От душевного настроения к настроению природы
ЖИВОПИСЬ В 4 КЛАССЕ
С 9-10 лет ребенок вступает в новые взаимоотношения с миром вокруг него. Он становится более пробужденным к окружающему его миру в школе и дома. Меняется его взгляд. Открытый ожидающий взгляд становится вопросительным, иногда судящим и критическим. Ребенок становятся самокритичным. Он начинает стесняться своих собственных живописных работ и рисунков. «Это вышло не так, как надо, а это - вообще не похоже». Все остальные также не остаются в стороне. Родители, учитель, одноклассники внезапно попадают под его колкие удары. Например, делаются комментарии относительно одежды, волос, чьего-либо забавного носа или больших ушей. Все не такое, каким было раньше. Ребенок полностью беззащитен. Предыдущий поток симпатии к взрослым исчезает. Глаза уже открыты. И далеко не каждый в его окружении считает это приятным переживанием. Иногда очень близко подходит переживание смерти. Ребенок начинает чувствовать себя одиноким. Беззащитность иногда может быть скрыта за провокационным поведением, длинным языком и необходимостью выглядеть «круто». «Как этот ребенок изменился в последние несколько месяцев!» - вздыхает учитель, говоря со своими коллегами. У родителей появляется внезапное беспокойство по поводу их ребенка. «Она не осмеливается быть одна в доме и свет должен оставаться на всю ночь». Каждый может поделиться подобными воспоминаниями из своего собственного детства.
Новые отношения с миром имеют свою обратную сторону: например, дети могут делать удивительные открытия в природе. Вещи, которые раньше воспринимались как само собой разумеющееся, теперь открываются как что-то совершенно новое. Возрастает интерес к окружающему миру и учебный план полностью отвечает этому: т.е. изучается биология (наука о человеке и животном) и география. При помощи этих предметов дети открывают, что образы и формы, которые до этого они переживали внутренне, можно найти в царстве природы. Учитель, в стиле Гете, позволяет детям исследовать проявления феноменов в мире и распознавать действие сил в природе.
Все, что было осуществлено до четвертого класса относительно душевных настроений, теперь должно подвергнуться метаморфозе, изменению: от настроения души до настроения природы. Взгляд направлен вовне. Животный мир особенно близок ребенку. Животные в поле, на воде и в воде, птицы в небе. Животные в различных проявлениях. Их форма, окрас и пища в соответствии со средой их обитания. Великая взаимосвязь между людьми и животными становится очевидной в эпохе науки о человеке и животном. Мы избегаем в этом безжизненного натуралистического представления, таким образом, чтобы девяти- и десятилетние дети учились строить мосты между земным проявлением (образом) и творческими силами внутри него.