Архитектура

Ссылки

Литература

Примечания

  1. 1234 Doc. Ing. arch. Dr. Bohuslav Syrový, CSc. Architektura. — Praha: SNTL - Nakladatelství technické literatury, 1972. — С. 328.
  • Hoffmann Th.R. «Die Kunst der römischen Antike».Stuttgart, 2005.
  • На Викискладе есть медиафайлы по теме Базилика

В Викисловаре есть статья «Базилика»

  • Православная энциклопедия. Том IV. М., 2002. С.264-269
  • Базилика // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Статья «Базилика» в энциклопедии «Кругосвет».

 

Это заготовка статьи об архитектуре. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её.

 

[показать]Римские базилики и церкви
Большие базилики Сан-Пьетро-ин-Ватикано · Сан-Джованни-ин-Латерано · Санта-Мария-Маджоре · Сан-Паоло-фуори-ле-Мура · Сан-Лоренцо-фуори-ле-Мура · Санта-Кроче-ин-Джерусалемме · Сан-Пьетро-ин-Винколи
Древние базилики Пантеон · Санти-Косма-э-Дамиано · Санта-Костанца · Санта-Прасседе · Санта-Пуденциана · Санта-Сабина · Санта-Мария-Антиква · Санто-Стефано-Ротондо
Средневековые базилики Санта-Мария-ин-Космедин · Санта-Мария-ин-Трастевере · Санта-Мария-ин-Арачели · Санта-Мария-сопра-Минерва · Санта-Мария-ди-Монсеррато · Сан-Клементе · Санта-Чечилия-ин-Трастевере · Сан-Бартоломео · Сант-Иво алла Сапиенца · Сан-Джорджио-ин-Велабро · Санта-Франческа-Романа · Санта-Мария-ин-Виа-Лата · Санти-Апостоли · Санта-Мария-деи-Монти · Санти-Куаттро-Коронати
Церкви Нового времени Санта-Мария дель Пополо · Санта-Мария-делла-Паче · Сан-Пьетро-ин-Монторио · Сант-Агостино · Сан-Луиджи-деи-Франчези · Санта-Мария-дельи-Анджели-э-деи-Мартири · Тринита-деи-Монти · Иль-Джезу · Санта-Сусанна · Санта-Мария-делла-Витториа · Сант-Иньяцио · Сант-Андреа-делла-Валле · Сант-Алессио · Сант-Аньезе-ин-Агоне · Сант-Андреа-аль-Квиринале · Санта-Мария-делла-Кончеционе · Сан-Франческо-а-Рипа · Сан-Карло алле Куатро Фонтане · Сан-Марчелло-аль-Корсо · Аббатство Тре Фонтане · Санта-Мария-деи-Мираколи · Сан-Себастьяно-фуори-ле-Мура
Современные церкви Юбилейная церковь

 

[показать] Храмовая архитектура
Христианские Крестово-купольный храм • Шатровый храм • Базилика • Ротонда • Восьмерик на четверике • Иже под колоколы • Корабль • Надвратный храм • Железная церковь • Зальный храм
Буддийские Пранг • Пагода • Сала • Ступа • Кумбум • Тахото • Так-пху • Чайтья
Языческие Митреум • Моноптер • Нимфеум • Наиск • Капище • Гонтина • Серапеум • Мегалитические храмы Мальты • Мандир
План и объёмы Наос • Пронаос • Опистодом • Неф • Апсида • Четверик • Восьмерик • Капелла • Хоры • Галерея • Средокрестие
Помещения Экзонартекс • Притвор • Венец капелл • Придел • Крипта • Подклет • Карильон • Вима • Амвон • Алтарь • Трансепт • Исповедальня • Эмпоры
Несущие конструкции Столб • Колонна • Аркада • Каркасная система готической архитектуры • Контрфорс • Аркбутан • Нервюра
Своды и перекрытия Арка • Свод • Конха • Парус • Тромп • Барабан • Глава • Купол • Шатёр • Журавец • Закомара • Кокошник • Лемех • Небо
Храмовые сооружения Звонница • Карильон • Колокольня • Кампанила • Капелла • Придел • Баптистерий • Киворий • Гульбище • Клуатр • Трапезная • Мартириум

Источник — «http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=Базилика&oldid=48679680»

Категории:

  • Типы храмов
  • Базилики

 

Архитектура Древней Греции. 1

Капитель. 12

Портик. 15

Каннелюра. 16

Полуколонна. 17

Аркбутан. 19

Волюта. 20

Пилястра. 20

База (архитектура) 22

Стилобат. 30

Цоколь. 32

Колоннада. 34

Галерея. 36

Балюстрада. 39

Аркада (архитектура) 42

Трансепт. 45

Неф.. 46

Целла. 51

Опистодом. 52

Простиль. 53

Наос. 53

Завеса (Катапетасма) 55

Царские врата. 57

Притвор. 59

Скиния. 60

Паперть. 63

Базилика. 65

 

В отличие от египетской архитектуры, которая ориентировалась на заупокойный культ, и от критской, бывшей преимущественно дворцовой, греческая архитектура была в первую очередь храмовой. Но греческие храмы имели с самого начала совершенно особое назначение. В них не собирались молящиеся, т. к. культовые церемонии совершались перед жертвенником под открытым небом. Греческий храм служил исключительно помещением для храма божества. Но это было не священное жилище самого божества, подобно верхней части вавилонского зиккурата, а "жилище" его величественного изваяния в образе прекрасного мужа или жены. Так что храм являлся как бы вместилищем, архитектурным обрамлением вящей красоты, той, что не сумела создать природа, предоставив это дело человеку.

 

С формированием греческих полисов совпадает развитие культовой архитектуры. К VII веку до н.э. появилась необходимость в храмах, которые строились на самых видных местах, на высоких холмах, порой на берегу моря, так как храм был не только святилищем, центром религиозной жизни полиса, но и центром его политической и экономической деятельности.

 

Греческий храм возник из микенского мегарона. Статуя божества помещалась в святилище - целле (cella), архитектурно соответствующей залу царского мегарона, где стоял очаг. Свет проникал в целлу только через дверь, так что в ней царил полумрак, создававший особо торжественное настроение. Целлу обрамляла колоннада.

 

Древнейшим типом каменного архаического храма был так называемый "храм в антах". Он состоял из небольшой целлы с двускатной крышей. Её фасад был оформлен выступами боковых стен - антами и украшен двумя колоннами. по этому типу были построены сокровищницы в Дельфах и Олимпии.

 

Дальнейшим шагом в развитии архитектуры храма был простиль. На переднем фасаде простильного храма были размешены четыре колонны. В храме амфипростильного типа колоннада украшала уже как передний, так и задний фасад, где был вход в сокровищницу. Причём колонны теперь располагались не между, а перед антами. Однако самым распространённым стал другой тип храма - периптер, который был окружён колоннами со всех четырёх сторон. Чаще всего на главном фасаде было шесть колонн, такие храмы назывались гексастильными периптерами. Наиболее сложный тип храмового здания - диптер, который включает два ряда колонн, окружающих целлу.

 

Уже в архаическую эпоху в греческой архитектуре ясно выявились два стиля, или, как принято говорить, ордера: дорический и ионический. Ордер (что значит строй, порядок) определяет структуру колонн и покоящейся на ней верхней части здания (антаблемента).

 

Дорический ордер, который можно считать основным в развитии греческой архитектуры, частично восходит к Микенам, а также отражает начало, внесённое дорийским завоевательным потоком. Он характерен для Пелопонесса и греческих поселений в Сицилии и Южной Италии. Происхождение ионического ордера связано с богатыми городами Ионии, где в разных формах ощущается наследие минойского искусства, и влиянием архитектуры стран Передней Азии (Финикии, Ирана).

 

Одни и те же ордерные части применялись в обоих стилях, но различие в деталях приводило к совершенно разному впечатлению. Дорический ордер своей простотой и геометричностью воплощал идею мужественности, гармонию силы и строгости. Ионический же ордер выражал стремление к декоративности, лёгкости форм, лиричности.

 

Важнейшей частью ордера была колонна, как основная несущая конструкция. В дорическом ордере колонна не имеет базы и стоит прямо на стилобате. Её массивный ствол сужается кверху, прорезан желобками-каннелюрами и завершается капителью состоящей лишь из круглой подушки-эхины, которая в свою очередь упирается в квадратную плиту-абаку. Соотношение частей в ней основано на точном математическом расчёте.

 

Фриз дорического ордера разделён триглифами на участки-метопы. Триглифы - участки фриза с тремя вертикальными каннелюрами. Прямоугольные метопы дорического фриза требовали рельефов, изображающих не более двух-трёх фигур, а их чередование позволяло рассказать в эпизодах о каком-нибудь сражении или подвиге мифологического героя.

 

Дорический карниз имеет простое ступенчатое строение, без дополнительных украшений. Вернее, украшением ему служат его пропорции. Архитрав представляет собой простую гладкую балку. В соотношении ширины карниза, фриза и архитрава, как и в колонне основанном на математическом расчёте, часто используются пропорции "золотого сечения".

 

Колонна ионического ордера выше и тоньше по своим пропорциям, чем дорическая. Она имеет базу, а эхина капители образует два изящных завитка-волюты. Рёбра каннелюр по бокам стёсаны и имеют дорожки. Ионическая колонна как бы вырастает над базой и распускается вверху, подобно цветку. Соотношение частей в ней тоже основано на математическом расчёте, но этот расчёт не стесняет фантазии, он менее очевиден, чем дорический.

 

Ионический фриз идёт сплошной полосой и не разделён на отдельные участки, подобно дорическому. По непрерывной горизонтали ионического фриза располагаются вереницы фигур - перед нами опять таки либо сражения, либо охоты, либо культовые процессии.

 

Карниз и архитрав ионического ордера более декоративны, чем в дорическом, имеют более сложную ступенчатую структуру. Некоторые их части дополнительно украшены простым линейным орнаментом.

 

По своему строению греческая колонна идеально соответствовала своему назначению, полностью отвечала принципу функциональности, и потому греческие ордеры выдержали испытание временем.

 

Зодчество и ваяние составляли в Греции единое органическое целое. В замечательном памятнике VI века, сокровищнице в Дельфах, человеческая фигура заменяет ионическую колонну, так что опорой кровли служат статуи девушек-кор.