекладываются на третьих лиц.

В случае с загрязнением окружающей среды речь идет о потерях населения, которые с помощью рыночных механизмов не могут быть учтены в издержках фирм, загрязняющих атмосферу. Фирмы принимают решения о том, сколько производить продукции, с учетом предельных частных издержек (МРС) — издержек производства дополнительной продукции, включающих стоимость услуг лишь тех ресурсов, которые предприятия покупают или которыми владеют.

Предельные общественные издержки (МSС) включают в себя предельные внешние и предельные частные издержки: МSС = МРС + МЕС. Как видно, МSС> МРС. Это означает, что третьи лица не участвуют в рыночной сделке и их затраты не учитываются в издержках производства.

Положительные внешние эффекты связаны с появлением предельной внешней выгоды, или полезности (МЕВ) — выгоды от дополнительной единицы продукции, получаемой третьими лицами, которые не являются ни продавцами, ни покупателями этой дополнительной единицы продукции. В случае с образованием это будет выгода от услуг данной сферы, достающаяся обществу бесплатно.

Предельная частная выгода (МРВ) — полезность, получаемая потребителем от дополнительной единицы блага. В нашем примере это — выгода студентов от образовательных услуг. Она определяется той максимальной суммой денег, которую студенты готовы заплатить за обучение при каждом данном объеме предлагаемых образовательных услуг. В совокупности предельная частная выгода и предельная внешняя выгода образуют предельную общественную выгоду: МSВ = МРВ + МЕВ.

Последствия отрицательного внешнего эффекта рассмотрим с помощью графика отраслевого равновесия (рис. 11.1).

 

Рис.11.1 - Влияние отрицательного внешнего эффекта в производстве на эффективность отраслевого конкурентного равновесия

Кривая спроса на графике отражает предельную общественную полезность (D = MSB), которая при условии отсутствия положительного внешнего эффекта будет равна сумме предельных частных полезностей (МРВ).

Кривая рыночного равновесия построена с учетом предельных частных издержек производства (S = МРС).

Точка пересечения кривых рыночного спроса и рыночного предложения E1 определяет конкурентное равновесие на отраслевом рынке при условии отсутствия внешних эффектов. Равновесный объем производства Q1 — тот выпуск продукции, который выберут фирмы с целью максимизации прибыли. Однако с точки зрения общества производство целесообразно осуществлять до точки равенства предельной общественной выгоды и предельных общественных издержек (МSВ = МSC), т.е. до точки Е2. Цена в этом случае равна Р2, а объем производства — Q2 — тот выпуск, который будет оптимальным с точки зрения общества.

Из этого анализа можно сделать несколько выводов.

Первый заключается в том, что при отрицательном внешнем эффекте не достигается Парето–эффективное распределение ресурсов. Как видно из рис. 11.1, равновесный объем производства Q1 превышает тот, который считается оптимальным с точки зрения общества (Q2), т.е. имеет место перепроизводство товара. Равновесная цена Р1 ниже эффективной цены Р2, что объясняется перекладыванием фирмами части своих издержек на третьих лиц.

Второй вывод — эффективность распределения ресурсов можно повысить путем сокращения объема выпуска с Q1 до Q2. Вместе с тем при эффективном выпуске последствия внешнего эффекта полностью не устраняются, так как в любом случае производственная деятельность сопровождается загрязнением окружающей среды.

Ущерб, наносимый окружающей среде при равновесном объеме производства Q1, будет равен площади прямоугольника Р1Р3АЕ1, при оптимальном выпуске Q2 — площади Р0Р2 Е2В. Чистые потери эффективности будут определяться площадью треугольника АЕ2Е1 (см. рис. 1).

В случае положительного внешнего эффекта наблюдается недопроизводство благ, т.е. равновесный объем производства будет меньше Парето-оптимального. На рис. 11.2 отраслевое равновесие определяется точкой Е1, т.е. его условием, как уже отмечалось, будет равенство предельных частных издержек и предельной частной выгоды. Чистые потери эффективности в данном случае можно определить как разницу между дополнительными выгодами общества, возможными при достижении равновесного объема производства (площадь Р1Р3АЕ1) и оптимального выпуска продуции (площадь Р0Р2Е2В), т.е. эти потери на рис. 11.2 равны площади треугольника АЕ1Е2.

Рис.11.2 - Влияние положительного внешнего эффекта в потреблении на эффективность отраслевого конкурентного равновесия

 

Таким образом, при существовании внешних эффектов не достигается Парето-эффективного распределения ресурсов. В случае отрицательного внешнего эффекта наблюдается перепроизводство, при положительном, наоборот, недопроизводство товара.