Вопрос 1. Понятие статистического наблюдения и его организационные формы.

Тема 2. Метод статистического наблюдения. Первичный учет и отчетность в правоохранительных органах России.

По теме № 2

ФОНДОВАЯ ЛЕКЦИЯ

УТВЕРЖДАЮ

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФГКОУ ВПО

УФИМСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

 

КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

 

 

Начальник кафедры

экономических дисциплин

полковник полиции

У.З.Сафин

«___» ____________2013 г.

 

 

по учебной дисциплине «Правовая статистика»

«Метод статистического наблюдения. Первичный учет и отчетность в правоохранительных органах России»

по специальности 030505.65 Правоохранительная деятельность

Время – 2 часа

 

 

Фондовая лекция подготовлена старшим преподавателем кафедры, подполковником полиции Р.Р. Яковлевой

 

 

Рецензенты: кандидат экономических наук, доцент М.А Рахматул-лин, доцент кафедры экономических дисциплин УЮИ МВД России; кандидат экономических наук, доцент Г.Б. Ахмедина, профессор кафедры зарубежное регионоведение Уфимского государственного университета экономики и сервиса

Обсуждена и одобрена на заседании

кафедры экономических дисциплин

9 апреля 2013 г., протокол № 16

УФА 2013


План лекции

 

1. Понятие статистического наблюдения и его организационные формы.

2. Виды и способы статистического наблюдения. Выборочное наблюдение.

3. План и программа статистического наблюдения. Ошибки наблюдения.

4. Первичный учет и отчетность в правоохранительных органах России.

Статистика основывается на данных, сбор которых производится путем статистического наблюдения. Чтобы систематически исследовать какое-либо явление общественной жизни, необходимо собрать о нем нужные сведения, но не всякий сбор сведений является статистическим наблюдением.

Статистическое наблюдение - планомерный, научно-организованный и, как правило, систематический сбор материала о массовых явлениях общественной жизни путем регистрации существенных признаков. Статистическое наблюдение - весьма сложная и ответственная операция. На этой стадии формируются статистические данные, которые затем подвергаются сводке, анализу, обобщению. Естественно, что от качества наблюдения зависит успех всей статистической работы.

Для получения полных и сравнимых данных необходимо строго соблюдать:

- принцип одновременности и периодичности наблюдения, т.е. сбор статистического материала необходимо производить одновременно по всей обследуемой территории и периодически его повторять;

- рациональное сочетание форм, видов и способов наблюдения;

- централизованное руководство наблюдением. Только при централизованном руководстве можно добиться одинакового толкования и применения программы наблюдения, обеспечить полноту и единообразие в приемах сбора сведений и обработки отчетности, лучше практически использовать статистическую информацию для контроля за ходом выполнения плана.

Ошибки статистического наблюдения на последующих стадиях работы исправить практически невозможно. Это особенно важно и потому, что статистика имеет дело с массовыми явлениями, только учет всей совокупности последних дает возможность сделать правильные выводы.

К данным наблюдения предъявляются следующие требования: достоверность; сопоставимость как по методике, так и времени; своевременность; полнота охвата явлений.

В статистике две основные организационные формы статистического наблюдения: отчетность и специально организованное статистическое наблюдение.

Отчетность - это такая форма наблюдения, при которой сведения о деятельности предприятия, организации в статистические органы и вышестоящие организации поступают в виде определенных документов (отчетов) по специально утвержденным формам и показателям в строго установленные сроки.

Отчетность, основанная на первичном учете, является одним из основных источников статистических сведений. Она многообразна и своими показателями охватывает все основные вопросы жизнедеятельности общества. Различают общегосударственную отчетность (обязательную для предприятий и организаций всех форм собственности), которая представляется в органы государственной статистики и внутриведомственную. Внутриведомственная отчетность используется министерствами и ведомствами для своих оперативных нужд. Все формы статистической отчетности утверждаются Росстатом РФ.

Утвержденная форма отчетности содержит следующие обязательные реквизиты: номер формы и дата утверждения; название формы; отчетный период и дата представления отчетности; адреса, в которые должна представляться отчетность; наименование и адрес отчитывающейся организации, предприятия, учреждения; должности лиц, подписывающих отчет и ответственных за его составление.

В правовой статистике наблюдение проводится главным образом в форме государственной статистической отчетности, которая поступает в отделы статистики (аналитические группы) соответствующих органов МВД РФ, Прокуратуры РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда и Министерства юстиции РФ.

Развитие рыночных отношений сужает сферу показателей государственной отчетности и обуславливает распространение специально организованного статистического наблюдения.

Специально организованное статистическое наблюдение охватывает те стороны общественной жизни, которые не находят достаточного отражения в отчетности. К ним относятся: переписи, единовременные учеты, специальные статистические обследования. Перепись, как и единовременный учет, проводится периодически или единовременно, характеризует массовое явление на определенный момент времени и используется для получения детальных сведений для расчетов. К числу специальных обследований относятся: обследование бюджетов рабочих, бюджетов времени, качества продукции, потерь и другие. Специальное статистическое наблюдение проводится не только органами статистики, но и предприятиями и учреждениями.

Специально организованное статистическое обследование в правовой статистике используют реже. Проводятся специально организованные плановые и внеплановые обследования по уточнению достоверности отчетности, для выявления слабых и сильных сторон деятельности подотчетных подразделений.