Вопрос 1. Понятие статистического наблюдения и его организационные формы.
Тема 2. Метод статистического наблюдения. Первичный учет и отчетность в правоохранительных органах России.
По теме № 2
ФОНДОВАЯ ЛЕКЦИЯ
УТВЕРЖДАЮ
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГКОУ ВПО
УФИМСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
Начальник кафедры
экономических дисциплин
полковник полиции
У.З.Сафин
«___» ____________2013 г.
по учебной дисциплине «Правовая статистика»
«Метод статистического наблюдения. Первичный учет и отчетность в правоохранительных органах России»
по специальности 030505.65 Правоохранительная деятельность
Время – 2 часа
Фондовая лекция подготовлена старшим преподавателем кафедры, подполковником полиции Р.Р. Яковлевой
Рецензенты: кандидат экономических наук, доцент М.А Рахматул-лин, доцент кафедры экономических дисциплин УЮИ МВД России; кандидат экономических наук, доцент Г.Б. Ахмедина, профессор кафедры зарубежное регионоведение Уфимского государственного университета экономики и сервиса
Обсуждена и одобрена на заседании
кафедры экономических дисциплин
9 апреля 2013 г., протокол № 16
УФА 2013
План лекции
1. Понятие статистического наблюдения и его организационные формы.
2. Виды и способы статистического наблюдения. Выборочное наблюдение.
3. План и программа статистического наблюдения. Ошибки наблюдения.
4. Первичный учет и отчетность в правоохранительных органах России.
Статистика основывается на данных, сбор которых производится путем статистического наблюдения. Чтобы систематически исследовать какое-либо явление общественной жизни, необходимо собрать о нем нужные сведения, но не всякий сбор сведений является статистическим наблюдением.
Статистическое наблюдение - планомерный, научно-организованный и, как правило, систематический сбор материала о массовых явлениях общественной жизни путем регистрации существенных признаков. Статистическое наблюдение - весьма сложная и ответственная операция. На этой стадии формируются статистические данные, которые затем подвергаются сводке, анализу, обобщению. Естественно, что от качества наблюдения зависит успех всей статистической работы.
Для получения полных и сравнимых данных необходимо строго соблюдать:
- принцип одновременности и периодичности наблюдения, т.е. сбор статистического материала необходимо производить одновременно по всей обследуемой территории и периодически его повторять;
- рациональное сочетание форм, видов и способов наблюдения;
- централизованное руководство наблюдением. Только при централизованном руководстве можно добиться одинакового толкования и применения программы наблюдения, обеспечить полноту и единообразие в приемах сбора сведений и обработки отчетности, лучше практически использовать статистическую информацию для контроля за ходом выполнения плана.
Ошибки статистического наблюдения на последующих стадиях работы исправить практически невозможно. Это особенно важно и потому, что статистика имеет дело с массовыми явлениями, только учет всей совокупности последних дает возможность сделать правильные выводы.
К данным наблюдения предъявляются следующие требования: достоверность; сопоставимость как по методике, так и времени; своевременность; полнота охвата явлений.
В статистике две основные организационные формы статистического наблюдения: отчетность и специально организованное статистическое наблюдение.
Отчетность - это такая форма наблюдения, при которой сведения о деятельности предприятия, организации в статистические органы и вышестоящие организации поступают в виде определенных документов (отчетов) по специально утвержденным формам и показателям в строго установленные сроки.
Отчетность, основанная на первичном учете, является одним из основных источников статистических сведений. Она многообразна и своими показателями охватывает все основные вопросы жизнедеятельности общества. Различают общегосударственную отчетность (обязательную для предприятий и организаций всех форм собственности), которая представляется в органы государственной статистики и внутриведомственную. Внутриведомственная отчетность используется министерствами и ведомствами для своих оперативных нужд. Все формы статистической отчетности утверждаются Росстатом РФ.
Утвержденная форма отчетности содержит следующие обязательные реквизиты: номер формы и дата утверждения; название формы; отчетный период и дата представления отчетности; адреса, в которые должна представляться отчетность; наименование и адрес отчитывающейся организации, предприятия, учреждения; должности лиц, подписывающих отчет и ответственных за его составление.
В правовой статистике наблюдение проводится главным образом в форме государственной статистической отчетности, которая поступает в отделы статистики (аналитические группы) соответствующих органов МВД РФ, Прокуратуры РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда и Министерства юстиции РФ.
Развитие рыночных отношений сужает сферу показателей государственной отчетности и обуславливает распространение специально организованного статистического наблюдения.
Специально организованное статистическое наблюдение охватывает те стороны общественной жизни, которые не находят достаточного отражения в отчетности. К ним относятся: переписи, единовременные учеты, специальные статистические обследования. Перепись, как и единовременный учет, проводится периодически или единовременно, характеризует массовое явление на определенный момент времени и используется для получения детальных сведений для расчетов. К числу специальных обследований относятся: обследование бюджетов рабочих, бюджетов времени, качества продукции, потерь и другие. Специальное статистическое наблюдение проводится не только органами статистики, но и предприятиями и учреждениями.
Специально организованное статистическое обследование в правовой статистике используют реже. Проводятся специально организованные плановые и внеплановые обследования по уточнению достоверности отчетности, для выявления слабых и сильных сторон деятельности подотчетных подразделений.