Социально-экономическая эффективность организации системы обслуживания.

Ступенчатая организация культурно-бытового обслуживания как структурообразующий элемент селитебной зоны. Общественные центры города.

Спупенчатая система обслуживания получила повсеместное распространение.

Ее достоинствамиявляются : возможность системного подхода к организации культурно-бытового обслуживания, что обуславливает простоту и четкость расчетов, наличие предпосылок для типового проектирования, что снижает затраты на культурно-бытовое строительство. Недостатки: излишняя жестокость поведения человека при выборе удовлетворения своих потребностей; во-вторых, идея коллективного микрорайона не соответствует складывающемуся образу городской жизни.

Поэтому проекты городов планируются, исходя из общественного обслуживания на два уровня: избирательный (нестандартный ) и массовый (стандартный ).

На избирательном уровне обеспечиваются потребности, реализуемые в соответствии с индивидуальным выбором видов и форм услуг как в сфере духовного, так и в сфере материального потребления.

Массовый уровень обслуживания охватывает все элементы города, в каждом из которых состав и соотношение различных функциональных видов обслуживания определяется значением данного элемента в планировочной структуре и жизнедеятельности населения, а емкость отдельных объектов - конкретной градостроительной ситуацией. Еще для изучения предлагается три системы: территориальная, коммуникативная и уникальная.

Территориальнаясистема охватывает объекты повседневного пользования, размещенные в радиусе пешеходной доступности до 500 м, и учреждения периодического и эпизодического пользования, размещаемые с доступностью не превышающей 7 – 10 минут при использовании транспорта.

Коммуникативная система вкючает специализированные поликлинники, предприятия торговли, общественного питания и бытвого обслуживания, учреждения культуры, гостиницы.

Уникальнаясистема предполагает размещение учреждений обслуживания в уникальных зонах – мемориальных, музейно-выставочных, спортивно-зрелищных и д. р.

Она может быть определена путем сравнения вариантов организации культурно-бытового обслуживания по формуле:

З = С + аТ + Енк , где

З - приведенные суммарные затраты по вариантам, руб. / год,

К - капитальные вложения в строительство культурно-бытовых объектов, руб.,

Ен - нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений,

С - эксплуатационные затраты по культурно-бытовым объектам в течение года, руб./год.,

Т - количество часов, затрачиваемое на подход к культурно-бытовым объектам в течение года, ч.,

А - оценка затрат свободного времени, руб./ ч.,

Эффективность кооперирования культурно-бытовых объектов обуславливается уменьшением количества зданий, уменьшением полезной площади вследствие совместного использования ряда помещений (вестибюлей, гардеробов и д. р.) несколькими учреждениями, сокращением территории участков. Наибольший эффект достигается при укрупнении и кооперировании мелких родственных по назначению культурно-бытовых объектов с большим удельным весом площади обслуживающих помещений.

 

Типы промышленных объектов и принципы их размещения в городе. Состав промышленных районов и их классификация. Нормирование территорий промышленных районов. Размещение городских промышленных районов.

 

Промышленные объекты являются основными градообразующими элементами города. Их типизация осуществляется специализированными отраслевыми проектными и научно-исследовательскими институтами. Главным параметром, определяющим тип предприятия является его отрасевая принадлежность и годовой объем выпускаемой продукции (мощность). Промышленные предприятия в городе могут размещаться двумя способами.

1. Первый способ: концентрация предприятий в промышленных районах; промышленный район – обособленное планировочное образование в прмышленной зоне города, формирующееся на базе группы промышленных предприятий и сопутствующих им объектов вспомогательного и обслуживающего характера.

2. Второй способ: рассредоточение предприятий в жилой застройке и образование на их базе комплексных промышленно-селитебных районов.

 

Состав промышленных районов и их классификация. Такие районы включают:

§ промышленные предприятия, теплоэлектростанции, линии электропередачи, крупные гаражи и автобазы;

§ конструкторские бюро с опытным производством и учебные центры, объекты научно-технического обслуживания предприятий;

§ подъездные железнодорожные пути и станции, автомобильные дороги, обеспечивающие внутренние и внешние транспортные связи, грузовые причалы, пристани;

§ культурно-бытовые учреждения и предприятия, обслуживающие работающих в промышленном районе.

§ Резервные территории для расширения действующих объектов и нового строительства, предзаводские зоны (площади и входные узлы предприятий ), озелененные участки для кратковременного отдыха и санитарно-защитные зоны.

В зависимости от степени вредности предприятия разделяются на пять классов, каждому из которых соответствует определенная ширина санитарно-защитной зоны:

1 класс - 1000м; 2 класс - 500м; 3 класс - 300м;

4 класс - 100м; 5 класс - 50м;

В зависимости от санитарной классификации производства и величины грузооборота промышленных предприятий городские промышленные районы разделяются на три категории:

Первая – районы, удаленные от селитебной территории;

Вторая – районы, расположенные около границ селитебной территории;

Третья – районы, находящиеся в пределах селитебной территории;

 

 

Районы второй категории предназназначены для размещения предприятий 3-его и 4-ого классов вредности независимо от величины грузооборота, предприятий 5-ого класса и предприятий, не выделяющих производственных выбросов, но требующих устройства железнодорожных путей.

В районах 1-ой категории могут размещаться предприятия 1-ого и 2-ого классов вредности независимо от грузооборота.

В районах 3-ей категории могут размещаться предприятия, не выделяющие производственных вредностей, и предприятия 5-ого класса вредности с непожароопасными и взрывоопасными процессами, не требующие прокладки железнодорожных путей, с интенсивностью грузооборота не более 40 автомобилей в сутки в одном направлении. В зависимости от состава промышленных предприятий, формирующих промышленные районы, они могут быть специализированными и комплексными разноотраслевыми.

Нормирование территорий промышленных районов.

На общую площадь территории промышленного района влияют:

§ его специализация или тип ведущей отрасли среди комплекса производств;

§ состав обслуживающих объектов;

§ внутренняя планировка района;

§ степень удовлетворения общих градостроительных требований (обеспечение удобного и равномерного расселения с учетом трудовой занятости по районам города, минимальная транспортная доступность ло мест приложения труда).

Территория, занимаемая площадками промышленного предприятия и других производственных объектов, учреждениями и предприятиями обслуживания, должна составлять, как правило, не менее 60 % всей территории промышленной зоны ( района).

Размещение городских промышленных районов.

Требования к размещению промышленных районов: производственно-технические, инженерно-строительные, санитарно-гигиенические и транспортные.

1. Удовлетворение производственно- технических требований предполагает возможность снабжения промышленных районов водой определенного качества, электроэнергией, теплом, газом, гарантирует нормальный отвод сточных вод;

2. Инженерно-строительные требования предопределяют состояния промышленных территорий;

3. Санитарно-гигиенические требования предусматривают размещение промышленных районов с подветренной стороны по отношению к жилым районам и ниже их по течению рек с учетом санитарно-защитных разрывов;

4. Соблюдение транспортных требований с точки зрения интересов работающих предполагает максимально-возможное (в пределах 30 – 40 минутной доступности в один конец ) приближение промышленных районов к местам расселения трудящихся и их удобную транспортную сеть.

При размещении промышленных районов в городе следует предусматривать возможность дальнейшего их развития, чему благопрятствует параллельное размещение промышленных и жилых районов.