Сокращения

IV. Поэтика былины

¨ По учебнику: все кратко законспектировать. Особенно что касается идейного содержания всех (!) былинных сюжетов, которые есть в природе.

¨ По работам: А.П. Скафтымов. Поэтика и генезис былин. [М.–П.] или Он же: Архитектоническое соотношение внутреннего состава былин о богатырских подвигах [Ю.Г.К.]

Законспектировать так, чтобы суметь подтвердить его выводы; см. также задания к анализу непосредственно былинных текстов

¨ По ст.: П.Д. Ухов. Типические места (loci communes) как средство паспортизации былин [М.–П.]:

a) Проблема, на решение которой направлена эта работа П.Д. Ухова.

b) Способ решения этой проблемы, предложенный исследователем.

c) Выписать все былинные общие места, цитируемые исследователем; см. также задания к анализу непосредственно былинных текстов.

IV. По былинным текстам (и по текстам, помещенным в раздел исторической песни – «Гнев Ивана Грозного на сына», «Скопин») из Хрестоматии РНПТ, сост. Ю.Г. Кругловым, третье (!) издание 1993 г.

1. Выписать и сопоставить общие места пира (с похвальбой или без, с поручением или без), седлания коня, богатырской поездочки,входа в помещение, въезда во двор, поднесения чары, царей не казнят.

2. Сопоставить общие места, рассматриваемые П.Д. Уховым (см. выше), и те же общие места из текстов (какие найдутся).

3. Выписать из каждого былинного текста примеры реализации следующих качеств былинной поэтики (если они, разумеется, в данном тексте присутствуют):

a) Идеализация предметного мира, героя и вообще всего, с чем только герой ни соприкасается;

b) Ретардации и троекратные повторения;

c) Гиперболизация;

d) Детализация повествования (внимание к мельчайшим деталям и разного рода относительно второстепенным обстоятельствам происходящего);

e) Единочатия;

f) Эстетические эффекты, по А.П. Скафтымову (см. выше), предварительного умаления героя, неожиданности, выделения героя-богатыря, резонации (со стороны персонажей) и проч. и проч.

4. Определить основную идею данной былины, соотносясь, во-первых, с тем, что написано в учебниках, и, главное, непосредственно с былинным текстом, о котором идет речь.

5. И, наконец, попытаться выделить в каждой былине мифологическую, просто архаическую или, напротив, историческую основу ее фабулы (=сюжета), образности, предметного мира.

 

1. [З.–К.] – Русский фольклор. Хрестоматия исследований. Сост.: Т.В. Зуева, Б.П. Кирдан. – М., "Флинта – Наука", 1998.

2. [М.–П.] – Русская фольклористика. Хрестоматия. Сост.: С.И. Минц, Э.В. Помернацева. – "Высшая школа", 1965.

3. [Ю.Г.К.] – Русское народное поэтическое творчество: Хрестоматия по фольклористике. Сост.: Ю.Г. Круглов. – М., "Высшая школа", 1986.