От душевного настроения к настроению природы

ЖИВОПИСЬ В 4 КЛАССЕ

С 9-10 лет ребенок вступает в новые взаимоотношения с ми­ром вокруг него. Он становится более пробужденным к окружаю­щему его миру в школе и дома. Меняется его взгляд. Открытый ожидающий взгляд становится вопросительным, иногда судящим и критическим. Ребенок становятся самокритичным. Он начинает стесняться своих собственных живописных работ и рисунков. «Это вышло не так, как надо, а это - вообще не похоже». Все осталь­ные также не остаются в стороне. Родители, учитель, одноклас­сники внезапно попадают под его колкие удары. Например, дела­ются комментарии относительно одежды, волос, чьего-либо забав­ного носа или больших ушей. Все не такое, каким было раньше. Ребенок полностью беззащитен. Предыдущий поток симпатии к взрослым исчезает. Глаза уже открыты. И далеко не каждый в его окружении считает это приятным переживанием. Иногда очень близко подходит переживание смерти. Ребенок начинает чувство­вать себя одиноким. Беззащитность иногда может быть скрыта за провокационным поведением, длинным языком и необходимостью выглядеть «круто». «Как этот ребенок изменился в последние нес­колько месяцев!» - вздыхает учитель, говоря со своими коллегами. У родителей появляется внезапное беспокойство по поводу их ребенка. «Она не осмеливается быть одна в доме и свет должен ос­таваться на всю ночь». Каждый может поделиться подобными вос­поминаниями из своего собственного детства.

Новые отношения с миром имеют свою обратную сторону: например, дети могут делать удивительные открытия в природе. Вещи, которые раньше воспринимались как само собой разумею­щееся, теперь открываются как что-то совершенно новое. Возрас­тает интерес к окружающему миру и учебный план полностью от­вечает этому: т.е. изучается биология (наука о человеке и живот­ном) и география. При помощи этих предметов дети открывают, что образы и формы, которые до этого они переживали внутрен­не, можно найти в царстве природы. Учитель, в стиле Гете, поз­воляет детям исследовать проявления феноменов в мире и распоз­навать действие сил в природе.

Все, что было осуществлено до четвертого класса относи­тельно душевных настроений, теперь должно подвергнуться мета­морфозе, изменению: от настроения души до настроения приро­ды. Взгляд направлен вовне. Животный мир особенно близок ре­бенку. Животные в поле, на воде и в воде, птицы в небе. Живот­ные в различных проявлениях. Их форма, окрас и пища в соот­ветствии со средой их обитания. Великая взаимосвязь между людьми и животными становится очевидной в эпохе науки о че­ловеке и животном. Мы избегаем в этом безжизненного натура­листического представления, таким образом, чтобы девяти- и де­сятилетние дети учились строить мосты между земным проявле­нием (образом) и творческими силами внутри него.