ГОТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО

«В ней всё соединено вместе: этот стройный и высоко возносящийся над головою лес сводов, эта легкая паутина резьбы, опуты­вающая его своею сетью, обвивающая его от подножия до конца шпица и уле­тающая вместе с ним на небо, окна огромные, узкие, с бесчисленными изменениями и переплётами; величие и вместе красота, роскошь и простота, тяжесть и легкость — это такие достоинства, которых никогда, кроме этого времени, не вмещала в себя архитектура. Вступая в священный мрак этого хра­ма, сквозь который фантастически глядит разноцветный цвет окон, поднявши глаза кверху, где теряются, пересекаясь, стрельчатые своды один над другим, один над другим и им конца нет, — весьма естественно ощутить в душе неволь­ный ужас присутствия святыни, которой не смеет и коснуться дерзновенный ум человека», - так характеризовал Гоголь готическое течение.

Термин «готика» возник применительно к архитектуре, и именно в ней проявились наиболее характерные черты этого стиля. На протяжении столетия – примерно с 1150 до 1250 гг. – архитектура оставалась преобладающим видом искусства. Этот период можно назвать великой эпохой соборов. Название стилю дал Джорджо Вазари, итальянский художник и архитектор, автор труда «Жизнеописание», который он закончил в 1550 году. По сути дела являясь автором первого монументального труда по истории искусств, Вазари изучал шедевры Ренессанса и всё, что было сделано до этого, ему казалось дикостью. Поэтому стиль им был назван «Готика», от итальянского слова gotico, что переводится как «варварский».

Что касается живописи, то местом её расцвета, пришедшегося на первую половину XIV в. Стала Центральная Италия, а примерно с 1400г. Живопись становится ведущим жанром искусства и к северу от Альп. Таким образом, рассматривая всю эпоху готики в целом, мы видим, как постепенно роль основного вида искусства перешла от архитектуры к живописи, то есть архитектурное начало уступило место живописному.